Послушай и перескажи рассказ.

Цыпленок

— Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они? — Под старой липой?

— Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!

Г. Виеру

Еноты в магазине

Вмагазин пришли с работы Покупатели еноты, Покупать у продавца Два соленых огурца. Говорит им продавец:

—Две копейки огурец.

—Дайте нам по огурцу.

—Заплатите продавцу.
Очень точно. Молодцы!
Забирайте огурцы!

Э. Мошковская

* * *

Лена Синицина — танцовщица. Она живет в казацкой станице. Ее пригласили танцевать в Москву на сцене театра. Лена приехала в столицу и поселилась в гостинице. На репетицию в театр она ехала на метро. Ей очень понравилась лестница-чудесница, которая медленно, как гусеница, тянется сверху вниз и снизу вверх. После репетиций Лена как синица летает по музеям. А вечером — по магазинам: надо купить гостинцы своим родным и друзьям в станице. Маме она купила сахарницу, сестрице — ситец на платьице, подружкам — кольцо и зеркальце. После концерта Лена вернется в станицу с целым ворохом гостинцев.

* * *

Свинцовые тучи закрыли солнце. В лицо дует ветер, и глаза засыпаются частицами пыли. Мы с сестрицей хлопаем ресницами, чтобы глаза могли очиститься от пыли, и закрываем лицо руками. Все прячется перед грозой. Гусеница спешит укрыться листком, синица пытается найти свободное дупло. Лисица прячется в норку, а красавец-л ось мчится подальше

в лес, где деревья не так сильно качаются и гнутся на ветру. Кажется, что сейчас на нас выльется целое море. И мы с сестрицей спешим укрыться от грозы под навесом старой церквушки.

* * *

Мой братец Саня — суворовец. Он учится в военном училище в столице. В суворовской форме он просто красавец. Саня каждый месяц старается прислать нам письмецо. Саня — молодец, учится на отлично. Из него получится настоящий боец. Братцу очень нравится учиться. Он говорит, что тот глупец, кто не хочет учиться. Ленивец не получит ценные знания, и из него самого ничего не получится, ему нечем будет гордиться.

* * *

У нас в доме есть жилец. Мы его зовем старцем. У него очень доброе лицо. Когда-то он был кузнецом, а теперь у него больное сердце. Ему тяжело спуститься и подняться по лестнице. Он старается ступать медленно и крепко держится за перила. Если он хочет отправить письмецо в станицу к своему братцу, ему приходится звать мою сестрицу. Сестрица старается всегда помогать нашему старцу. За это старец подарил ей как-то старинное кольцо.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—3)

1. Повтори слоги:

а)[С-3] СА-ЗА ЗА-СА в) [С-С] СА-СЯ СЯ-СА

СЫ-ЗЫ ЗЫ-СЫ СЫ-СИ СИ-СЫ

СЭ—ЗЭ ЗЭ—СЭ СЭ—СЕ СЕ—СЭ

СО—30 30—СО СО—СЁ СЁ—СО

СУ-ЗУ ЗУ-СУ СУ-СЮ СЮ-СУ

б)[С’-3′] СЯ-ЗЯ ЗЯ-СЯ г) [3-3′] ЗА-ЗЯ ЗЯ-ЗА

си-зи зи-си зы-зи зи-зы

СЕ-ЗЕ ЗЕ-СЕ ЗЭ-ЗЕ ЗЕ-ЗЭ

СЁ-ЗЁ ЗЁ-СЁ ЗО-ЗЁ ЗЁ-ЗО

СЮ—ЗЮ ЗЮ—СЮ ЗУ—ЗЮ ЗЮ—ЗУ

Послушай и перескажи рассказ.

Послушай и перескажи рассказ.

2. Повтори слова и пары слов:

а) см. слова и пары слов в приложении 5 (с. 31);

б) см. слова и пары слов в приложении 6 (с. 33);

в) см. слова и пары слов в приложении 7 (с. 34);

г) см. слова и пары слов в приложении 8 (с. 36).

3. Назови картинки.См. приложения 5, в, 7, 8 (с. 31—36).

4. Повтори фразы:

а)см. фразыв приложении 5 (с. 31).

б)см. фразыв приложении 6 (с. 33).

в)см. фразыв приложении 7 (с. 34).

г)см. фразыв приложении 8 (с. 36).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в приложе
ниях 5, 6, 7, 8 (с. 31-36).

6. Повтори ивыучи стихи.

* * *

Осветило солнце ели, Заглянуло в сосняки — Все снежинки заблестели, Все зажглись, как огоньки.

Е. Трутнева

* * *

Разыгрался ветер На лесной поляне, Закружил осину В красном сарафане. И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой; А под елкой грузди Замостили мостик… До свиданья, елка, Приезжай к нам в гости! Е. Трутнева

Зеленая картинка

Болото зеленое в ряску одето. Склонилось над ним зеленое лето. В болоте зеленом лягушка живет, Зеленые песни подружкам поет.

В. Ланцетти

Не будь козой

Идет коза… Растет лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызет коза —

Всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

Обрызганный росою,

Не рви цветов, не гни кустов,

Не надо быть козою!

П. Воронько

Зеленая песенка

В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой лежит. Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.

А. Строило

7. Послушай и перескажи рассказ. [С-3]

В саванне наступил сезон засухи. В воздухе висит как будто знойный занавес. Обезьяны спускаются с деревьев поближе к пересыхающим озерцам. Звери слизывают последние капли влаги с засыхающих листьев деревьев. Только верблюдам удалось сделать запасы воды. Известны караваны пустыни своими горбами — в них их запасы. Но скоро сезон засухи закончится и начнется сезон дождей, когда влаги будет достаточно всем зверям саванны.

* * *

Сизый селезень с самого утра пытается позавтракать. Наконец он увидел стрекоз над зарослями тростника. Стрекозы — славная закуска к завтраку. Селезень незаметно подплывает к тростнику и замирает в засаде в ожидании, когда одна из стрекоз опустится вниз и сядет на тростник. Взмах крыльями… Стрекоза взлетела ввысь, а селезень промазал. С досадой на самого себя и стрекозу селезень начинает все сызнова. Садится в засаду и ждет. Но сегодня ему не повезло. Своей неудачной охотой он распугал всех стрекоз. Придется селезню засыпать голодным.

* * *

Зоя и Саня — брат и сестра. Саня старше Зои. Саня с Зоей стоят на стульях и рассматривают звездное небо. «Звезды собираются в созвездия», — рассказывает Саня Зое. «А как они называются?» — спрашивает Зоя. «Я знаю, что есть созвездия Стрельца и Козерога, Весов и Скорпиона, Близнецов и Львов». — «А есть созвездия Сазана или Селезня?» — спрашивает Зоя. «Нет, нету». — «Тогда я их создам и нарисую, а ты, Саня, подпишешь названия новым созвездиям! Согласен?» — спрашивает Зоя. «Согласен!» — отвечает

Саня.

* * *

Веселая это затея — запускать воздушного змея! Змей взлетает ввысь, поднимается выше осин и березок и мчится к солнышку, пугая уток и селезней. Вдруг нитка запутывается в березовых сучьях, и змей безжизненно повисает в листве. Никак его не достать! У детей брызнули слезы из глаз. Мимо проезжал крестьянин на повозке. Отозвался он на просьбу ребят, снял змея. И змей снова заскользил по воздуху вверх.

[С’-З’]

В нашем сельском магазине можно купить все для большой семьи. Бусины в корзиночках для сестренок и кассеты для друзей; гвозди для соседей; для нашего пса боксера-призера говяжьи кости и седло для сивого жеребца; зерна и семечки для посева; бензин для велосипеда с мотором

и керосин для газонокосилки; соленую селедку для бабуси и тесемки для кузин; пластмассовую зебру для малыша Сенечки и зимнее пальто с осенней курткой для себя. Вот какой у нас есть магазин в селе!

[С-С], [3-3′]

Гусак ведет стайку гусят на пруд. Гусята стайкою идут за гусаком, а сзади за гусятами идет гусыня. Вот оса села на стебелек осоки, и все семейство бросилось за осой. По пути им встретилось семейство свинок. Гусыня и гусь поздоровались со свиньей, а гусята — повозились с поросятами. Успели спрятаться в низинке от лисы с лисятами, а заодно напились бусинок росы. На озере им попался косяк карасей. Караси — очень сытные. Позавтракав, отправились домой. Гусь обвел свое семейство вокруг силка на зайцев. Ближе к дому веселые гусята понеслись вперед гусака, и он с гусыней не спеша семенил к дому за своими шустрыми птенцами.

* * *

Сивый жеребец везет возок с хозяйкой. Хозяйка едет на базар и везет в корзинке заек и козу. В низинке, около озера, хозяйка решила остановиться попить воды. Но около озера пасется злой козел, который чуть не забодал хозяйку. Хозяйка запрыгнула на возок и свалила с возка свои тазики и корзинку с зайками. Пока хозяйка грузила тазики, зайки выскочили из корзинки и разбежались: кто — по низинке, кто — в лес. Отправилась хозяйка назад без заек, но с козой и помятыми тазиками.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Л—Л’), (Л—Р), (Л’—Р’), (Р—Р’) . Повтори слоги:

) [Л-Л’] ЛА-ЛЯ ЛЯ-ЛА в) [Л’-Р’] ЛЯ-РЯ РЯ-ЛЯ

ЛЫ-ЛИ ЛИ-ЛЫ ЛИ-РИ РИ-ЛИ

ЛЭ-ЛЕ ЛЕ-ЛЭ ЛЕ-РЕ РЕ-ЛЕ

ЛО-ЛЁ ЛЁ-ЛО ЛЁ-РЁ РЁ-ЛЁ

ЛУ-ЛЮ ЛЮ-ЛУ ЛЮ-РЮ РЮ-ЛЮ

)[Л-Р] ЛА-РА РА-ЛА г)[Р-Р’] РА-РЯ РЯ-РА

ЛЫ-РЫ РЫ-ЛЫ РЫ-РИ РИ-РЫ

ЛЭ-РЭ РЭ-ЛЭ РЭ-РЕ РЕ-РЭ

ЛО-РО РО-ЛО РО-РЁ РЁ-РО

ЛУ-РУ РУ-ЛУ РУ-РЮ РЮ-РУ

Послушай и перескажи рассказ.

Послушай и перескажи рассказ.

2. Повтори слова и пары слов:

а) см. слова и пары слов в приложении 9 (с. 42);

б) см. слова и пары словв приложении 10 (с. 44);

в)см. словаи пары словв приложении 11 (с. 47);

г)см. словаи пары словв приложении 12 (с. 49).

3. Назови картинки.См. приложения 9, 10, 11, 12 (с. 42—50).

4. Повтори фразы:

а)см. фразыв приложении 9 (с. 42);

б)см. фразыв приложении 10 (с. 44);

в)см. фразыв приложении 11 (с. 47);

г)см. фразыв приложении 12 (с. 49).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразык ним в приложе-
ях9, 10, 11, 12 (с. 42-50).

Повтори и выучи стихи.

Летний день

Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке кот лежал, Мальчик деревце сажал. Время медленно текло, Было тихо и тепло.

В. Данько

Мой Лизочек(отрывок) Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из листика сирени Сделал зонтик он для тени, И гулял, и гулял! Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал,

Что наткать себе холстины Пауку из паутины Заказал, заказал.

К. Аксаков

* * *

Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна лучится, как латунь. Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла.

В. Лунин

* * *

Ломали лед, Ломали мы. Летели клочья от зимы. Е. Благинина

Подберезовик

Он родился в день дождливый Под березкой молодой, Круглый, гладенький, красивый С ножкой тонкой и прямой.

Снегири

На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой.

Яблоки по яблоне Весело снуют. Гусениц мороженых Яблоки клюют.

Детство

Вот моя деревня, Стоя надо мной,

Вот мой дом родной; Весело хохочут

Вот качусь я в санках Над моей бедой.

По горе крутой; Все лицо и руки

Вот свернулись санки, Залепил мне снег…

И я на бок — хлоп! Мне в сугробе горе,

Кубарем качусь я А ребятам смех.
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки, И. Суриков

7. Послушай и перескажи рассказ. [Л-Л’]

Лена на земле в зарослях полыни отыскала светлячка и позвала Слав Слава зажал светлячка в кулачке, а потом положил его в шляпу. Светля чок забрался в дальний уголок шляпы и засветился. Дети с улыбкой на блюдали за светлячком. Потом Лена и Слава решили отпустить его. Слав посадил светлячка на лист земляники, и на прощание дети помахали ем рукой.

Какое самое злое животное? Волк. А какое самое сильное животное Слон. Действительно, слон очень силен. Слон может раздавить свое] ногой-столбом любую шлюпку, как скорлупку. Длинным хоботом ело] может поднимать тяжелые бревна. Не страшны слону-великану львиньп клыки. Львы сами боятся слона. А ест силач-великан листья. Слон силь ный и добрый, жалко только, что улыбаться слон не умеет.

[Л-Р]

Ира всегда боялась комаров. Как-то ее в руку укусил комар. Ира — I плач. Прибежал старший брат: «Что случилось?» «Меня комар укусил», -плачет Ира. Убил брат комара. «А что ж ты сама его не хлопнула?» — «У него жало острое, как игла, вдруг еще глубже застряло бы?» — плаче! Ира. Рассмеялся брат: «Это осы и пчелы жало оставляют, а комара надс хлопать рукой, как только он сел. Поняла?» — «Поняла», — всхлипнула Ира.

Пров возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Пров сварил плов и борщ, натер полы и подмел метлой три метра ковровых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и

поиграть, да на игру сил у Прова не осталось. Лег Пров на кровать и сразу заснул. Вот какой у мамы помощник растет.

[Л’-Р’]

Марина у нас все делает наоборот: вместо клюквы принесла из сарая брюквы, вместо лямок навязала на платье тряпок. Села рисовать: вместо поля нарисовала море. Пошла в ларек и вместо двух фляжек накупила море пряжек. Попросили Марину принести пузырьков, побежала Марина в поле ловить мотыльков. Укладывала спать маленькую Полину, положила ее под перину. Вместо соленых огурцов получились у Марины огурцы вареные. «Эх, Марина, Марина, все у тебя набекрень да наперекосяк получается», — охает баба Варя. «Не все, — говорит Марина, — я знаю свое имя — Малина!» — «Вот уж и точно, малина!», — говорит бабуля.

Много интересных занятий и игр у ребятишек в детском саду. Поля полет укроп, а Боря режет бумагу. Марина говорит с Лерой, а Коля колет дрова нарисованным железным топориком. Варя варит макароны, а Оля в той же кастрюле солит вермишель. Толя строит коридор, а Рита приклеивает клеем нарисованные абрикосы на стенах Толиного коридора. Весело резвятся ребятишки в садике.

[Р-Н

Валерий — рыбак. Ловит рыбу на озере. Сажает червячка на крючок и ждет. На крючок попадаются и караси, и пескари, и ротаны зубастые. Вдруг из леса показались грибники. Жора и Варя все утро собирали грибы, а днем стало жарко, и пошли они по тропинке к речке искупаться. Разделись, сложили рюкзаки и корзины под березой — и в воду. Жора ныряет в речку с берега, а Варя плавает с кругом. Кричат, брызгаются — всю рыбу рыбаку распугали. Сидит рыбак на берегу, ворчит и ждет, когда ребятишки уйдут с реки.

Боря и Рома пошли на рыбалку. Забросили удочки, сидят на берегу и ждут. Не клюет рыбка. Подергал Рома удочку — застряла леска. «Наверно, крючок зацепился за корягу какую-то». — «Надо нырять», — отвечает Боря. Разделся Боря, снял брюки и начал нырять, а Рома только командует: «Вперед, быстрее, правее, наверх!» А рыбки в озере удивляются: рыбак, как рыбка за крючком, ныряет. Отцепил Боря крючок, вынырнул, а друга-то и нет. Выбрался на берег, смотрит, а Рома с друзьями в футбол играет. «Рома, — кричит Боря, — я твой крючок достал!» — «А ну его! У меня другие крючки есть!» — отвечает товарищ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ((Л) Л’—И*)

1. Повтори слоги:

а) [Л-Й] ЛА—Я Я-ЛА б) [Л’-Й] ЛЯ-Я Я-ЛЯ

ЛЭ—Е Е-ЛЭ ЛЕ-Е Е-ЛЕ

ЛО—Ё Ё-ЛО ЛЁ-Ё Ё-ЛЁ

ЛУ—Ю Ю-ЛУ ЛЮ-Ю Ю-ЛЮ

Послушай и перескажи рассказ.

2. Повтори слова:

а) см. слова в приложении 13 (с. 54);

б) см. слова в приложении 14 (с. 55).

* В данном случае [Й] обозначает звук (йот), который представлен также в йотированных гласных я, е, ё, ю.

3. Назови картинки.См. приложения 13, 14 (с. 54—57).

4. Повтори фразы:

а) см. фразы в приложении 13 (с. 54);

б) см. фразы в приложении 14 (с. 55).

5. Вспомни фразы по картинкам.См. картинкии фразык ним в приложе
ниях 13, 14 (с. 54-57).

6. Повтори и выучистихи.

Это яблоневый сад, Это яблоневый сад.

* * *

Щеки яблоки надули И под листьями висят. В. Орлов

Ягодка поягодке

Собирала я в лесу Ягоду малину. Я домой не донесу Целую корзину. Ягодка по ягодке, Ягодка по ягодке — Дело продвигается, Ягод убавляется… Солнце греет горячо, Далека дорога. Не отведать ли еще

* * *

Если руки мыли вы, Если руки мыли мы, Если руки вымыл ты, Значит — руки вымыты.

Ягодок немного? Ягодка по ягодке, Ягодка по ягодке, Тают, как снежинки, Ягоды в корзинке. Закатилось солнышко, Показалось донышко, А на донышке видна Только ягодка одна. Не идти же с ней домой, Съем ее — и с плеч долой. Н. Саконская

* * *

Ели выросли в тиши, Стали ели хороши. В зимний холод и жару Зеленеет ель в бору.

* * *

Елка в блестках ледяных, В теплых слезках смоляных. Свежая, зеленая, Солнцем озаренная.

Е. Благинина

* * *

Если Енот в ежевику полез, Еле спасем от иголок его. Если же Еж в ежевику полез, То неизвестно еще — кто кого!

В. Лунин

7. Послушай и перескажи рассказ.

[Л-Й]

Ярослав пришел на лодочную станцию, взял лодку и весла к ней и пустился в плавание. Он представлял свою лодку старинной ладьей, а себя древнерусским воином. На нем старинное платье да кольчуга железная, а в руках у него длинное и острое копье. Волосы его выбиваются из-под шлема и развеваются на ветру, а звонкий соловей поет ему победную песню. Видит Ярослав, неприятель за елями мелькает. Размахнулся и кинул копьем во врага. Попало копье… в ель. Опомнился Ярослав: а где же весло? А весло копьем в елку-неприятеля улетело. Так и добирался Ярослав-воин до лодочной станции с одним веслом.

[Л’-Й]

Наш Толя — лентяй. Любит лентяй полежать в жаркий летний день под яблонькой, да яблочки поесть, да понаблюдать, как другие работают. А другие работают еще как: Елена Васильевна стирает белье, Наталья лилии поливает из лейки, Юлий осиновые колья вбивает — забор новый делает. Дядя Василий — лесничий — лес охраняет. А лентяй Анатолий лежит, кваканье лягушек слушает, да о жизни своей думает. Звали его блины с вареньем есть, а ему и встать лень. Еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Уставшие, но довольные смеются дачники, блины уплетая да чаем липовым их запевая. Только Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Л—В)

1. Повтори слоги.
а) ЛА-ВА ВА-ЛА

лы-вы вы-лы лэ-вэ вэ-лэ ло-во во-ло

ЛУ-ВУВУ-ЛУ

Послушай и перескажи рассказ.

2. Повтори слова.См. словав приложении 15 (с. 61).

3. Назови картинки.См. приложение 15 (с. 61).

4. Повтори фразы.См. фразыв приложении 15 (с. 61).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразык ним в прило
жении 15 (с. 61).

Повтори и выучи стихи.

В ванне Сообразил(в сокращении)

Любо плавать Ване Влез кулик молодой на колоду.

В Белом море — ванне. Бултых в воду!

Только вот обидно: Вымок, вынырнул, вылез.

Берега не видно. Высох, влез на колоду

Видимость пропала — И снова в воду.

Мыло в глаз попало. Совсем кулик головой поник,

А. Шалыгин Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной, — И полетел.

Г. Абрамов

Ежик***

Вот иголки и булавки Словно створки ворот,

Выползают из-под лавки. Пасть раскрыл бегемот.

На меня они глядят, Славные ворота

Молока они хотят. В гости ждут кого-то!

А. Кондратьев

ЧУК И ГЕК. А.П. ГАЙДАР. АУДИО РАССКАЗ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: