Анализ и самоанализ урока

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный — отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

— готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

— подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

— подготовленность классного помещения — чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

— мобилизующее начало урока;

— последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

— насыщенность урока, темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

— обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

— соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

— соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

— цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

— обоснование выбора методов обучения;

— пути реализации дидактических принципов в обучении;

— индивидуализация и дифференциация в обучении;

— взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

— научность и доступность изложения новых знаний;

— использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

— организация закрепления учебного материала;

— организация самостоятельной работы учащихся;

— проверка и оценка знаний и умений учащихся;

— вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

— отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

— задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

— пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

— контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

— подготовка рабочего места;

— поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

— интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

— состояние их устной и письменной речи;

— знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

— отношение учащихся к учителю;

— степень и характер участия коллектива в целом И отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9. Выводы:

— выполнение плана урока;

— достижение целей урока;

— особенно интересное и поучительное на уроке;

— что произвело на уроке наибольшее впечатление;

— какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

— оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа мне урок понравился, учащиеся и учитель работали активно, цель урока достигнута и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.

Самоанализ урока. Яковлева Т.В.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: