Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

Методические задачи к экзамену по методике преподавания русского языка (специальная)

Методика развития речи

1. На совершенствование каких качеств дыхания направлены данные упражнения?

1) Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

2) Логопед предлагает детям представить, что перед ними свеча огромного размера. (Показать какого.) «Сильный ветерок» — дети стараются задуть свечу. «Тихий ветерок» — дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонилось, но не погасло.

Разработайте и проведите дыхательные упражнения

  • для удлинения речевого выдоха;
  • для увеличения силы выдоха;
  • на тренировку экономного использования воздуха.

2. Каково назначение упражнений на с. 111 в хрестоматии О.В.Кубасовой «Литературное чтение», 2 класс, часть1? Поработайте в роли младшего школьника, выполните эти упражнения.

Вспомните и покажите упражнения для отработки других качеств голоса.

3.Каково назначение данных упражнений?

1) Поднять флажок. Если в слове есть звук…

2) Называй картинки, откладывай те, где в слове услышишь звук…

3) По сюжетной картинке назвать слова со звуком…

В чем видите усложнение деятельности ребенка при выполнении этих упражнений?

Продолжите этот ряд упражнений, включив в него упражнения на определение места звука в словах. Расположите упражнения в порядке возрастания сложности их выполнения.

4. Как на основе данного дидактического материала организуете упражнения по развитию фонематического слуха? Расположите упражнения в порядке возрастания сложности их выполнения.

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

5. Разработайте упражнения для отработки звуков [Т] [Т’]: артикуляционная гимнастика, работа над изолированным звуков, работа над чистоговорками и скороговоркой «Из под топота копыт пыль по полю летит».

6. Лексические упражнения.

Перед Вами дидактический материал. Расширь его. Как на его основе организовать работу над словарем (лексиконом) детей?

1) Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. (Из рассказа В.Осеевой. «Плохо».)

2) Огурец помидор – овощи; ромашка, роза — …, кошка, собака -…, …. (продолжи дидактический материл);

3) Слон большой, а комар — …, камень тяжелый, а пушинка — …. (продолжи дидактический материал);

4) Дерево цветы (что делают?); кошка, собака (что делают?); …; мяч, яблоко (какие?), сахар, мед (какие?), … ; льется, журчит (что?), шумит, дует (что?), …; круглое, сочное (что?), высокое, зеленое (что?), … (расширь дидактический материал).

5) Детям предлагаются картинки с изображением доктора, художника, парикмахера (кого еще?).

Каково назначение составленных Вами упражнений?

7.Прочитай фрагмент урока. На что он направлен? Какие приемы используются при работе над непонятными словами?

Прочитайте отрывок из сказки В.Орлова «Абрикос в лесу». Отметь слова, которые детям могут быть непонятны.

Словно тяжёлые слёзы, упали с Абрикоса на землю оранжевые плоды. Пробегал мимо Ёжик. Обнюхал спелый абрикос, попробовал и сказал:

— Вкусно! Надо на зиму заготовить! Спасибо тебе, дерево! Не огорчайся! Расти себе на здоровье! Мухомор и Волчьи Ягоды — это ещё не лес! А злятся они оттого, что никому не нужны. Они завистливые и от зависти ядовитыми стали. (В.Орлов)

К каким словам текста попросите подобрать слова, близкие по значению? К каким противоположные?

8.Выполните по образцу:

билет – билетик, кот — …, дождь — …

трава – травка, осина — …, гора — ….

листья клена — кленовые листья; улицы города -…; лист капусты -…; лучи солнца.- …; нора лисы -…; запах сосны — … .

Продолжите ряды слов и словосочетаний.

Над какими умениями организуете работу на основе данного языкового материала?

Составьте фрагмент занятия по отработке названных умений, используя этот языковой материал: поставьте учебную задачу, сформулируйте задание, продумайте форму работы.

9.

1) из яблок — яблочный; из груш — …;из вишен — …;из слив — ….;из… (расширьте дидактический материал);

2) из моркови — морковный;из свеклы — …; из … ; из помидоров — … (расширьте дидактический материла);

3) медведь – медвежий, медвежья; лиса – …, … (расширьте дидактический материал);

4) заяц — зайка, зайчик, заинька, заюшка; петух -…, …(расширьте дидактический материал);

К данному языковому материалу подберите соответствующие задания. Формированию каких умения они будет способствовать?

10. Выполните по образцу:

комар — комары, шкаф -…, топор -…, кот …, гриб -…, слон- …, шар — … , стол- …

дом — дома, глаз- … , лес- …, облако — …, зеркало — … ;

слон — слона, конь — …, муравей- …, врач — …., петух- …., моряк — …;

лев (льва), щенок — …, скворец- ….

Над какими умениями организуете работу на основе данного языкового материала?

Составьте фрагмент занятия по отработке названных умений, используя этот языковой материал: поставьте учебные задачи, сформулируйте задания, продумайте формы работы.

11. Перед Вами дидактический материал. Как на его основе организовать работу над синтаксической стороной речи детей?

1. В лесу мороз кружева развесил все деревья стоят в сказочных нарядах

2. Класс, уютный, наш, светлый, и, любим, очень, мы.

3. …., …, … — это учебные принадлежности.

4. В (какой ) траве мелькают (какие) (что)?

5. На катке.

1) Куда отправились ребята? 2)Что они взяли с собой? Чем дети занимались на катке?

6. На доске висит картинка.

12.Разработайте беседу по картинке, используя разные типы вопросов.

Нужна картинка

13. Разработайте диалог для экскурсии в зоопарк. Какие вопросы Вы зададите детям? Как сделать, чтобы и дети задавали вопросы Вам и друг другу?

14.Разработайте фрагмент занятия с использованием приема «Диалог по закрытой картине».

Пример картинки.

13. Прочитайте текст.

Петрик взял цветные карандаши и сел к столу. Вдруг стук в стекло. Это белочка за окошком.

— Что ты делаешь?

— Скоро мамин праздник. Я хочу подарить ей картинку.

— И я свою маму поздравлю.

Белочка вспомнила про дуб с листьями. Она нарвала букет и прискакала показать.

— Какая ты чудесная! Давай я тебя нарисую!

По Н. Забиле

Разработайте фрагмент занятия по подготовке первоклассника к устному пересказу данного текста.

Организуйте содержательный (с включением языкового) и структурный анализ текста. Покажите 2 варианта структурного анализа текста: традиционную подготовку по заранее составленным вопросам и методику составления опорных слов, подсказывающих развитие мысли.

Как организуете орфографическую работу по тексту?

14. Прочитайте текст (упр. 145, Соловейчик, Кузьменко «К тайнам языка», 3 класс).

Назовите приемы, которые используются при подготовке к изложению по этому тексту.

— О чем текст? Как его лучше назвать? Сколько в нем частей? Как они выделены? Какая основная? С какого слова она начинается? Зачем маленькая часть до нее? А зачем та, которая после? Как каждая из них начинается, как заканчивается? Как завершить последнюю мысль?

— Как выделена речь человека? Как он назван? Почему? Что он нашел? (Выход из положения.) В какой части слова выделена орфограмма?

— Подберите синонимы к словам жулик и стянул. Можно ли ими воспользоваться? Найдите знакомые вам местоимения. Попробуйте заменить их именами существительными, вместо которых они употреблены. Станет лучше или хуже? Чем?

— Перечитайте рассказ и покажите все орфограммы. Отметьте непривычные для вас знаки внутри одного из предложений. Один из этих знаков называется двоеточие, а другой — кавычки. Сколько запятых в последнем предложении? Перед какими словами? В тексте есть слово, написанное через черточку. Если хотите, запомните: это особое местоимение, оно всегда так пишется.

Завершая подготовку, предложите ученикам еще раз перечитать текст, представить себя рассказчиком и писать, уходя от ошибок с помощью «окошек».

С опорой на фрагмент покажите, как будете использовать эти приемы при работе с данным текстом.

Длиннохвостые разбойницы.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт.

(По Г. Скребицкому)

15. Поработайте в роли ребенка. Выполните задания № 2, 3 к тексту В. Осеевой «Хорошее» (О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс, 2 часть, с.96).

Разработайте подробный фрагмент урока по пересказу сказки В.Козлова «Черный омут» (с.111), используя картинный план на с. 114 выше названной хрестоматии.

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.» 16. Поработайте в роли младшего школьника. Составьте рассказ об игрушке (письменно). Какова основная мысль Вашего рассказа?

Спланируйте подготовку детей к рассказу об игрушке на логопедическом занятии. Поставьте речевую задачу. Сформулируйте несколько вопросов, помогающих ребенку рассмотреть игрушку. Как поработаете над основной мыслью будущего рассказа? Как поможете ребенку отобрать нужное содержание?

Организуйте работу над первым и последним предложением.

17. Поработайте в роли младшего школьника. Составьте рассказ по серии сюжетных картинок и запишите его. Какова основная мысль Вашего рассказа?

Охарактеризуйте методику подготовки детей к рассказу по серии сюжетных картинок.

Поставьте речевую задачу. Сформулируйте несколько вопросов, помогающих ребенку понять содержание картинок. Как поработаете над основной мыслью будущего рассказа? Как поможете ребенку отобрать нужное содержание для ее раскрытия?

Организуйте работу над первым и последним предложением.

Какой может быть работа над планом?

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

18.Поработайте в роли младшего школьника. Составьте рассказ по сюжетной картинке и запишите его. Какова основная мысль Вашего рассказа?

Охарактеризуйте методику подготовки детей к рассказу по сюжетной картинке.

Поставьте речевую задачу. Сформулируйте несколько вопросов, помогающих ребенку понять содержание картинки. Как поработаете над основной мыслью будущего рассказа? Как поможете ребенку отобрать нужное содержание для ее раскрытия?

Организуйте работу над первым и последним предложением.

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

19. Поработайте в роли ребенка. Составьте рассказ об увиденном на прогулке по весеннему парку. Запишите свой рассказ. Какова его основная мысль?

Спланируйте подготовку детей к рассказу об увиденном. Какую беседу проведете с детьми во время прогулки?

Спроектируйте логопедическое занятие, направленное на подготовку детей к рассказу на тему «Наш парк весной».

Как поставите речевую задачу? Как поработаете над основной мыслью будущего рассказа? Как поможете ребенку отобрать нужное содержание? Какой будет работа над планом? Организуйте работу над первым и последним предложением.

Обучение грамоте

1. На добукварном этапе обучения грамоте для обозначения языковых единиц используются различные схемы-модели. Какие из них Вам известны?

Как с помощью схем-моделей записать слоговой и звуковой состав слов: сыр, земля, якорь, жильцы.

2.При делении словатракторученик допустил ошибку. С помощью каких приёмов поможете ученику выполнить задание правильно? Какие задания предложите ученику для отработки умения делить слова на слоги?

3. В букваре (на выбор) найдите дидактический материал, предназначенный для отработки деления слов на слоги. Покажите методику работы с данным дидактическим материалом.

4.Ученик узнавал ударение в слове ракета, он произнёс слово по слогам и решил, что ударный слог – первый. Как поможете ученику правильной найти ударение в слове? Какие задания предложите ученику для отработки способа определения ударения?

5.В букваре (на выбор) найдите дидактический материал, предназначенный для отработки умения находить ударный слог (звук). Покажите методику работы с данным дидактическим материалом.

6.Перед Вами несколько фонетических упражнений.

1) Учитель называет слова с нарочитым произнесением последнего звука (или первого) и просит детей поднять фишку для его обозначения.

2) учитель показывает детям карточки для обозначения звуков, а дети называют слово, в котором соответствующий звук первый (или второй).

3) – Я буду называть слова , — говорит учитель, а вы, если услышите звук […] хлопните один раз, а если […] – два. Будьте внимательны! (При этом учитель включает и слова, не содержащие данного звука.)

4)– Какими звуками различаются слова? – спрашивает учитель и произносит слова парами: мал – мял ….

Конкретизируйте данные задания, определите цель каждого из них.

7. Назначение фонетического анализа как важнейшего упражнения состоит в том, чтобы научить детей легко слышать звучащее слово. Объясните, зачем ребёнку это умение что под ним понимается. Как ученик первого класса сделает звуковой анализ слова жучки?

8. Разработайте звуковые упражнения, при выполнении которых наряду с фонетическими умениями у детей будут формироваться умственные действия сравнения и классификации.

9. При организации звуковой работы учащиеся овладевают учебными действиями контроля и оценки. Какие специальные приемы на фонетическом материале будут способствовать формированию данных учебных действий?

10. В букваре (на выбор) найдите страницу, где дети узнают новую согласную букву. Какой дидактический материал предназначен для знакомства с этой буквой? Как организуете работу на основе данного дидактического материала?

11. В букваре (на выбор) найдите дидактический материал для чтения слогов с изученной буквой. Как организуете на основе данного материала первое и повторное чтение слогов?

12. В букваре (на выбор) найдите дидактический материал для чтения слов с изученной буквой. Как организуете на основе данного материала первое и повторное чтение слогов?

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.» 22.Дляотработки механизма чтения используется различный дидактический материал. Ниже приведены некоторые его разновидности. Как организуется работа с данным дидактическим материалом.

АН НЫ НИ
ОН НО МИ
ИН НА ЛИ
УН НУ НИ

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.» Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.» Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

13. Для выполнения каких упражнений используется данный дидактический материал?

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

Разработайте задания к каждой его разновидности. Решению каких дидактических задач будут способствовать составленные Вами задания?

9.Найдите страницу прописи (на выбор), предназначенную для знакомства детей с одним из элементов букв. Какой дидактический материал содержится на данной странице? Каково его назначение? Как организуется работа на основе данного материала?

10.Найдите страницу прописи, предназначенную для знакомства детей с написанием буквы (на выбор). Какой дидактический материал содержится на данной странице? Каково его назначение? Как организуется работа на основе данного материала?

11. Найдите ошибки письма. Что общего во всех этих ошибках?

Похвальялся заека: «и влка не бойусь. и лисицы, и медведя не боюс.»

Какие упражнения будут способствовать коррекции этих ошибок?

22. Прочитайте записи первоклассника.

Похвальялся заека: «И влка не бойусь. И лисицы, и медведя не боюс.»

Гора самоцветов — Лиса-Сирота (Fox the orphan) Башкирская сказка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: