Kak медведь пень потерял

Шел по лесу Медведь. Долго шел, приморился, смотрит — пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, дубовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пне посидеть. «Ох, хорошо, — думает, — Машенька наконец-то домой убежала, некому теперь мной командовать. А то заладила: Не садись на пенек, не ешь пирожок. Так из-за нее ни одного пирожка и не попробовал, а небось вкусные были, с малиной да брусникой». Отдохнул мишка на пне, поворчал всласть, поохал, пирожки вспоминая, да и отправился домой. А пень так и остался стоять — крепкий, даже медведю тяжелому не под силу его развалить. Медведю-то не под силу, а вот жукам-древоточцам, жукам-короедам, муравьям разным под силу такое дело оказалось. Махонькие все, некоторых-то и глазом не видать, а как всем миром набросятся, понаползут отовсюду, начнут пень крошить, жевать, ходы в нем рыть, квартиры строить, тут и конец пню приходит. Вроде был он, пень-то, вчера еще стоял, а сегодня—в труху превратился. Был пень — и нет его.

Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько!

СКАЗКИ

Лежи, знай себе, под корой, да грызи, что попадется, жиру набирай, расти. Сказано — сделано. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры строить. Тут и личинки жуков-усачей, златок, жуков-сверлил появились, да мало ли еще народцу всякого набежало! Живут-жуют, горя не знают. Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие-премаленькие споры-кружочки. И выросли из тех спор маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли, а все же на пень взобрались, лакомятся водорослями — не зря в такую даль тащились!

А на самой верхушке пня мох зеленый появился — яркий, пушистый. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная под моховую крышу, жучки-червячки всякие. На пеньке живут, пенек жуют, мхом укрываются. Не узнать пень — в настоящий дом превратился, а дырочек-то, дырочек сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет. А с одной стороны пень и вовсе не узнать. Ну и красоти-ща какая! Дружная семейка грибов-опят выросла, тоже лакомство для случайного гостя. Для гостей, может, и лакомство, а для пня опять погибель: грибы-то тоже пень разрушают.

Так и живут они: личинки древесину жуют, толстеют. Которые побольше — тех, которые поменьше, едят; улитки по пню ползают, весь он мхом да грибами покрылся. Осенью еще и листья с берез на него нападали, как будто кто на пень шапку надел. Совсем не похожим стал пень на красавца, который Мишке креслом служил. Тут еще муравьи про пень прознали. Муравейник-то их неподалеку построен был, да тесновато всем муравьям вместе жить стало, надо новый дом строить. Стали они подходящее место искать, а тут пень как раз и подвернулся. Послали муравьи своих разведчиков: ползите, мол, разузнайте, хорош ли пень да кто в нем живет. Добрались муравьи-разведчики до пня и спрашивают: «Кто-кто в этом пенечке-теремочке живет?» Как тут набежали жильцы пеньковые: «Кто покой наш нарушить посмел? Мы тут живем, дом стережем, чего вам надобно?» Отступили муравьи, но не испугались. «Нам, — говорят, — ваш пенек тоже понравился, жить здесь хотим». Завозмущались жуки-короеды, улитки-тихоходы, а муравьев и след простыл. Ну, жильцы пеньковые и успокоились. Больше, говорят, не придут муравьишки несчастные. Как бы не так! Пришли муравьишки, пень заняли, кого в плен взяли, кого прогнали, личинок жирненьких съели. Засуетились, забегали, день-деньской свой новый дом оборудуют: где квартирку для

Kak медведь пень потерял
Kak медведь пень потерял

СКАЗКИ

своих личинок построят, где — коридорчик, а самое лучшее место, в глубине пня, для самой главной царицы муравьиной оставили. Бегали-бегали, суетились-суетились, глядь, исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти жуки-червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживался. Забрел он как-то в знакомые места, сонливость его одолела, тут-то он о пенечке и вспомнил. Пришел на поляну, где пень стоял, а там, кроме муравейника, ничего и не видать. «Как же так? — думает Медведь, — точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Если уж я-то, хозяин лесной, его не раздавил, то больше никто не мог. — Почесал лапой в затылке: — Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?

обсуждение текста

• 1-й вариант. Кто жил в пеньке? Зачем им нужен был пень?
Почему пень исчез?

• 2-й вариант. Объясните Медведю, куда пропал пень.

• 3-й вариант. Выберите кого-нибудь из обитателей пня и
от его имени расскажите, зачем он поселился там и что
делал (например, один из ребят будет представителем
жуков-короедов, другой — муравьев). В такую игру можно
ввести и театральный элемент.

В конце обсуждения необходимо еще раз подчеркнуть, что пень не просто исчез, а превратился в почву, и что для этого трудились очень многие животные, растения, грибы.

задания

/ Найдите пень в парке, сквере, лесу. Пусть ребята внимательно его рассмотрят при помощи лупы. Кого из героев сказки они обнаружат? Как дети думают, что делает каждый из «пеньковых жителей»? Что случится с этим пнем в будущем? Почему?

Примечание. Сказка помогает закрепить знания детей об образовании почвы, о круговороте вещества и о роли различных организмов в этих процессах.

СКАЗКИ

История одного пруда51

Весеннее утро не предвещало ничего особенного. Слабые лучи солнца едва пробивались сквозь облачное покрывало. Легкий ветерок дул, но не освежал: из заводских труб выползали кольца едкого дыма, от чего небо приобретало сероватый оттенок унылости. Деревья покачивали молодой, но уже запыленной листвой. Казалось, они пытались дать понять всему миру, что устали поддерживать чистоту воздуха. Люди же, по обыкновению, просыпались, завтракали и шли на работу, в школу, по своим делам. Вот и Маша в тот день вышла из дому пораньше. В последнее время, перед школьными экзаменами, учиться совсем не хотелось. «Если бы сейчас произошло что-нибудь невероятное!» — мечтала она. Но все было обычным, как всегда. Девочка грустно вздохнула и направилась к маленькому пруду, который находился в трех минутах ходьбы от школы. Время от времени она проверяла, не появились ли там новые жители — лягушки или водомерки. Пруд уже давно выглядел как грязная лужа: по воде, словно кораблики, плавали конфетные фантики и пакеты из-под сока. Вряд ли даже самая отчаянная лягушка решится посетить такой водоем. Маша снова вздохнула и попыталась увидеть свое отражение в воде, что было непросто из-за больших расплывавшихся мазутных пятен. Вдруг по глади воды пошли круги, и на один из ярких фантиков взобралось маленькое странное существо. Таких Маша прежде никогда не встречала. «Вот оно, невероятное!» — промелькнуло в голове у девочки, и она склонилась над водой. А существо тем временем негромко

заговорило:

— Привет! Я за тобой давно наблюдаю. Почему ты сегодня

такая грустная?

Девочка не верила своим глазам.

— Кто ты? — наконец спросила она.

— У меня не совсем обычное имя — Испруд, — ответило
существо, — потому что я — история этого пруда.

— История? — удивилась Маша. — Разве у прудов бывают ис
тории?

— Еще какие! Короткие и длинные, веселые и печальные.

Хочешь, расскажу?

* Текст написан в соавторстве с Н. Барабанщиковой, магистрантом Международного университета (г. Москва).

I

Kak медведь пень потерял

Kak медведь пень потерял

СКАЗКИ

— Конечно, — обрадовалась девочка. — Только разве это
пруд, это же просто грязная лужа!

— Да… — теперь вздохнул уже Испруд. — На озеро он сей
час действительно не похож. А ведь всего несколько лет назад
все было по-другому, — необычный собеседник на минуту о
чем-то задумался. — Пруд этот существует здесь так давно, что
никто уже и не помнит, когда он появился. Тогда его история
была еще веселой, а вода прозрачной. Но вот однажды сюда
приехали люди, чтобы создать новый район города. Они вы
рубили деревья, расчистили места для постройки дорог и мно
гоэтажных домов. Конечно, не забыли и о школе, выбрали для
нее хорошую светлую поляну рядом с водоемом. Ребята из новой
школы на перемене часто выбегали на его берег и наблюдали
за жизнью водных обитателей. Пруд был очень красивым и уют
ным. На его поверхности плавали листья-«сердечки» и бело
снежные цветки кувшинок, у берега над водой возвышались
изящные листья стрелолиста, желтые цветки водяного ириса,
коричневые початки рогоза, или камыша, как его все называ
ли. Местами водная гладь сплошь была покрыта кожистыми
овальными листьями рдестов, среди которых резвились водомер
ки. В свободной от растений части пруда важно плавала пара
уток, время от времени ныряя в поисках пищи. Повсюду мель
кали стрекозы, совершая виртуозные полеты.

А под водой существовал другой, маленький, но тоже настоящий, живой мир. Его не так-то просто было разглядеть с берега. Разнообразные водоросли и подводные растения с рассеченными листьями выглядели как ажурный подводный лес, в котором, как и положено, обитали жители. Среди них были медлительные улитки, резвые лягушки и тритоны, в мягком иле извивались личинки комаров и стрекоз, весело вытанцовывали пиявки. Мелкие рыбки носились подобно торпедам; гребли лапками, как катамараны, жуки-плавунцы; усердные пауки-серебрянки ловили пузырьки воздуха, поднимаясь к поверхности воды, и строили из них домики. Незаметные человеческому глазу дафнии и циклопы пропускали через себя, как через маленькие фильтры, воду, и она становилась чище. Всех обитателей было просто невозможно пересчитать. Нельзя утверждать, что все они жили в дружбе и согласии. Были и драки, и погони, и ссоры. Одни охотились, чтобы пообедать, другие боролись между собой за пищу и кров. В- общем, жизнь была непростой, но все как-то сосуществовали в этом маленьком пруду и зависели друг от друга. Некоторых обитателей было много: тут и там шныряли головастики, устраивая соревнова-

С К A3 К И

ния по скорости плавания. Наиболее редкие жители пользовались особым уважением соседей. Все имели свои обязанности: -одни занимались уборкой пруда, поддерживая чистоту и порядок, другие следили за состоянием и ростом растений, третьи улаживали отношения с соперниками, защищали своих детишек. Одним словом, пруд существовал, расцветая жизнью весной и летом и замирая зимой.

Все было замечательно, но вот как-то в школе решили, что пруд должен приносить пользу. Ученики стали вылавливать сачками из воды то элодею для микроскопических препаратов по ботанике, то не успевшего увернуться жука-плавунца для школьного аквариума. Классов в школе было много, и каждый ученик хотел отличиться и выловить самое интересное растение или животное. За несколько лет ребята вытащили из воды множество красивых растений, которые могли бы еще не один год зеленеть, расти и служить домом для подводных обитателей, но были обречены высыхать в жестких оковах гербария. Наверное, эти растения хотели бы во весь голос прокричать о своем сильном желании жить, но не умели этого делать. Со временем ученики собрали и раковины доверчивых и беспомощных перед человеком моллюсков. Даже у маленького юркого паука-серебрянки разломали нежный воздушный домик, а его самого насадили на острую иголочку и засушили для коллекции. Особо старательные ученики получали хорошие оценки…

Через несколько лет утки улетели, все кувшинки были сорваны мальчиками и подарены девочкам. Прежние обитатели водоема грустили о доме и родственниках, доживая свой век в «живом уголке» школы. Для пруда наступили тяжелые времена.

— Наверное, это был печальный период его истории, .-•— до
бавила Маша. — А что случилось потом?

— Исчезновение многих водных обитателей привело к тому,
что оставшимся не стало хватать пищи. Немногочисленные
«санитары» водоема с трудом справлялись со своими нелегки
ми обязанностями, в пруду стало трудно дышать, распростра
нились болезни. Оказалось, что самые, казалось бы, обыкно
венные и неприметные обитатели пруда приносили пользу сво
им соседям. Не было бесполезных или лишних жителей. Те
перь же пруд выглядел совсем уныло. Он нуждался в помощи
и не мог больше радовать разнообразием цветущих растений и
плеском рыбы. А ведь ты, Маша, знаешь, что люди любят
только красивое и привлекательное. Поэтому пруд все мень
ше и меньше интересовал школьников и жителей окрестных
домов. И что удивительно: никому и в голову не пришло по-

Kak медведь пень потерял

Kak медведь пень потерял

СКАЗКИ

жалеть и защитить его. Проходя мимо, люди бросали в него бутылки из-под воды, одним словом, разный мусор. Ненужные бумажки и окурки монотонно качались на воде, на дне угрожающе залегли старые батарейки. Пруд помутнел, потемнел от печали. Ребята решили, что здесь уже никто не живет, и стали мыть в его воде велосипеды. Своих собак заботливые хозяева к пруду не подпускали — боялись, что те чем-нибудь заболеют. При этом люди не переставали искренне удивляться, как и почему их прекрасный пруд превратился в такую грязную лужу…

— Маша! Ты ведь тоже удивлена? — неожиданно прервал
свой рассказ Испруд. Девочка задумчиво смотрела на воду.

— Как жаль, что я никогда не видела здесь лилий и рыбок.
И еще мне очень жалко паука-серебрянку. Наверное, его до
мик выглядел волшебно…

Испруд в ответ только вздохнул:

— Эта история может скоро печально закончиться, а зна
чит, исчезну и я. Мой пруд теперь никому не нужен.

— Послушай! — оживилась Маша. — Неужели нельзя ни
чего сделать? Может, можно вернуть все назад? Надо обязательно
помочь пруду, ведь здесь было так здорово!

Испруд не знал, что посоветовать Маше. Он был всего лишь историей пруда. А творили эту историю люди, взрослые и Не очень.

— Маша! Я и вправду не знаю, как помочь пруду, — опе
чалился Испруд.

— Зато я знаю! — радостно воскликнула девочка. — Я не
медленно пойду в школу и расскажу своим одноклассникам твою
историю. Они должны узнать, каким наш пруд был раньше,
и что-нибудь придумать.

И Маша побежала в школу, а Испруд, сделав глубокий вдох, нырнул в глубь пруда ожидать своего продолжения.

/

/

обсуждение текста

Как вы думаете, чем закончится эта история? Могут ли
Машины друзья помочь пруду? А что бы вы сделали на их
месте? Предложите свои варианты «оживления» пруда.

• Можно ли было сделать так, чтобы пруд и жители рай
она жили в дружбе и согласии?

задания

^ Нарисуйте иллюстрации к тексту: а) каким пруд был в веселый период его истории, б) каким — в печальный;

СКАЗКИ

в) каким должен стать, если Маша и ее друзья смогут ему помочь.

• Нарисуйте всех жителей пруда: растения, животных. Рас
скажите, что каждый из них делал в пруду, как они были
связаны друг с другом. Что произошло с ними, когда люди
построили рядом с прудом дома и школу?

/ Сделайте вместе со своими воспитанниками элементы костюмов различных обитаталей пруда. Пусть каждый ребенок расскажет историю пруда с точки зрения паука-серебрянки, водомерки и т. п. А как звучит история пруда с позиции жителей этого района? Школьников?

• Пусть ребята принесут фотографии прудов, озер, на ко
торых когда-то побывали, и расскажут об их истории. Сде
лайте фотовыставку «Озера, которые мы видели».

экскурсия

Посетите ближайший водоем и составьте его историю в форме рассказов и рисунков. Выясните, кто живет в нем. Что ждет этот пруд (озеро) в будущем?

Примечание. На примере этого текста можно обсудить с детьми взаимосвязи растений, животных водоемов, роль каждого из них в жизни экосистемы пруда, влияние человека: .причем имеется в виду не только обычное загрязнение, но и сбор живых объектов для коллекций, гербариев, что также нарушает жизнь водоемов, приводит к печальным последствиям.

Kak медведь пень потерял

Kak медведь пень потерял

СКАЗКИ

КАК ПОКРАСИТЬ ЖЕЛЕЙНОГО МЕДВЕДЯ ВАЛЕРУ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: