Показания к проведению логопедического массажа.

Основные позы массируемого в процессе логопедического

Массажа.

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

3) ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.

Для того чтобы подготовить такого ребенка к первому массажу языка, используются следующие приемы.

1. Ладонями самого ребенка погладить его лицо, голову и живот (можно поверх одежды), имитируя умывание. Возможны игровые задания с переходом к действиям языка: «Покажи, как умывается язычком киска», «Покажи, как лакает воду собачка». Легкое щекотание руки ребенка, начиная от ладонной и тыльной поверхностей кисти, включая сами пальчики, до наружной и внутренней поверхности предплечья также оказывает стимулирующее воздействие.

2. Дать ребенку на некоторое время (перед массажем) подержать в руках шершавый, гладкий, влажный, сухой, теплый, холодный или даже липкий предметы. Сравнить эти свойства со свойствами продуктов, которые мы употребляем в пищу. Показать, как можно играть с зондами: один похож на зайчика, другой — на крокодила Гену, — все они могут двигаться, говорить и даже дружить.

Если кто-то из детей уже проходил курс массажа, то можно предложить новому ребенку просто понаблюдать за этой процедурой, развлечь ребенка занимательными историями, которые происходят с зондами-персонажами.

Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен на курс проведения массажа, то первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей.

Всем детям нравится применение песенок, стихотворений и сказок, наполняющих образами тот или иной массажный прием. Для этого хорошо подходят короткие стихи А. Барто и других поэтов, мотивы известных детям песен. Причем слова можно подбирать свои или пропевать на определенный мотив известное стихотворение. Сочинительство педагога, как творческий акт, также поддерживается, но петь при этом следует негромко, лучше вполголоса. Такие приемы эмоционально окрашивают выполнение массажа и привлекают к нему интерес ребенка. В последующем можно выполнять массаж молча или давать ребенку развивающие задания, например посчитать, сколько раз зонд, выступающий в роли машины, проедет или проехал (задание на произвольную и непроизвольную память) по дорожке, т.е. по языку; сильно или слабо топал мишка и т.д.

Время проведения массажа в структуре логопедических

Занятий.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.

Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.

С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение – 15 минут.

С детьми школьного возраста – 20 минут.

С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут. Учитывая регламент индивидуальных занятий, мы предлагаем проводить логопедический массаж не циклами (сеансами), как предлагают многие авторы, а начинать индивидуальное занятие с дифференцированного логопедического массажа. Отдельные приемы логопедического массажа (упражнения) отбираются с учетом выявленной патологической симптоматики. Адекватные приемы массажа создают положительные кинестезии, которые помогут улучшить артикуляционную моторику, так как подготовят базу для более качественных артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость, амплитуда, тонкие дифференцированные движения и другие. Таким образом, цель логопедического массажа проводимого в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой, состоит в создании и закреплении прочных, положительных кинестезии, которые создают предпосылки (по законам обратной связи) для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

3. Дозировка и длительность массажа:

Логопедический массажлучше проводить циклом в 10—20 процедур. Массаж языка не обязательно делать изо дня в день, можно ограничиться двумя-тремя процедурами в неделю, проводимыми подряд или через день. Циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. Если наблюдается ярко выраженное нарушение тонуса мышц языка, то массаж можно проводится в течении года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента. Например, при болезненных ощущениях длительность воздействия сокращается за счет уменьшения количества повторяющихся приемов или их видов, когда малое число однотипных воздействий не приносит желательного результата. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин. В любом случае, первые сеансы короткие, затем постепенно увеличиваются. В случае необходимости можно продлить сеанс на 5—10 мин, но при этом необходимо следить за состоянием ребенка.

Показания к проведению логопедического массажа.

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Противопоказания к назначению логопедического массажа, в общем, схожи с обычными противопоказаниями, однако имеется и своя специфика. Не следует делать массаж при: каком-либо соматическом или инфекционном заболевании в остром периоде, конъюнктивитах, острых и хронических заболеваниях кожных покровов, гингивитах, стоматитах, наличии герпеса на губах или других инфекций полости рта, резко выраженной пульсации сонных артерий, кровотечении, болезни крови и некоторых других заболеваниях.

Противопоказаниями также могут являться нестерпимые боли при прикосновении, повышенная эмоциональная чувствительность вследствие определенных психических заболеваний, недостаточность кровообращения III степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, бронхоэктазы и обострение некоторых хронических заболеваний.

Также следует обратить внимание на состояние лимфатических узлов. В норме лимфатические узлы не пальпируются. Если они видны и хорошо прощупываются, то это свидетельствует о наличии инфекции в организме, что является противопоказанием для проведения массажа. Усиление лимфотока может способствовать распространению инфекции.

С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Перед началом курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Вебинар \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: