Другие древние народы железного века

Древние локальные культуры на территории современной Италии

Палеолитические сообщества: Пьемонт, Лигурия, восточные предгорья Альп. Ок. 60 тыс. лет до н.э. – Неандертальцы. Хоронили в могилах (пещеры к югу от Рима). Кремнеевое оружие и рабочие инструменты в пещерах в окрестностях Кьети в Абруццо и в Венозе. Два отпечатка ног на полу пещеры Базура в Лигурии. Ок. 10 тыс. лет до н.э. дорогу в Италию нашли более высокоразвитые племена из Азии, или из Африки. Верхний палеолит. Кроманьонцы, кочевники, огонь. Образцы примитивного искусства, близкие к образцам ис-ва культур Иберийского полуострова и Южной Франции. Культура Нурагов (о. Сардиния). Культура Вилланова. Древнейшая археологическая культура на континенте (X век до н.э.). Ранний железный век. Колонизация Сардинии финикийцами в IX веке. Карфагеняне на Сардинии и Сицилии. Культура Этрурии. Ареал распространения. Особенности. Этрусские города. Торговые связи. (750 — 600 г. до н.э.). Религия этрусков. Искусство этрусков. Геродот. Диониссий Галикарнасский. Греческий алфавит. Неиндоевропейский язык. Кельты. «Галлия по ту сторону Альп» (Цизальпинская Галлия). VI в. до н.э. Археология кельтской культуры в Италии. Колонизация слабо населенной части материка греками из Афин и Коринфа (800-600 гг. до н.э.).

Еще 1000 лет до н.э. на территории современной Италии обитали племена лигуров, этрусков, италиков, латинян, сабинян.

В эпоху среднего палеолита, за 60000 лет до н.э., территорию современной Италии населяли неандертальцы.

Приблизительно за 10000 лет до н.э. дорогу в Италию нашли другие представители несколько более развитых племен, происходивших, вероятно, из Азии и Африки. Люди верхнего палеолита. Пещеры, собирательство, огонь, не занимались скотоводством и т.п.

Около 1800 года до н.э. – культура палафитов

Формирование восходит к времени неолита, и, возможно, носители культуры пришли с Дуная через центральные альпийские перевалы. Само слово «палафит» обозначает свайное поселение, которое строилось на столбах или сваях у берегов таких итальянских озер, как Лаго Маджоре и Гарда. Остатки тайного поселения были открыты среди холмов с плодородной черноземной почвой (террамара). Это же имя получили как сами свайные строения – террамары, так и культура их строителей.

Культура виллановы (железный век)

Названа по древнему поселению, открытому в 1853 году в деревне Вилланова, к востоку от Болоньи. Представителей культуры Виллановы можно рассматривать как два тесно связанных, но все же отличающихся друг от друга народа. Северная группа племен сосредотачивалась вокруг Болоньи и занимала территории на восток через Веруччо и Сан-Марино в восточную Романью по направлению к Римини и вниз к Фермо и Марке. Южная, с центром в Тоскане, в окрестностях Рима, простиралась вплоть до Салерно. Культура Виллановы характеризуется высокой степенью общественного развития, ее представители жили общинами, в круглых хижинах, пользовались железным оружием и производили шлемы, латы и домашнюю утварь сравнительно высокого качества.

Однако носители культуры Виллановы известны как создатели характерных двурогих погребальных урн, в которых они хоронили прах кремированных мертвецов.

Люди культуры Виллановы были торговцами, их деревни сливались, формируя более крупные поселения, история которых прослеживается до наших дней. Поселение в Болонье стало, видимо, первым итальянским городом.

Северная культура Виллановы оставалась, в сущности, неизменной и незатронутой внешними событиями, пока не погибла через некоторое время после основания этрусками Фельсины.

Другие древние народы железного века

Лигурийцы – дикие и примитивные горцы на СЗ побережья, похоже, частично занимавшие Корсику.

Таинственный народ, о котором известно мало, не считая того, что они яростно сражались против римлян на протяжении двухсот лет и что весьма ценились их пиво и мед. На лигурйском кладбище VIII века нашли несколько разукрашенных урн с пеплом.

Представители культуры Голасекка – воинственный народ, обитавший в Пьемонте, Ломбардии и вокруг озер Маджоре и Комо, постепенно завоеванный кельтами.

Венеты – обитали вокруг Эсте в Венето, представляли собой сравнительно развитый, по-видимому, социально однородный народ, вероятно, происходивший из Иллирии и тоже в конце концов поглощенный кельтами. Их иногда называют ситулами, по узорным бронзовым винным ковшам, которыми они славились.

Пицены– консервативное и культурно независимое племя воинственных морских торговцев, жившее в Марке под Анконой и, вероятно, имевшее иллирийские корни. Хорошими образцами их не очень утонченного, но весьма выразительного искусства являются глиняная ручка сосуда в форме человеческого тела, недавно найденная на раскопках в Камповолано, каменная голова воина из Нуманы и огромная статуя воина из Капестрано.

Умбры селились между Губбио и Тодди, область Умбрия («зеленое сердце Италии») обязана им своим именем. Они имели самобытную культуру, усиленно сопротивлялись этрусскому влиянию вплоть до объединения полуострова под властью римлян. Жили в небольших поселках, до III века до н.э. использовали собственный язык, подвергшийся некоторому влиянию со стороны этрусского и латинского.

Культура Фосса Граве – торговая культура в Калабрии и Кампании, оставившая важные свидетельства своего существования в Кумах и на о-ве Искья.

В довольно запутанной ситуации с племенами вокруг и к ЮВ от Рима заслуживают упоминания самниты, оски, вольски, сабины, латины, сабеллы и сикулы на Сицилии. Многие из них были италийскими народами и, возможно, состояли в родстве с апеннинскими культурами, часто имели культурные связи между собой, но проявляли мало склонности к единству и не предпринимали никаких попыток к объединению, напротив, часто враждовали друг с другом.

Этруски

Этруски (лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrsenoi, самоназвание — rasna), древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. С.-3. Апеннинского полуострова — область, называвшуюся Этрурия (современная Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Основной источник сведений об Э. — сообщения греческих и римских авторов (Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии, Плиний Старший и др.), а также археологические материалы из этрусских гробниц и поселений. Сохранилось около 10 тыс. этрусских надписей (преимущественно очень кратких), из которых надежно интерпретированы лишь немногие.

Происхождение Э. остается неясным. Античная традиция считала их выходцами с В. В современной науке преобладает мнение (основанное главным образом на данных археологии), что восточные пришельцы были только частью этнических групп, которые участвовали в формировании Э., сложившихся в самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых племен. Эти взгляды подкрепляются также доступными изучению особенностями этрусского языка. Археологически несомненно, что материальная культура Э. развилась на основе виллановы культуры. Процесс этнического формирования Э. завершился, очевидно, к 8 в. до н. э. Основу хозяйства Э. составляло земледелие (славились этрусские пшеница, виноград, лен), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значительных мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, в обработке которых Э. достигли совершенства. Торговля велась с греческими колониями в Южной Италии (особенно с Сибарисом), Афинами, Коринфом, Карфагеном и др., на суше — с северными заальпийскими странами. С 5 в. в городах Э. началась чеканка монет.

В 7 в. у Э. уже имелись многочисленные города-крепости, которые были экономическими и политическими центрами, образовывавшими вместе с прилегающими территориями города-государства, напоминавшие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а с конца 6 — начала 5 вв., с возвышением военно-жреческой знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками составляли зависимые социальные слои общества. Их труд, по-видимому, преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесле, хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счет войн, пиратства и работорговли. Вероятно, уже в конце 7 в. возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др.). Овладев около середины 6 в. плодородными землями в Кампании, а затем и обширными территориями в долине р. По, Э. создали там колонии, также объединенные в двенадцатиградия. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. Влияние Э. распространилось почти на всю Италию. Однако конфедерация оказалась политически непрочной из-за своекорыстной политики и соперничества отдельных городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов. Греки в 524 и 474 нанесли Э. поражение под Кумами, положив конец их морскому господству; римляне около 509 изгнали Тарквиниев. Самниты вытеснили Э. из Кампании, овладев в 423 Капуей, паданские владения Э. подверглись около 400 нашествию галлов. Отсутствие у Э. политического и военного единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе которых римляне поочередно подчинили себе важнейшие этрусские города. В 396 пали Вейи, в 358 под римское господство подпал Цере, в 308 — Тарквинии. С 310 началось подчинение средней и восточной Этрурии, после 283 в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия. В течение двух столетий Э. сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политическое устройство, культовые учреждения и культурную самобытность.

Э. оказали сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От Э. римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительственных лиц; мифология и религия Э. оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. По-видимому, через Э. италийские племена Средней и Северной Италии восприняли греческое письмо.

Изобразительное искусство и архитектура. Памятники архитектуры представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, городскими стенами, инженерными конструкциями (мосты, каналы и т. д.). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отесанных квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись клинчатые арки (ворота в Перузии, современная Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы 7—6 вв. до н. э.), полуциркульные своды (склепы 3—2 вв.). О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г. Марцаботто близ Болоньи и гипподамовой планировки (Гипподам) г. Спина. Квадратные в плане жилые дома имели двух- или четырехскатную кровлю и открытый дворик-атрий. Храмы были двух типов: с одной или тремя целлами. Поднятые на высокий подий, они имели глубокий портик, карниз которого, с богато декорированным фризом, опирался на тосканские колонны. Фронтоны и скаты кровли украшались раскрашенной терракотой. Близ городов сохранились некрополи (Цере, современные Черветери, Перузия, Тарквинии, современные Таркуиния, Клузиум, современный Кьюзи, и др.). Псевдокупольные гробницы (7 в.) встречаются в северных районах Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и пр. — близ Вольтерры (3 в.), в виде насыпного кургана-тумулуса — в некрополе Бандитачча в Черветери, в виде стоящего на поверхности ящика из травертина — в западном некрополе Марцаботто. Многие погребальные камеры имитировали жилые интерьеры (гробница Реголини-Галасси в Цере, 7 в.). Памятникам монументальной живописи (с 7 в., период расцвета 6—5 вв.) присущи выразительность движений и жестов, подчеркнутая силуэтность фигур, локальный цвет (гробница Охоты и рыбной ловли в Тарквиниях). В росписях 5—4 вв. сказалось влияние древнегреческих образцов (гробница Леопардов в Тарквиниях). Росписи 3—2 вв. отразили настроения периода упадка Этрурии (гробница Франсуа в Вульчи). К памятникам скульптуры относятся статуи и рельефы из раскрашенной терракоты (антефиксы, акротерии, вотивная скульптура), погребальные урны, саркофаги, надгробные стелы. Саркофаг имел вид каменного ящика, на крышке которого помещались изображения супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (т. н. саркофаг Лариса Пуленеса из Национального музея в Тарквиниях). Получил развитие портрет, примитивные формы которого встречаются в антропоморфных урнах. У Э. было развито искусство торевтики (бронзовые статуэтки богов, предметы обихода и погребального культа, зеркала, покрытые гравировкой), керамика буккеро, имитировавшая изделия из металла, черно- и краснофигурная вазопись, производство изделий из золота.

ᴴᴰ Кельты — Кровь и железо 1/3 [ДокФильм]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: