Дядя митя с котом циником.

На этот раз по праву гостя нападать начал я.

— Дмитрий Сергеевич, вы называете ГИП школой общения, так?

— Так.

— И себя числите старшим преподавателем, не так ли? —

— Допустим.

— Вот я и спрашиваю: на каком основании? Работаете вы с отдельными

людьми, решаете личные уравнения. Но ведь назвался гусем — спасай Рим,

так, кажется?..

— Назвался груздем, допустим…

— Вот-вот. Так можете ли вы сказать, какие предметы преподаются в вашей

школе? По какой программе, кем утвержденной?.. Говоря иначе, в чем же

состоит проблема общения? Еще иначе: что такое общение? Определите.

Ну вот, кажется, подзавел — в глазах Д. С. появился хирургический

блеск. Выдержал паузу. Потрогал шахматный столик.

— Можно, я задам встречный вопрос?

— Задавайте.

— Вот сейчас-мы с вами общаемся или нет, как по-вашему?

— Не уверен. Зависит от определения. Как сказать.

— Именно. Взаимодействие, обмен информацией — чем не определения?

Но ведь это почти все равно, что сказать: письмо — это послание, или рука

— верхняя конечность. Есть слова четкие, знающие себе место, сами себе

равные — спичка, например, а есть невообразимо раздувающиеся…

— Например, демагогия.

— Или шарлатанство. Вы меня сбили, однако…

Да… Так вот, и общение-одно из тех разъезженных слов, вроде

свободы, любви и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно,

это и коту понятно. (Откуда-то раздалось слабое вопросительное мяуканье.)

Слово-пакет, в которое можно завернуть радиопередачу, воспитание,

партию в шахматы, лекцию, постель, дрессировку, театр, младенческое

уа-уа, застолье, книгу, случайный взгляд, анонимку, музыку, дипломатию,

матерщину… Среда всякого обитания… Я не знаю, что такое НЕ-общение.

Общение, во всяком случае, древнее человека и, быть может, древнее жизни.

Одну секундочку…

Он прыгнул, как кузнечик, к своей рабочей стене — одной из стен

комнаты, на которой, кроме двух самодельных полочек, стареньких ходиков и

рядом стоящей стремянки, ничего нет, а прямо на обоях кусочками пластыря

лепятся в сменном порядке бумаги и бумажки. Стена, таким образом,

превращена в обширный, хорошо обозреваемый стол (зрение у Д. С., — две

единицы), некоторые бумажки залезают даже на потолок, кое-какие на пол —

неплохой способ раскладки дел для человека, перегруженного текучкой, никак

не решусь перенять. Отделил какой-то листок…

— Вот, посмотрите… впрочем, постойте, — с ловкостью, граничащей с

неучтивостью, он выхватил у меня листок, на котором я успел увидеть только:

…ВЫ БЫ ОПРЕДЕЛИ ИСКУ ОБЩЕ

ТАЛА ОБЩЕ ДАР НИЯ — ЧТО ЭТО ТА

— Сначала ответьте сами. Будьте любезны: что такое искусство общения?

— Но ведь мы еще не…

— Все равно, отвечайте сходу, что в голову придет.

Желательно одной фразой.

— …М-м… Ну, допустим, умение соблюдать дистанцию…

— Так, блистательно. Самооценка неустойчива, тревожность высокая…

— Что-что?.. Это вы обо мне?

— Нет, так, вообще. (Он ехидно нахмурился.)

— А вы бы как ответили?

— Посмотрите.

Как бы вы определили искусство общения!

Талант общения, дар общения — что это такое, ло-вашему!

(ответы 23 участников ГИПа)

1. Уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении, с любым

человеком.

2. Умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника.

3. Творческая вежливость.

4. Умение себя поставить.

5. Равновесие серьезности с юмором.

6. Быть человеком, ничего больше.

7. Умение управлять людьми незаметно. Скрытое влияние, искусство

внушения.

8. Как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое чуть-чуть.

9. Хорошая мина при плохой игре. И наоборот.

10. Необъяснимый дар привлекать людей. Обаяние, обаяние!

11. Достоинство, в этом все.

12. То же, что мастерство актера: точность, слов, точность молчания.

Умение играть роль.

13. Никакого искусства, естественность! Искренность.

14. Открытое лицо, скрытые мысли.

15. Непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы.

16. Чувство меры.

17. Говорить с каждым на его языке.

18. Ответственность минус навязчивость.

19. Знание правил игры и умение их применять. Всегда видеть на ход

дальше партнера.

20. Умение доверять.

21. Равновесиеэгоизмов.

22. Искусство создавать видимость общения, поскольку общения нет. Все

мы одиноки, дорогой Док, и вы тоже.

23. Любить. Остальное приложится.

— Что скажете? (Пока я читал, на колени мне вспрыгнул

золотисто-опаловый ангорский кот Цинциннат. Котенка с татарскими глазами

подарила Д. С. уже нареченным одна пациентка. Д, С. пришлось удобства ради

сократить его имя, теперь он Циник.)

— Что скажу… Много всего… Мешанина какая-то…

— Ага. Вот именно. Смесь жанров, кто во что горазд, про Фому и про

Ерему. Иного и не могло быть при журналистски-обывательской постановке

вопроса.

— А зачем же вы…

— А зачем вы?! Что такое общение… Да все что хотите! Конфликт,

сделка, любовь, поэзия… И ничего, как справедливо гласит ответ номер

двадцать два.

— Так. Значит, и дар, талант общения или как его там — тоже все и

ничего?

— А вот этого я не говорил. Вопрос поставлен в такой

щекочуще-общедоступной форме нарочно. Ответы можно группировать. По

контексту, по подразумеваемымжанрам… Видите: какие-то почти совпадают,

другие соприкасаются, некоторые противоположны. Разные установки, у одних

— вовнутрь, на владение собой, у других — вовне, на овладение другими.

Одни упирают на сторону практическую-первый, двенадцатый, девятнадцатый,

другие — на моральную — шестой, двадцать третий…

— Так это, стало быть, тест?

— Угу. (Не знаю, Читатель, какими буквами передать информацию об этом

утвердительном звуке, обыкновенно издаваемом вместо литературного да.

Угу на бумаге выглядит угрюмо-неправдоподобно, ага —

претенциозно-простецки.) Вот именно. Прожективный тест. Для вкладывания

личного содержания. Или выкладывания, как хотите.

— Что же вкладывается и выкладывается?

— Бувально все. Ценности. Шаблоны. Характеры.

Желания вытесненные и осознанные. Интеллект. Культура. Время и место.

Ограниченность и ее преодоление.

— Общо, общо! Все и ничего! Демагогия, шарлатанство! Прошу конкретно!

Ну, например, вот десятый: Необъяснимый дар, обаяние, обаяние! — тут что?

— Не что, а кто. Студентка. Девственница. При поверхностной

общительности внутренне замкнута. Пассивно-эгоцентрична. Не уродлива, но

считает себя самой непривлекательной особой на белом свете и от этого

действительно сильно проигрывает…

— Понятно. А четвертый — умение себя поставить?

— Весьма красивый тридцатисемилетний мужчина.

Успел сменить девять мест работы и четырех жен. Ныне слесарь по

металлоремонту, в очередной раз разведен.

Обратился по мелкому поводу невротической импотенции, но пришлось

распутывать, как вы понимаете, все.

Человек с хронически воспаленной самооценкой, при внешней браваде раним

ужасно, всю жизнь психологические дуэли и рукопашные. Имел судимость.

Хобби — чеканка, вот это его штука (медный профиль в углу, чтото вроде

царицы Тамары). Пишет стихи — хоть ты поймешь меня не скоро, я все равно

люблю тебя, я унесу тебя, как ворон, твой черный локон теребя….

— Ясно. Чей номер семь — умение управлять людьми незаметно?

— А вы как думаете?..

— Ну, какой-нибудь психологически грамотный руководитель отдела…

— Почти угадали. Жена руководителя отдела.

— Жена?.. Короче, вы хотите сказать: сколько людей, столько проблем

общения?

— Совершенно верно.

— А всеобщей единой Проблемы, стало быть, нет.

— Совершенно неверно. Есть.

— Так в чем же она?

— В ее непонимании.

— То есть?

— Нихт ферштейн.

— Не понимаю.

— Вот-вот… Циник, брысь! — Цинциняат, за минуту до того спрыгнувший с

меня на пол, посягнул на одну из настенных рабочих бумажек, которую с

соблазнительным шуршанием шевелил сквознячок. — Брысь, кому говорю! Моя

твоя не понимай, стрелять буду!..

Циник понял, но этой последней репликой что-то во мне застопорилось. Я

замолчал, Д. С. тоже. Мы играли в шахматы. В конце партии на доске

остались два голых короля, белый и черный, неплохая модель двух

психологов, понимающих, что они не понимают друг друга.

Мера небытия

В другой раз, у меня дома, Проблема была сформулирована иначе.

У психотерапевтов, надо заметить, бывают дни говорильные, после которых

устает язык, болит горло и хочется умолкнуть навек, а бывают и такие,

когда работаешь преимущественно ушами, и в конце дня хочется кому-то

что-то сказать.

Рассказывает Д. С. обычно в лицах, энергично перевоплощаясь и иногда

непроизвольно рифмуя.

— …Ну так вот, дело давнее, но как сейчас… Был я болен, худ И сер,

и пришел в тубдиспансер. Врач взглянул в мою, историю и послал в

лабераторию. В течение суток нужно было, извините, плевать в баночку, ну,

вы знаете. Прихожу я в тот подвал, где не раз уже бывал.

Чистота, пробирки, банки, две веселых лаборантки. Очевидно, не спешат.

Посидите, говорят. Между делом переговариваются.

— Меркулова помнишь?

— Все с женой не может развестись?

— Ага, угу. Умер Меркулов.

— Когда?

— Недели три уж.

— Да у него вроде бэ-ка отрицательно.

— Отрицательно, отрицательно, а в два дня диссеменированный с

менингитом.

— Это как Иванов…

— Лохматый Иванов?

— Цветочки носил.

— Трое детей.

— Жена вышла за двоюродного.

— Своего?

— Какого своего, за его. Подполковник.

— А Николай Степаныч вчера…

Что за странная штука… Не понимаю, где нахожусь…

Ничего не понимаю, я где-то не здесь. Меня нет… Кто эти женщины? Их

тоже нет: пустые голоса, проходящие сквозь пустоту… Но кто-то же здесь

сидит, на этом бледно-бежевом стуле, с темной баночкой в руках…

Ага. Это Баночка. Баночка, больше ничего.

…Они не имели никакого намерения травмировать мою психику. По той

простой причине, что никакой такой моей психики для них вовсе не

существовало: обладателем психики мог быть случайно забредший в

лабораторию крокодил или Николай Степанович, но только не Баночка,

обладателями психики были они, вскользь сочувствовавшие троим детям

умершего, но не я…

В клинике, где случилось полежать недельку-другую, услышал мимоходом

оброненное:

— Из тридцатой палаты выписывается фурункул носа.

Это уже почище, чем у Гоголя, а, коллега? Не какойнибудь нос, а

Фурункул, его сиятельство Фурункул Носа, и разноцветных галунах с

изумрудами…

В травматологии:

1 — Поступил череп. Женя, возьми его!

Женя череп в руки взял, быстро дырку залатал. Череп — чок, чок, чок! —

дарит Жене коньячок — от чистого сердца, право же, с искренней

благодарностью.

И ушел, подмигивая затылочной костью.

В химчистке:

— Витя! Квитанция у тебя? Этот бежевый пиджак опять недоволен.

Я рвал, я метал, в книгу жалоб накатал. Шутка ли: за одну неделю

пришлось побыть Пылесосом Чайка, Ботинком Черным с Подошвой Оторванной,

Бельем ј 329042, Абонементом 2413543, Будильником Восход, Утюгом на сто

двадцать семь, Чайником на двести двадцать…

— Эка невидаль, — возразил я. — Я тоже не далее как вчера был

Кофейником Эмалированным, а неделю назад Столиком-на-Колесах.

Д. С. как-то вдруг поскучнел, осунулся.

— Общая беда бытия… Вы не подумали часом, что я жалуюсь? Уже много

лет врач, живущий во мне, денно и нощно твердит вот этому (указал на себя,

но как-то неуверенно): Послушай-ка, друг-потребитель… Прежде чем

требовать от ближнего человечности, прояви ее сам. Да, да, элементарно.

Войди в положение.

Встань, за его станок, за прилавок, хотя бы мысленно.

Посмотри оттуда на мир, на себя… Сразу увидишь, что мир приемщика

химчистки беден благодарностями и богат претензиями, что он задерган

Юбками, Пиджаками п Брюками, что потребитель его не щадит. Поймешь, что

лаборантки, ковыряющиеся в мокроте, защищают свою психику отключением от

обстановки, чему и служат разговоры о том о сем, а ты просто попал в их

слепое поле.

Придешь к выводу, что дирург, ежедневно по многу часов подряд потеющий

в кровавом месиве, может и забыть на минуту, что под твоим продырявленным

черепом есть мозги… Приобщись к чужой боли и чужой ограниченности —

тогда определишь и меру требовательности, и меру снисходительности… А

человек кивает головой, соглашается. Человек преисполняется желанием

понимать ближнего. Человек благодарит Доктора. Человек возвращается к

себе…

Так что не будем размениваться на частности. Не станем делать вид,

будто скверная упаковка товаров и неумение воспитывать детей, плохие

фильмы и супружеские катастрофы, неудачные радиопьесы и производственные

конфликты, бытовое занудство и скучные книгиявления принципиально

различные. Нет, при всем их тяжеловесном разнообразии, все это одно и то

же…

— Что именно?

— Взаимонебытие. Повторяю. Искусство быть Другим, только с обратным

знаком.

…Ну что ж, к делу. Передо мной огромная охапка писем Д. С. к

заочникам. Не помню, сказал ли я уже вам. Читатель, что письма, равно

как и дневники, я прошу Д. С. писать под копирку. Почерк у него, несмотря

на страшную скорость письма, очень четкий, не то что у меня (я печатаю

свои на машинке). Сейчас мне, кажется, удалось отобрать пачку, которой

хватит по крайней мере на большую главу.

Это письма к молодому человеку К. из города Н-ска, разнорабочему,

студенту заочного пединститута. Один из многих страдальцев общения,

недостаточная коммуникабельность…

Письма привожу выборочно и с сокращениями.

Письмо 1.

Начнем с достижимого

Дорогой К.,

Прежде всего, поубавим истерику. Вы не первый и не последний из тех, на

кого Проблема Общения обрушилась всей своей первозданной безнадежностью.

Полное неумение общаться, абсолютное непонимание, что такое общение —

эти Ваши отчаянные двойки, колы и нули с минусом ежедневно ставлю себе и

я, казалось бы, профессионал. Ни грамма преувеличения. Все D порядке, так

и должно быть. Научиться общаться несравненно труднее, чем научиться

летать на Луну. Здесь все в равной степени дилетанты. Главное знание —

знание своего незнания. Никто не знает, насколько он не знает Другого.

Сознающий это имеет шансы узнать больше.

А уметь общаться, тоже без преувеличения — значит и знать, и уметь все

на свете. Универсальных гениев общения, насколько мне известно, природа

пока еще не производила. Есть, конечно, большие мастера тех или иных

жанров, есть люди, чья коммуникабельность вполне устраивает и их самих, и

окружающих, люди без проблем. Но как раз эта беспроблемность (поверьте

мне как специалисту) и представляет собой самую большую проблему. Если не

для них, то для их детей…

Давайте же не будем никого обвинять — HIT родителей, ни школу, ни

телевидение, ни себя, давайте по делу: чего Вам не хватает для успешного

общения — сейчас, сегодня, безотлагательно?

Того же, чего и всем. Того же, чего и мне. Одного и того же.

А именно: УМЕНИЯ БЫТЬ ДРУГИМ, которое складывается из

1) знания людей и природы общения,

2) умения воспринимать

и наконец, чисто практического

3) умения себя вести.

Вот и три главных измерения, вот то бесконечное, чего всегда и всем не

хватает. И вполне понятно: все это взаимосвязано, все складывается и

перемножается. Человек, не знающий законов общения, пребывает среди себе

подобных в положении инопланетянина-в таком положении находится каждый

ребенок и в той или иной степени каждый взрослый до конца жизни. Человек,

С.Н. Лазарев | Циники и идеалисты


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: