Поэтому одной из основных задач культуры речи является охрана литературного языка.

И еще.

В течение многих десятилетий проблеме культуры речи в школе не уделялось достойного внимания. Программы сводились лишь к формированию навыков и уменийв орфографии и пунктуации.

Выводы специалистов, проводивших ЕГЭ в российских школах, сводятся к следующим удручающим результатам: 45% выпускников (только вдумайтесь в этот процент!)

• не могут ясно и убедительно доказать свою позицию в случае, если она не совпадает с позицией автора текста, или найти контраргументы;

• не умеют вежливо оформить свое несогласие с доводами автора, защитить свое понимание проблемы; сочинения этих учащихся характеризуются бедностью словаря и грамматического строя речи2. 2 Методическое письмо о преподавании русского языка в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года. – С. 10-12.

Таким образом, причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в образовательные стандарты высшей школы стала общественная потребность в повышении речевой культуры.

Эту задачу нужно незамедлительно решать еще и потому, что государство нуждается в высокообразованных квалифицированных кадрах, т.е. хорошее владение языком сегодня имеет и чисто прагматическое значение.

В наши дни востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность во многом зависят от уровня его речевой культуры.

По данным социологов, 85% респондентов отметили, что

качество речи собеседника – грамотность, доступность изложения, яркость и убедительность –является основным критерием формирования отношения к говорящему.

Кроме того, в современном мире человек сталкивается с огромным количеством информации. «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Но эту информацию нужно не только получить, но и оперативно обработать, быстро принять решение в соответствии с ситуацией общения.

Поэтому вторым после мыслительных способностей критерием отбора кандидатов – молодых специалистов – становятся коммуникативные качества человека.

Например, в журнале «Гид молодого специалиста» N2 2002 г. находим следующие требования к соискателям:

• «хорошее владение устной и письменной речью, т.е. умение ясно и точно, логично излагать собеседнику свои мысли, отсутствие слов-паразитов, владение несколькими стилями речи, а также умение писать отчеты, письма, доклады;

• навыки презентации, т.е. умение преподать себя, уверенность в публичных выступлениях, навыки взаимодействия, умение достигать результата в процессе общения, умение слушать собеседника, неконфликтность в общении»1(1 Цитируется по: Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., 2005. С. 4. ).

Требования строгие, но вполне достижимые. Только эти навыки необходимо формировать и совершенствовать еще задолго до начала трудовой деятельности.

Принятая Правительством РФ в декабре 2005 года Федеральная целевая программа «Русский язык» на период с 2006 до 2010 года, где определен ряд безотлагательных мер, надеемся, способствовала преодолению кризиса в этой области. Но будет ли этого достаточно?

Очевидно, что путем государственного регулирования можно исправить ситуацию только в очень ограниченных масштабах. Более того, разного рода штрафы и запреты, как предлагали депутаты, малоэффективны, обязать людей пользоваться словарями нельзя.

Язык развивается по объективным законам, и успешно воздействовать на его развитие могут только сами носители.

Мы уже отмечали, что культура речи является неотъемлемой частью культуры личности. А.П. Чехов в своей заметке о красноречии «Хорошая новость» писал:

«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать

Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами.

«Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере».

Сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов людей, стремящихся достичь успеха в жизни.

Необходимо овладевать русским языком во всем его многообразии, «объявить войну» косноязычию, и только тогда мы обретем былую гордость за наш родной язык и процветающее государство!

Чем же отличается вузовский курс от школьного? Акцент в нашем курсе будет поставлен на использование языка в различных сферах общения. Предметом изучения будут являться устные и письменные нормы литературного языка и правила речевого общения в различных сферах общественной деятельности.

Разведопрос: Сергей Марков об искусственном интеллекте


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: