Поиск позитивного: пример интервью.

Рассмотрим на конкретном примере, как поиск позитивного помогает росту клиента. Это третье интервью Мэри с Чарльзом. Здесь Мэри воплощает идеи Франкла по поиску позитивного смысла. Отметим, что она помогает клиенту построить новую точку зрения на ситуацию, используя в основном микротехники выслушивания. По большей части она использует ключевые слова клиента, а он пытается по-новому посмотреть на ситуацию.

1.М: Я собираюсь продемонстрировать вам поиск позитивного и выявление позитивного смысла. Я буду делать это в манере Франкла. Чтобы мы могли начать, вы, Чарльз, должны коснуться плеч и проникнуться чувством к предмету, о котором мы сейчас говорили.

Информация/директива

2. Ч: Хорошо… (закрывает глаза, руки идут к плечам, как будто взваливают дополнительную ответственность. Мэри ждет и наблюдает).

3. М: Вы можете глубже прочувствовать? Директива

4. Ч: …Да.

(Клиент погружается в переживания еще глубже. Он идет к концентрации чувств. Мэри знает по опыту, что клиент — преимущественно кинестетического типа и поэтому напрямую работает с репрезентативными системами. В большинстве случаев клиенты кинестетического типа глубже впадают в эмоциональные переживания.)

5. М: Так.

6. Ч: 0’кей.

(Наблюдая его невербальнос поведение. Мэри поняла, что клиент достиг нужной эмоциональной глубины.)

7. М: Вы можете вернуться к детским переживаниям или другим ситуациям, когда вы ощущали тяжесть на плечах? Можете немного рассказать об этом? (Это техника свободных ассоциаций.) Директива в виде закрытого вопроса

8. Ч: О… Мне было около__ лет, когда мы забрались на чужой участок и мы… толкали бревно по какому-то болотцу или ручью. Это было очень забавно — играть в воде. Я ощущал некоторый дискомфорт, но…

9. М: Итак, было хорошо, но не совсем комфортно. Отражение чувств/конфронтация

(Эта конфронтация построена на смешанных чувствах клиента. Именно амбивалентные, или смешанные чувства очень важны в психотерапии.

10. Ч: Ну… вы правы. Затем я… мы пересекли тропинку, я завяз и мы не могли дальше двигаться.

11. М: Застряли в пути? Поощрение

12. Ч: Да, под нами оказался плывун, и я стал погружаться все глубже и глубже. Мне казалось, что смерть близка. А мы были на участке, где нам нельзя находиться, и я не мог сам выбраться. Очень страшно.

13. М: Вам было страшно и вы погружались все глубже? Отражение чувств/пересказ

14. Ч: Да, мне нельзя было туда заходить. И я сказал себе: “Вот что происходит, когда поступаешь неправильно”. Вот и сейчас у меня в животе такое же чувство страха…

(Здесь клиент переходит в настоящее время — прошлое в настоящем.)

15. М: Итак, чувство страха и того, что вы умираете. Отражение чувств

16. Ч: Джерри попытался вытащить меня, но не смог. Тогда мне стало еще страшнее. Затем Джерри ушел и я остался один, совершенно беспомощный. Затем Джерри вернулся с м-ром Ольсоном и… он ворчал на меня, но вытащил. Я вернулся домой. Помнится, я вымыл ботинки и никому об этом не сказал. Я чувствовал себя виноватым: мне нельзя туда лезть… Я никогда…

(Заметьте, что клиент возлагает на себя ответственность за эти события. Слово “вина” очень характерно для молодежи среднего класса из его окружения. Отметим, что он ни слова не говорит о друге, который был с ним, возлагая ответственность только на себя. Для других культурных групп в таких играх нет ничего предосудительного и они не стали бы “смывать вину” со своих ног.)

17. М: Итак, все эти чувства у вас ассоциируются с переживаниями детства, я говорю про чувство вины, чувство, что вы занимаете не свое место — вам там быть нельзя — и остальные отрицательные чувства, связанные с этим.

18. Ч: О, Боже, да…

19. М: Приходит ли вам в голову что-то позитивное в этой ситуации? Я знаю, сейчас для вас все это выглядит как негативный опыт. Все-таки, можете ли вы найти нечто положительное в том, что случилось?

(Здесь начинается поиск позитивного. Мэри внимательно выслушала клиента и начинает поиск позитивного в данной ситуации. Как показывает опыт терапии, вербальные клиенты довольно быстро реагируют на прямой подход. Другие клиенты реагируют медленнее, либо они предпочитают выбрать один из множества путей поиска позитивного в негативно опыте.)

20. Ч: …Я почувствовал облегчение, когда он вытащил меня. Я был очень напуган, чувствовал себя виноватым, но, в конце концов, он вытащил меня.

21. М: То есть вы ощутили помощь, не смотря на чувство страха? Отражение чувств

22. Ч: Знаете что? Помните, Джерри пытался мне помочь, а потом пошел и привел м-ра Ольсена. И… боялся ли я м-ра Ольсена после этого?

23. М: То есть, вы считаете, что у вас появились друзья в трудной ситуации?

24. Ч: Ну, не совсем так, но…, если подумать, то действительно так. На следующей неделе м-р Ольсен позвал меня поработать на его ферме. Похоже, я всегда уделял слишком много внимания негативной части этого опыта… На самом деле… это были настоящие товарищи.

25. М: Нашлись люди, которые помогли вам в трудной ситуации. Пересказ/повтор

26. Ч: Да, да…

27. М: И м-р Ольсен даже не отругал вас за это, а пригласил на работу.

Пересказ

28. Ч: Не стоило столько взваливать на свои плечи.

(Этот комментарий клиента очень интересен. Он интерпретирует старую ситуацию с новой более позитивной точки зрения. Он выработал с помощью терапевта новое видение ситуации. Этот новый взгляд по своей природе менее эгоцентричен. Заметьте, что Мэри использует исключительно методы выслушивания.)

29. М: И в самом деле, не следует. Ну а как это соотносится с другими вещами, о которых мы говорили — о секретарше, о детях? Есть тут связь?

Поощрение/открытый вопрос

(Здесь терапевт ищет повторяющиеся паттерны и предлагает клиенту рассмотреть детские переживания для того, чтобы понять, есть ли остатки этого в сегодняшней повседневной жизни.)

30. Ч: Мэри, из первой беседы я помню, что я оказался чрезмерно заботливым. А ведь это все равно что взвалить лишний груз на свои плечи. И, как в той ситуации, это вызывает чувство страха. И сейчас я чувствую… гнев и чувство страха вместе.

31. М: Как они сочетаются? Открытый вопрос

32. Ч: Не знаю точно, но они как-то связаны и это требует объяснения.

33. М: Похоже на паттерн: когда берешь на себя слишком много ответственности, относится ли это к… Интерпретация

34. Ч: …к Джорджии, детям или м-ру Ольсену, …иногда я в гневе, иногда боюсь. Кое-что мы выяснили.

35. М: Итак, сегодня мы рассмотрели негативную ситуацию и поняли, что в ней можно найти позитивного. Может это даст нам ключ к следующему сеансу. Итог

В данном случае поиск позитивного помог клиенту понять новый смысл ситуации. Образно выражаясь, Чарльз был заключен в камеру отрицательного значения ситуации. С помощью терапевта он смог перестроить восприятие мира и изменить его на более позитивное. Теория утверждает, что новая перцепция фактов останется с клиентом и поможет ему иначе взглянуть на будущие ситуации (более позитивно). В этом начало перемен.

Оценивая эффективность интервью по семи направлениям (табл. 7.1), мы замечаем, что клиент демонстрирует большую интенциальность. Более того, поиск позитивного помог клиенту выработать новую конструкцию ситуации и, может быть это стало началом нового, более эффективного мировоззрения. Похоже, что клиент самостоятельно ставит цели. Однако нет уверенности, что инсайт, достигнутый на сеансах, найдет свое отражение на практике. Ясно, что инсайт без действия мало эффективен. Мэри необходимо сделать облачение идеи Чарльза для повседневного их употребления.

Терапевт на последнем сеансе очень эффективно использовала микротехники. Она выявляет факты, чувства, глубинный смысл, который лежит в основе событий, помогает клиенту уяснить новый смысл ситуации. Для нее характерна хорошая индивидуальная эмпатия. Отзывчивая, она учитывает и культурный аспект. Однако, прежняя практика остается в силе — психолог считает приемлемой индивидуалистически ориентированную терапию. Эти методы не дадут успеха при иных культурный истоках.

Терапевт показывает хорошие знания методов наблюдения. Она подталкивает клиента к более глубокому пониманию смысла, который находится под поверхностной структурой предложения. Если вы посмотрите видеозапись, вы обнаружите существенную роль невербального отражения. Терапевт поощряет более глубокие переживания, работает с кинестетической и чувственной системами. Если бы они предложила клиенту увидеть и услышать старую ситуацию, то воздействие интервью было бы больше, оно получило бы конкретность и более глубокое эмоциональное выражение. Психолог обеспечивает для клиента благоприятное окружение, в котором он и имеет возможность для роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе мы предприняли попытку обобщить концепции, изложенные в первых шести главах. Мы разработали тему поиска позитивного, потому что почти все терапевтические школы используют это в том или ином виде. Вы, как терапевт или психолог, должны иметь альтернативы для осуществления поиска позитивного. Вы поймете, что для одних клиентов нужен один подход, а для других характерен другой способ мышления. Чем шире репертуар ваших возможностей, тем большему числу клиентов вы сможете помочь.

Первые шесть глав уделяют основное внимание структуре процесса терапии (консультации). Теперь есть возможность обратиться ко второй части книги, где рассматриваются альтернативные теоретические методы. В их основе — понятия и приемы первых шести глав. Если вы освоили эти понятия, то вы можете углублять и развивать свои познания в области теоретических направлений.

Отдельный вопрос — какую теоретическую направленность вы для себя выберете. Имея общее понимание процесса психотерапии, вы имеете знания для сознательного выбора. Вы можете ориентироваться на одну специальную теорию или быть приверженцем общетеоретического подхода. Какой бы вы путь не выбрали, следует с уважением относиться к иным методам. В терапии и психологии еще не открыт метод, который бы подходил для любого клиента.

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

В этой главе обобщаются основные идеи первых шести глав и показано, как их можно интегрировать в обычное интервью. Семь основных понятий сведены в таблицу 7.1. Напомним некоторые понятия этой главы:

1. Семь основных понятий первой части этой книги.

Интенциальность, творческое принятие решений, микротехники, культурная и индивидуальная эмпатия, навыки наблюдения клиента, оценка взаимодействия личность — среда, несколько альтернатив поиска позитивного.

2. Альтернативные пути поиска позитивного. Вам следует ознакомиться с концепцией исследования ресурсов по Тайлеру, позитивного взгляда по Роджерсу, поиска положительного смысла по Франклу, с концепцией фокусирования (Гендлин), рефрейминга, а также с когнитивными методами Бека. Может вы отметите для себя сходство и различия этих моделей и попробуете их на практике для блага клиентов.

ГЛАВА VIII________________

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ –

Собеседование/интервью на работу: как продать себя грамотно — Михаил Портнов — Siliconvalleyvoice


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: