Младшая группа
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков. Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствуют правильному произношению (без смягчения) твердых согласных.
Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более).
Дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.
Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки (хотя имеют место пропуски этих звуков, их замены: звук с заменяется звуками ф, т; звук з – звуками в, д; звук ц – звуками ф, т. появляется звук ц. у некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (ш, ж, ч, щ, р, л).
Но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими звуками:
Звук ш – звуками с, ф;
Звук ж – звуками з, в;
Звук ч – звуками ц, ть;
Звук щ – звуками сь, ть.
Сонорные звуки р, рь, дети заменяют звуком й или ль.
С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно. Например, там, где надо произносить свистящие звуки, дети произносят шипящие («капушта» вместо капуста, «клызовник» вместо крыжовник). Однако такие замены наблюдаются, как правило, в новых, незнакомых словах.
В многосложных словах, особенно со стечение согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их: «пажаста» вместо пожалуйста, «тематура» вместо температура. К концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова.
Удлиняется выдох. Малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, ина одном выдохе в течение 3-4 секунд и более.
В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосом: менять его громкость, высоту, изменять темп речи.
Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.
Совершенствуется речевой слух ребенка. несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении своих сверстников.
Ребенок различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова.
Средняя группа.
У детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
Ребенок пытается устанавливать сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маши – каша, Зина – корзина. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух и четырехстишия.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: они правильно произносят шипящие, сонорные звуки, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру. Редко наблюдается пропуск звуков в слове. Дети правильно употребляют в совах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.
Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение отдельных групп звуков. Например, свистящих и шипящих: в одних словах звуки произносятся правильно, в других – неверно.
Иногда дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, коридор и др.). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.
В этом возрасте ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации.
У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд.
К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.
Старшая группа
На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей в этом возрасте только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
Дети умеют регулировать силу своего голоса. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь бывает замедленна за счет необоснованных длительных задержек, пауз. В моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.
Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.
Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковое, с, з – межзубное.
Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки р и л. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произношении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка»), но почти не встречается ошибок при произношении слов, в которых есть лишь один из этих звуков.
Встречаются дети с ускоренной речью.
У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух. Однако некоторые из них недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие звуки.
Подготовительная к школе группа
Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня. Они правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы: умеют регулировать и изменять силу голоса, темп речи в соответствии с содержанием высказывания, пользоваться разными средствами интонационной выразительности.
У детей достаточно развит фонематический слух: они владеют некоторыми навыками звукового анализа слов (умеют выделять звуки в словах, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова).
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых, а также л и р. свистящих и шипящих с-ш, сь- щ, з-ж, ц-ч.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов.
Работа по звуковой культуре речи строится во всех группах в двух направлениях: работа над формированием правильного звукопроизношения и работа над общими речевыми навыками.