Организационные принципы и условия проведения занятий

Организация деятельности психолога в рамках программы коррекции агрессивного поведения детей должна строиться с учетом следующих принципов:

  • гуманизма -утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
  • конфиденциальности — информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.
  • компетентности — психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности
  • ответственности — психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и методы работы:

  • дискуссия;
  • работа в парах;
  • работа в малых группах;
  • психологическая игра;
  • визуализация;
  • ролевое проигрывание ситуаций;
  • арттерапевтические техники;
  • проективные методы диагностики эмоциональной сферы;
  • дыхательная гимнастика.

Требования к проведению коррекционно-развивающей программы:

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы — 5 человек, максимальная — 9-10 человек.

Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Оптимальный режим проведения занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия — 45-55 минут.

Место в учебно-образовательном процессе: групповые занятия в рамках коррекционно-развивающего направления работы педагога-психолога.

Длительность программы — 16 занятий.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, простые и цветные карандаши, ручки, пластилин, мяч, глубокая тарелка, мягкие игрушки, клубок ниток, музыкальный проигрыватель.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания (при необходимости рефлексия проводится после выполнения конкретного упражнения).

Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные, в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе Копилка тренера Приложение 1

Этапы реализации программы:

1. Ориентировочный этап — 2 занятия.

Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях, санкций за их нарушения, разработка ритуалов приветствия и прощания, знакомство детей друг с другом.

Методы и приемы работы: эмпатическое слушание и предоставление детям свободы и инициативы, игры-знакомства.

2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций — 2 занятия.

Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

Методы и приемы работы: методики Ежик, Несуществующее животное и др. арттерапевтические техники, игры с правилами.

3. Конструктивно-формирующий этап — 8 занятий.

Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.

Методы и приемы работы: эмпатическое активное слушание, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций, умения доверять друг другу, релаксационные техники, арттерапевтические методы.

4. Обобщающе-закрепляющий этап — 4 занятия.

Задача: подведение итогов — чему участники научились, что они теперь умеют и т.д. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.

Методы и приемы работы: проигрывание ситуаций, использование домашних заданий.

5. Учебно-тематический план занятий: Приложение2

Формы обучения, кратко.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: