Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов

Понятия. Исторические понятия необходимы для объяснения и Систематизации фактов, осмысления других понятий. Методисты Л. А. Вагин, В.Г. Карцов, А.И. Стражев обращали внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.

Понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: от наглядных представлений — к первоначальным понятиям, от менее сложных — к более сложным; от понятий,
допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, — к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия. К приемам создания исторических представлений относятся описание содержания исторической картины, анализ события или факта, сюжетный рассказ, практические действия учеников (рисование, работа с пластилином, изготовление макетов).

Таким образом, в качестве первоначального определения учитель дает признаки определяемого понятия или называет его составные части. Разъясняя сложное понятие «культура», учитель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая вначале определения этого понятия, поскольку оно требует теоретического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно лишь старшеклассникам. (Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.)

Понятия, усваиваемые в начале обучения истории, являются первичными и находятся в тесной связи с представлениями. При воспроизведении этих понятий необходима опора на образы. Для определения понятия важно отобрать существенные признаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделять наиболее существенные. В.О. Пунский рекомендует ученикам следующую памятку по определению понятия: 1. Найди более общее (родовое) понятие. 2. Установи отличительный (видовой) признак. 3. Составь из этих элементов формулировку определения. В старших классах Е.И. Пометун и Ж.В. Кириази предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с привыкания к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, преподаватель передает его содержание, конкретизирует, давая учащийся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения.

Термины. Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин — это то, что означает данное слово (его первоначальный смысл). Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Требуется специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный. Термины объясняются по-разному. Так, если они обозначают предметы, то учитель просто демонстрирует их изображение. Или же, демонстрируя рисунки, дает пояснение происхождения названий предметов, вооружения. Пример:

Часто учитель дает разъяснение этимологии слова. Так, русское слово деревня возникло от слов деру, драть. Прежде чем строить дом, хозяйственные постройки, подготавливали участок земли, выдирая кусты и деревья. Слово горожанин произошло от слова город, церковно-славянское гражданин — от слова град. Географические названия, термины можно объяснять, переводя их на русский язык. Некоторые термины объясняются местом происхождения предметов. Возможно также объяснение слов с помощью синонимов: турнир — состязание. Иногда учитель обращается к фонетическим изменениям слова. Через слова-термины, свойственные данной эпохе, передаются ее эпические особенности. Рассказывая о битвах периода Древней Руси, учитель так характеризует вооружение русских воинов.

Сначала учитель знакомит учеников с происхождением слова-термина и лишь затем с его понятием.

Рассказав о структуре исторического материала и способах познания, остановимся на применении устного метода обучения при изложении фактического и теоретического материала.

67. Роль исторического краеведения.

В 20-е годы ХХ в. Стало активно развиваться историческое краевед., но особенно интерес к краеведению возник после того, как Р,Б. стала независимой.

Существует историческое краеведение, а также и биографическое.

Историческое краеведенье предназначено для того чтобы познакомить молодое поколение с историей своего края, посетить в своей местности знаменательные места, прикоснуться руками к сохранившейся материальной истории своего края.

Краеведение изучается на кружках и факультативах по истории.

Существует экспедиция «Наш край».

На Витебщ. Работает множество учителей-новаторов.

В Орше есть такой курс, как Оршеведение.

В Чашниках – «Чашниковедение».

В Витебском районе есть курс по изучению Вит. Рай. Пивовар Николай Васильевич из Лужеснянской гимназии.

Выходцева Ирина Николаевна из Мазоловской школы.

68 Умения учащихся и приемы учебной работы. Умения и методика их формирования Классификация умений и навыков в психолого-педагогической литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лер-нер, Н.А. Лошкарева считают, что умение — это сознательное владениекаким-либо приемом деятельности. УмеггиеГдоведенное до автоматизма, — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

Другая точка зрения принадлежит психологу Е.Н. Кабановой-Меллер. Умением она считает владение знанием о способе деятельности, начальную ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Н.И. Запорожец считает, что умение — это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке.

Общие умения можно разделить на четыре группы.учебно-организационные(планирование деятельности, рацйо-
пальгюёГвыполнение заданий, самооценка, режим дня); речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы,
пересказывать текст, связно излагать, рецензировать); учебно-инфоумшмхонные(работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом); учебно-интеллтшшшьные(мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль). Все умения последней группы связаны с развитием мышления учащихся и рассматриваются в теме «Приемы и средстваизложения теоретического содержания учебного историческогоматериала». Приемы учебной работы, по мнению П.В. Горы, это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть и слышать. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминания. Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа 1. Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции. 2. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий. 3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки. 4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления срав-ной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, сост-щие прием и после этого могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Конкретные рекомендации по выработке специальных умений, связанных с обучением истории, даны в последующих темах.

Методика изучения истории кинофильма по архивным источникам


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: