Обобщения, концовки, резюме, заключения

Норября 2017

Госбизнес. Научный текст и оформление речи на защите диплома: начало и завершение.

Под научным текстом понимается текст, представляющий собой описание результатов научной деятельности в области лингвистики, изложенное в соответствии с нормами научного стиля и предназначенное специалистам в этой области. К разновидностям устного научного текста следует отнести устное выступление на ученых конференциях, доклады, сообщения, в нашем случае – устные ответы на экзаменах, сообщение на семинарских занятиях, защита дипломных работ.

Устный научный дискурс и его разновидности имеют свою структуру и матрицы (фреймы). Например, в любом выступлении должны содержаться вступительное слово, обозначение темы, доказательная часть (примеры, цитаты, ссылки на авторитетное мнение, изложение известного и нового в обсуждаемой области знания), наконец, заключительные слова. Естественно, устная научная речь включает в себя все элементы метаязыка лингвистической науки, методики преподавания русского языка как иностранного. В метаязык включены общепринятые или вновь появившиеся термины, изложение основных концепций, в русле которых производится исследование или добавляются сведения, расширяющие границы научной парадигмы.

Таким образом, устный научный методический или лингвистический научный дискурс характеризуется особым метаязыком, в котором запечатлены основные термины лингвистики и методики и основные постулаты этих наук.

О структуре устного сообщения. Во вступлении называется тема или вопрос, которые нужно освещать в устном выступлении (ответе). Затем идет информативная часть, где демонстрируются знания предмета, приводятся цитаты, ссылки на авторитетное мнения и т.п. В заключение перечисляются основные мысли в сообщении. [1]

Текст

Обобщения, концовки, резюме, заключения

Знаменитый сыщик Шерлок Холмс приходил к выводам дедуктивным методом, то есть его мысль в поисках истины проходила путь от общего к частному. Иные люди предпочитают делать умозаключения с помощью индукции — от частного к общему, от разрозненных сведений к упорядоченной картине событий, к стройной системе фактов. Как сделать так, чтобы слушатели пришли к верным или необходимым для вас выводам? Для этого желательно не доверять безоговорочно расхожему мнению о том, что факты говорят сами за себя. Не следует оставлять слушателей наедине с фактами и сведениями, которые составляют костяк вашей аргументации. Для этого после каждой значимой части выступления нужно сделать краткий обзор сказанного или подвести итоги. В этом случае резюмирующие части речи становятся важным средством убеждения слушателей.

Вслед за древними ораторами последуем верному с психологической точки зрения совету о построении речи: Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали.

Психологи установили, что в группе слушателей, где аргументация подавалась без выводов, несогласных с аргументами было примерно на 20% больше по сравнению с теми слушателями, которые познакомились с выводами.

Еще психологи говорят, что слушатели обращают особое внимание на конец речи. Недаром зрелость ораторов оценивают по их умению вовремя закончить выступление. Особенно портят финал речи неуверенность, затяжки, неумение подвести итоги, нечеткость в итоговых фразах. Они отражаются в таких словах, как:

Кажется, пора заканчивать;

Не уверен, сумел ли я убедить вас в своей правоте…;

Мне кажется, пора заканчивать;

Вы, наверное, устали меня слушать;

Не буду больше злоупотреблять вашим вниманием;

Не знаю, стоит ли продолжать обсуждение;

Не знаю, нашли ли мы общий язык…

Выше шла речь о неудачных концовках выступлений. А как все же заканчивать выступление (ответ)? Наблюдения над тем, как заканчивали речи известные ораторы, показывают, что одним из удачных приемов концовки речи являются резюме, подведение итогов.

Дело в том, что в вашем выступлении могут содержаться такие факты, идеи, оценки, которые кажутся ясными для вас, но являются не столь понятными и привычными для слушателей.

Чтобы закончить выступление, надо осознать, что:

1) время, отведенное для речи, истекло;

2) ваша точка зрения изложена так, что ее поняли слушатели;

3) вы привели, на ваш взгляд, все приготовленные аргументы;

4) вы постарались предусмотреть критические замечания в свой адрес;

5) вы подготовили аудиторию к восприятию выводов, итогов.

Таким образом, и опыт зрелых ораторов, и психологические опыты доказывают важность использования в речи в качестве приема убеждения выводы, резюме, обобщения, заключения. В русском языке существуют многочисленные клишированные средства, позволяющие говорящему обозначить в речи переход от фактов к выводам, обобщениям, концовкам.

Подведем итоги.

Если вы ставите перед собой цель передать в нескольких словах ранее сказанное, то для выражения этих намерений вам понадобятся слова:

Spin Doctors — How the Media Reports on Medicine


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: