Период создания, историческая эпоха.

План анализа произведений живописи.

(для 2 курса) см. приложение 1

Название произведения живописи. Автор.

Период создания, историческая эпоха.

Вид искусства.

Художественный стиль или направление произведения.

5. Тип (вид) живописи произведения (монументальная, станковая, театрально-декорационная, миниатюра, иконопись, декоративная роспись).

6. Жанр картины ( пейзаж, натюрморт, портрет (вид портрета: парадный, камерный, двойной, групповой, автопортрет; жанр портрета : поясной, портрет в рост, поколенный, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа), сюжетный: исторический ,батальный (о войне),мифологический, библейский, анималистический ( изображение животных), бытовой),смешанный жанр.

7. Сюжет(если сюжетный жанр или описание содержа-

ния , если нет сюжета).

8. Техника создания картина. (акварель, гуашь, масло, темпера ( эмульсии: натуральные—из яйца; желтка, соков растений или искусственные из водного раствора клея с маслом),пастель, фреска, витраж, мозаика и др. Проблема фактуры.

9. Колорит (спокойный, напряженный; теплый или холодный; светлый, темный, контрастны), особенности светотени, цветовой гаммы, гармония цвета.

10. Композиция — размещение на плоскости картины составных частей в единое целое, точно найденные позы и положения, передача движения (динамики), покоя (статики), пропорции, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделения сюжетно-композиционного центра, способы передачи пространства и точки зрения на изображаемое, формат и размер произведений, обдуманная группировка предметов, фигур в виде треугольника, пирамиды, круга, овала, квадрата, прямоугольника и т.п.

Замкнутая композиция, когда действие разворачивается в пределах холста.

Раскрытая композиция выходит за пределы холста, для этого художник прибегает к срезанию фигур, предметов.

Диагональная композиция( от нижнего правого угла в верхний левый—уход вдаль, безысходность; от нижнего левого угла в верхний правый— активная диагональ, завоевание; из верхнего левого угла в нижний в правый—героический выход, покорение ;от верхний правого угла в нижний левый—шествия, парады).

11. Идея картины и существующий подтекст (знаки, символы, иносказания). Выразительные средства, используемые автором для передачи основной идеи, замысла произведения.

12.Ваше восприятие картины. Какие вызывает чувства, настроение, мысли.

Анализ произведения живописи.

Приложение 1

1. Название произведения живописи. Автор.Тайная вечеря. Сальвадор Дали.

Период создания, историческая эпоха.

1955 г, 2 пол XXв. Это годы холодной войны, в развитых странах создавалось ракетное и ядерное оружие.Воздушная разведка получила тогда большое распространение. Противостояние в этой сфере СССР и США. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией» — т.е. формальное окончание Великой Отечественной войны. Всемирный конгресс молодежи в Варшаве. Компания Bell Labs представила первый полностью транзисторный компьютер TRADIC.

3. Вид искусства.Пластический,изобразительный, живопись.

4. Художественный стиль или направление произведения.Направление -сюрреализм.

5. Тип (вид) живописи произведения станковая картина.

6. Жанр картины.Сюжетный: библейский.

7. Сюжет.Изображен сюжет из Библии. Так описан этот сюжет в Евангелии: Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий… Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

8. Техника создания картина.Холст, масло.Проблема фактуры. Полотно написано сложной техникой с использованием, среди прочего, и фотоматериалов.

9.Колорит. Колорит основан на контрасте теплых и холодных цветов, в основном светлый и спокойный, как предвозвещение Воскресения Господа Иисуса Христа. Едва заметен легкий контраст цветов – холодного нежно-голубого и теплых светло-желтых и охристых. Удивительное сочетание сине-голубых, желто-золотистых красок близки к цветовому строю рублевской «Троицы». Заметен контраст света и тени – ярким светом выделен композиционный центр – Христос.

10.Композиция. Дали изобразил Господа во всех трех ипостасях: Иисус (Бог-Сын) показан по пояс в воде (и одновременно как бы сидящим за столом и полупрозрачным), тоесть крестися Духом Святым. Сверху же Бог-Отец распростер руки над Христом с учениками и всем миром. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Автор намеренно переносит действие картины в современное пространство. Над столом стеклянный купол, за которым открывается безжизненный пейзаж: море, скальные острова, многоцветное небо. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Среди сидящих за каменным столом, лишь центральная фигура Христа выглядит живой. Ученики, почтительно склонив головы, слушают Учителя. Слушают? Или спят, убаюканные звуками Его голоса? Зритель самостоятельно вынужден трактовать позы апостолов. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (Бога-Отца), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих. Полупрозрачный торс с распростертыми руками объединяет всех участников Вечери, одновременно выступая неким предвестием скорого распятия. Геометрически точна перспектива картины. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. Апостольский язык «Тайной вечери» выражен и тем, что вся композиция заключена в огромный додекаэдр, 12 граней которого (как и апостольское слово 12 учеников Христа) объемлют все мироздание. Воздушность, чистота и полупрозрачность фигуры Христа противопоставлена реальности и тяжеловесности фигур учеников. У зрителя складывается впечатление, что уже через мгновение все растает в голубой дымке: купол, Христос, сам каменный пол. Вся картина подобна зарисовке мистического видения, готового прерваться в любой момент.

11. Идея картины и существующий подтекст.Фантазии художника на тему Евангелия наполняют знакомый сюжет новым содержанием. Он создал традиционный сюжет, представляя его с футуристической точки зрения. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать […]. Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека — Христа. (Спасибо, Гарсиа Лорке, который однажды сказал мне, что апостолы симметричны, словно крылья бабочки)». Картина определенно несет в себе нравственное послание. Она полна света и легкости. Через прозрачные окна нам открывается пейзаж неземной красоты: ясное голубое небо потянуто персиковыми облаками, расположенными над серебристыми массивами гор. Видно, что помещение, где происходит действие картины, находится высоко, скорее всего, это верхний этаж какого-то современного здания. Таинство вечери длится через века и касается современности. Таким образом, нам демонстрируется величие и высота морали нравственного учения. И как обычно в работах художника, авторская позиция остается «открытой», необъяснимой, нечеткой, позволяющая каждому нахадить что то свое.

12. Ваше восприятие картины. Мне понравилась эта картина, как подлинная вершина духовных исканий художника и новый способ передачи старого сюжета. «Тайная вечеря» С. Дали удивительно гармонична и светла, вызывает чувства восхищения талантом художника и благодарность Сыну Божьему за Его Крестную жертву. Хочется размышлять о возвышенном и о самопожертвовании. Невольно задумываешься, правильно ли поступаем мы? Мне нравится идея сюжета своей много вариантностью восприятия, а гармоничная цветовая гамма побуждает думать о возвышенном, о близости Бога к каждому человеку.

Период создания, историческая эпоха.

План анализа скульптуры.

Япония. \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: