Основа ориентирования — чтение карты

Самое главное, что ты должен помнить, — всегда ориентируй карту.
Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна укладываться на местность.
Это можно достичь двумя способами:
Основа ориентирования -- чтение карты 1. С помощью местных предметов
2. С помощью красной стрелки компаса.

Ориентировать карту по местным предметам — значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.

Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.

Карта и местность должны совпасть, прежде чем ты начнешь читать карту. Очень интересно читать ее в автоэкскурсии. Перед тобой дорога, которая помогает ориентировать карту. Поверни карту так, чтобы дорога на ней имела то же направление, что и дорога на земле. Читай с опережением — что появится справа и слева.

Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.

Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.

Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.

Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты смотрели в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Чтобы как следует усвоить эти правила, надо поработать с картой на местности, но сначала поупражняемся дома, выполняя задания.

Ниже показаны четыре рисунка местности, и под каждым изображены четыре варианта ответов. Отметь правильный вариант и нажми кнопку Проверить.

Основа ориентирования -- чтение карты Основа ориентирования -- чтение карты Основа ориентирования -- чтение карты Основа ориентирования -- чтение карты

:Примечание CRAZY SHTURMAN: Как найти север карты? На грамотно составленой карте север всегда находится вверху. Где верхний край карты, там и север. Узнать это можно по написаным на карте названиям, цифрам, ориентированым условным знакам и обозначениям, общему оформлению карты. На спортивные карты нанесены специальные голубые линии ЮГ-СЕВЕР. Они облегчают задачу ориентирования. На топокартах, иногда, бывает координатная сетка.

Компас или GPS?

И тот и другой прибор укажут где север. Компас нагляднее, но он не работает в машине (много железа). Чтобы им пользоваться, нужно отойти от машины. GPS конечно круче, но его бывает глючит. Его показания скачут. С ним не побегаешь. В общем кому что нравится. По моему мнению: пользуйся чем угодно, но запасной компас нужно иметь всегда. Но вернемся к учебнику.

Основа ориентирования -- чтение карты Медленно прочти приведенный текст, одновременно изучая карту справа.

Совершим прогулку по карте. В юго-западной части ее найди название Нусабю. Западнее названия расположены друг против друга два здания. Между ними в направлении север-юг проходит шоссе. Во время прогулки мы пройдем по нему на север до большого перекрестка южнее железной дороги.

Итак, мы на шоссе между домами в Нусабю. Ты ориентируешь по нему карту. Что ты видишь перед собой и по сторонам? Справа находится жилой дом, а слева — значительно бельшее строение. Впереди поодаль — опушка леса. Прежде чем отправиться в путь, спросим у карты, что нам предстоит пройти и как будет выглядеть местность. Читать карту будем по отрезкам. Итак пошли!

Вот мы на опушке. Здесь начинается подъем. Мы уже видели его на карте: шоссе пересекают три коричневые горизонтали. Далее слева подходит улучшенная дорога. Она так широка, что две машины могут разъехаться. Справа от нас гора.

Снова заглянем вперед по карте. Вскоре справа должна подойти четкая тропа, а слева в том же месте примкнет лесная дорога. Сразу после этого начнется подъем., в середине его ма должны пройти подканатной дорогой.

Пошли! Через несколько минут видим тропу и лесную дорогу, а посредине склона показалась подвесная дорога. Идем вверх по склону, читая карту. На самом верху слева от нас должен быть дом, напротив которого отходит лесная дорога. Мы можем заранее представить себе ее ширину: условный знак, выбранный составителем карты, означает, что дорога может пропустить одну машину. Наверное, посреди дороги растет трава. А дом, скорее всего, маленькая избушка. На гребне убеждаемся, что наши догадки были правильными. До чего же все просто, когда карта сориентирована по местности.

Дальше карта говорит, что нам предстоит спуск до поля справа от шоссе. В дальнем конце поля влево отходит улучшенная дорога и сразу за ней под шоссе протекает ручей. Он течет справа (смотри исток ручья).

Легко идти под уклон. Карта в точности соответствует действительности, и мы вскоре видим вдали большое поле и перекресток. На опушке спуск. А вот и пересечение шоссе.

Основа ориентирования -- чтение карты Самостоятельное задание

Повернемся кругом и направимся обратно в Нусабю. Карту будем читать так же, как и на пути сюда. Чтобы она была сориентирована по местности, ее нужно держать… Вот именно — вверх ногами. Ведь и на карте мы должны видеть путь перед собой. Перекресток, где ты сейчас находишься, должен быть на карте возможно ближе к тебе, а Нусабю, куда ты идешь, возможно дальше от тебя. Поэтому и нужно держать карту вверх ногами.

Приступим к заданию. Твоя цель — внимательно читать текст и одновременно следить по карте. Вместо прочерков вставлять пропущенное слово. Если ответ не правильный, то будет выдано сообщение. Теперь в путь!

К Нусабю!
Пройдя примерно — 50 100 150 200 250 300 метров, мы оказываемся у опушки (определяя расстояние, сверься с линейным масштабом карты). Перед нами крутой — Подъем Спуск . Продолжаем путь через лес и вскоре подходим к ручью, который течет — слева сверху справа снизу , — налево вверх направо вниз . Сразу же за ручьем слева от нас находится — лес тропа поле болото , а напротив отходит — проселок тропа лесная дорога . Продолжая путь, одолеваем — спуск подъем , затем подходим к дому — справа слева . Прямо напротив дома видна — тропа железная дорога лесная дорога . От нее до канатной дороги примерно — 110 180 250 300 метров. Дальше следует — спуск подъем , затем оказываемся в точке, откуда влево идет — проселок тропа лесная дорога , а вправо — проселок тропа лесная дорога . Здесь составитель карты справа от шоссе добавил вспомогательную горизонталь, чтобы легче показать крутизну рельефа. Она обозначена пунктирной линией — желтого голубого коричневого черного цвета. Далее местность выше с — левой правой стороны шоссе. Перед самым Нусабю проходим с правой стороны — проселок тропа лесная дорога .

Красная стрелка компаса

Красная стрелка компаса показывает на север! Это самое главное, что надо знать о компасе. Север — важнейшая сторона горизонта. Ты знаешь, что верхняя сторона рамки карты всегда обращена на север. Знаешь также, что карта и местность совпадают лишь тогда, когда север карты и север компаса совмещены.

Почему стрелка компаса направлена на север?
Ты, конечно, слышал о северном магнитном полюсе. Там, куда смотрит северный конец компасной стрелки, нет ни большой глыбы намагниченного железа, ни чего-либо подобного. Весь земной шар представляет собой один огромный магнит. Вокруг Земли простирается магнитное силовое поле, оно-то и направляет стрелку компаса.

Стороны горизонта

Основа ориентирования -- чтение карты Существуют четыре основных стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Если нарисовать взаиморасположение сторон горизонта, так называемую компасную розу, она будет выглядеть так, как показано на рисунке справа.

Основа ориентирования -- чтение карты Теперь представь себе, что ты нарисовал на земле большую компасную розу. Встань в центре ее, лицом к северу. При этом запад окажется слева, а восток — справа.

Восемь сторон горизонта

Основа ориентирования -- чтение карты Имей ввиду, что север иногда называют НОРД, юг — ЗЮЙД, запад — ВЕСТ и восток — ОСТ. Посредине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад, или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую компасную розу и выучить все восемь сторон горизонта.
Стрелка север-юг, как видим, выделена особо. С и Ю основные стороны горизонта. Поэтому-то и условились, что промежуточные стороны горизонта должны начинаться с буквы С или Ю. Не зазубривай все восемь сторон горизонта. Их надо заучить осмысленно.
Самостоятельное задание
Распечатайте на принтере нижний рисунок.
Попытайся добраться до финиша на рисунке ниже. Три первых направления уже нанесены. Продолжай:

а) 3 клетки на В е) 2 клетки на СВ к) 2 клетки на СЗ
б) 2 клетки на Ю ж) 5 клеток на В л) 2 клетки на З
в) 3 клетки на ЮЗ з) 3 клетки на Ю м) 2 клетки на СВ
г) 4 клетки на В и) 2 клетки на ЮЗ н) 2 клетки на ЮВ
д) 3 клетки на С

Основа ориентирования -- чтение карты

Делай так же как предыдущее задание:

а) 4 клетки на С ж) 2 клетки на Ю н) 4 клетки на В
б) 3 клетки на З з) 8 клеток на В о) 2 клетки на Ю
в) 3 клетки на СВ и) 1 клетка на ЮЗ п) 2 клетки на ЮЗ
г) 3 клетки на СЗ к) 1 клетка на ЮВ р) 2 клетки на З
д) 4 клетки на В л) 3 клетки на З с) 1 клетка на Ю
е) 3 клетки на СВ м) 3 клетки на Ю

Основа ориентирования -- чтение карты

Работа с топографической картой (часть 1 из 5)