Спб, в.о. 14-ая линия, д. 7а, бц «преображенский»

Пр. Просвещения, д. 33, корп. 2

Лицензия серия ЛП СПб № 78-01-000906 от 03.05.2007г.

Спб, в.о. 14-ая линия, д. 7а, бц «преображенский»

Как «Читать» картину?

Ходите ли вы в музеи вместе с детьми? Умеете ли вы понимать и объяснять ребёнку то, что окружает вас там? Эти вопросы актуальны для родителей, чьи дети уже достигли 5 – 6 лет, потому что с этого возраста можно постепенно и деликатно вводить маленького человека в мир большой культуры. Посещение музеев будит в ребёнке интеллектуальное любопытство, расширяет сферу его знаний. Общение с искусством может стать не только ступенью эстетического развития, но и областью общих интересов и доверительных отношений между родителями и детьми.

Очень важно продумать детали первого похода в музей: рассчитать время посещения и привлечь внимание ребёнка к таким фрагментам экспозиции, которые могут быть понятны и интересны ему. Лучше начать с тематических музеев, потому что детям интереснее рассматривать знакомые и незнакомые предметы, а не изображения, всегда обладающие долей условности. Возможно, вы выберете музей артиллерии, если у вас растёт мальчик, или отправитесь в музей игрушек с дочерью, — в любом случае вам нужно подготовиться. Внешняя информация, воспринятая детьми, должна быть дополнена вашими комментариями. Впечатления, полученные ребёнком, необходимо обсудить и сравнить с вашими. Формулировать их словами иногда непросто даже взрослым, но это – прекрасная зарядка для ума. И если Ваш первый поход прошёл удачно, сделайте экскурсии регулярными, расширяя круг посещаемых музеев.

Художественный музей

Одним из волшебных миров, открывающихся ребёнку, может стать музей изобразительных искусств. Дети младшего школьного возраста уже способны воспринимать художественные изображения. У них достаточно терпения и опыта, чтобы рассмотреть картину, понять, что на ней нарисовано, и осознать степень условности художественного мира. Но этого недостаточно, чтобы «прочесть» картину.

Почему говорят, что художник картину «пишет»?

Существует легенда: однажды греческий художник изобразил на картине гроздь винограда и оставил картину на терассе. Вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, это лишь вымысел, но в нём кроется мысль о том, что художник с помощью красок может живо передать мир, который мы видим вокруг.

Слово «живопись» означает «описание жизни». Но ведь картины – не книги, и в них нет слов, как, же художник описывает то, что видит? Слов на картинах действительно нет, но язык художественного произведения богат, выразителен и разнообразен. Художники изучают его символы, знаки и средства, чтобы яснее передавать свои чувства и мысли. Но диалог возможен только тогда, когда собеседники понимают друг друга. В противном случае им нужен переводчик или проводник в тот прекрасный мир искусства, который делает жизнь

Спб, в.о. 14-ая линия, д. 7а, бц «преображенский» наполненной и яркой. Конечно, для ребёнка таким ведущим должен стать взрослый.

Изучать язык картины можно во время экскурсии, рассматривая и обсуждая увиденное, и при помощи специальной литературы для детей.

Сюжет и жанр

Сюжет – это история, изображённая на картине. Библейская легенда, древний миф или военная сцена являются сюжетами, или содержанием, картин. Изображение людей за тем или иным занятием, изображение природы в различных состояниях, изображение животных и даже предметов может составить сюжет картины, её повествование.

Схожие по содержанию и тематике картины условно объединяют понятием жанр. Всем известны жанры портрета, натюрморта, пейзажа. Кроме того, существуют исторический, бытовой, анималистический, батальный жанр.

Внутри каждого жанра скрывается множество разновидностей. Например, пейзажи могут быть лесными, индустриальными и морскими, а портреты – парадными или камерными, семейными или детскими.

Именно жанр портрета, в том числе детского, может привлечь к особое внимание ребёнка. Рассматривая лица изображённых людей, зрители словно вступают с ними в мысленный диалог. Для понимания портретной живописи не требуются специальные знания. Только один совет: обращайте внимание ребёнка на дату написания портрета. Возможно, его удивит, что его новые знакомые жили много лет назад. Кроме портретов, ребёнку могут быть интересны жанровые сценки с участием детей. Постарайтесь найти в картине смешные или серьёзные нотки, заложенные художником.

Научите ребёнка ориентироваться в этом многообразии. Тогда музей станет для него любимым местом, где каждая картина ждёт встречи с ним.

Колорит и палитра

Каждый художник видит мир по-своему и пытается передать свои ощущения при помощи красок и их сочетаний. Когда про художника говорят: «Какая у него большая палитра», — это значит, что его живопись отличается многообразием цветов и словно переливается красочными оттенками. Праздником цвета веет от картин французских импрессионистов или русских художников «Мира искусства». А иногда можно услышать: « У этого живописца сдержанная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов. Но это не является недостатком. Картины Рембрандта и «малых голландцев» написаны 4 – 5 красками, но их нельзя назвать бесцветными. Напротив, они наполнены цветом.

Сочетание разных цветов на картине называется колоритом. Именно колорит передаёт настроение картины. Поэтому его часто определяют словами «спокойный», «радостный», «мрачный». Если подойти и рассмотреть мазки красок на картине, то окажется, что внутри каждого цвета собрано много оттенков:

Спб, в.о. 14-ая линия, д. 7а, бц «преображенский»

розовые в белом; зеленоватые и красные в коричневом; синие и серые в зелёном. На расстоянии глаз смешает эти оттенки, но будет различать общую гамму цветов картины, её колорит.

Для ребёнка такое разглядывание картины может превратиться в увлекательную игру, не лишённую пользы. Постарайтесь подходить к картинам, имеющим светлый и яркий колорит, потому что дети лучше воспринимают мажорное, радостное настроение. Это связано с физиологией детского зрения, ещё не прошедшего все этапы формирования. Картины, написанные в глухих, приближенных тонах, требуют видения тонких цветовых оттенков, которые ещё недоступны детскому глазу.

Идея и образ

Чем картины отличаются от фотографий? Фотоснимки воспроизводят действительность такой, как она есть, отражают её, как в зеркале. Картины, как и другие произведения искусства, передают настроение и мысли автора, отражают образ мира. Через созданный художником образ зрителю открывается идея и смысл картины. В арсенале настоящего мастера есть множество средств выражения. Нежность он передаст при помощи светлых, пастельных цветов и мягких плавных линий. Для изображения силы выберет яркие краски и крупные фигуры, лишённые деталей. Образ агрессии, злобы будет создан при помощи мрачных цветов и резких, прерывистых линий.

Чтобы понять, что выражает тот или иной образ, не обязательно быть искусствоведом. Просто попробуйте вместе с ребёнком ответить на вопрос: «Какой он?» применительно к персонажам и сюжету картины. Определить образ можно словами «добрый». «смешной», «страшный», «мрачный». Но иногда дети дают неожиданное определение образа. Не торопись признать его неверным, узнайте, почему было выбрано это слово. Часто детские определения оказываются образными и свежими.

Баттл в БЦ Преображенский


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: