Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в доу

Рабочая программа(далее — Программа)– документ в соответствии с которым организовывается образовательный процесс вопределенной возрастной группы или специалистом дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) (психолога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и т.д.), разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой, специалистоми.т.д.) на основании основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров.

Программа- инструмент, с помощью которого воспитатели (специалисты) определяют оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

В соответствии с ФГОС ДО Программа состоит из обязательной части (не менее 60% от общего объема программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40% от общего объема программы). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийФГОС ДО.

Обязательная часть Программы предполагает комплексный подход реализации всех пяти образовательных областей (пункт 2.5 ФГОС ДО).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы (далее – парциальные программы), направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности с использованием различных методик и форм организации образовательной работы.

Программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель (специалист) создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

В соответствии с п.п. 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 пункта 2.11, раздела II ФГОС ДО Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, организации развивающей предметно-пространственной среды.

Форма написания Программы принимается на Педагогическом совете ДОУ и утверждается приказом заведующего.

Примерные структурные элементы рабочей программы:

1.Титульный лист (Приложение).

2.Содержаниес перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

3. Целевой раздел: Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана Программа, примерную образовательную программу, парциальные программы, а также различные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.

Также необходимо описать:

u возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по Программе;

u цель программы;

u задачи программы;

u срок реализации программы;

u основные принципы;

u базисные характеристики личности ребенка к окончанию младшей группы.

Описание целевых ориентиров Программы должно совпадать с целевыми ориентирами ФГОС ДО, ООП ДО и примерной основной образовательной программой выбранной ДО.

4.Содержательный раздел:

u Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5 образовательным областям; (задачи ОО, содержание образовательной деятельности, результаты образовательной деятельности, региональный компонент, формы организации образовательной деятельности по реализации О.О.)

u Комплексно-тематическое планирование (с учетом реализации всех пяти образовательных областей). Раскрытие данного подраздела предполагает интегративную модель, которая раскрывает тему недели в разных видах деятельности, формах, со всеми участниками образовательных отношений. Составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в Программе, может быть представлена в виде таблиц. В комплексно — тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение образовательной деятельности. Указываются формы работы с детьми и итоговые мероприятия.

4. Организационный раздел:

В данном разделе представляются режим дня, структура образовательного года, расписание НОД (согласно нормативным документам), организация предметно развивающей среды с учетом возраста, краткое описание различных форм, методов, способов реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

5. Условия реализации Программы:

  • материально-техническое оснащение;
  • учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски, дидактический материал, документация).

Список используемой литературы.

7. Приложения к Программе, где могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты занятий, сценарии развлечений, праздников и т.д.;
  • рабочая программа (план) по углубленному направлению работы воспитателя;
  • описание игр и игровых упражнений;
  • сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сопроводительные методические папки-копилки по каждому возрасту;
  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей.

Рабочая программа обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

Приложение

Название образовательной организации
Принято: Педагогическим советом Протокол №___ от_______________ Утверждено: Заведующий ДОУ №___ «___________» __________________ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

первая младшая группа

(2 — 3 года)

срок реализации 1 год.

Составитель /Разработчик программы Фамилия, имя, отчество, Квалификация __________________ Педагогический стаж ____________ ФИО, должность _____год

20__г.

Алексей Майер «Экспертиза качества образовательной программы в ДОУ»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: