Структура деятельности учителя физической культуры.

В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Конструктивная деятельность учителя – это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности, учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.

Её содержание – отбор и проектирование учебного материала, действий учащихся и учителя в соответствии с требованиями программы и конкретными материальными условиями для проведения занятий, а также с особенностями учащихся данного класса. Эта деятельность проявляется двояко.

Во-первых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год, четверть и урок. Это требует:

— отбора и распределения учебного материала программы для составления плана-графика на год;

— определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач обучения в поурочном плане на четверть;

— определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;

— выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока — составление конспекта урока;

— знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;

— планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования учащихся;

— планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения.

Во-вторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.

Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.

Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует с гностической.

Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.

Гностическая деятельность предусматривает:

— изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;

— изучение опыта других учителей;

выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;

— планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;

— выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);

— определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;

— анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;

— дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;

— изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;

— установление межпредметных связей;

— анализ применяемых методов обучения и воспитания;

— анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;

— анализ взаимоотношений учителя с учащимися;

— коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы. Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей.

Организаторская деятельность проявляется различным образом.

Во-первых, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.).

Во-вторых, в поведении учителя:

— в выборе места для ведения урока;

— в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля — за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;

— в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;

— в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;

— в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;

— в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;

— в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.

В-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

— в построении и перестроении на месте и в движении;

— в выборе способов выполнения упражнений;

— в активизации познавательной деятельности учащихся;

— в организации усвоения и запоминания учебного материала;

— в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л.И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

— в формах обращения учителя к учащимся;

— в тоне обращения;

— в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

— в мотивах общения.

На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская — деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Все компоненты деятельности (конструктивный, гностический, организаторский, коммуникативный) неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке — это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие — второстепенную, подчинённую. Недостаточное развитие одного из них может быть компенсировано за счёт преимущественного развития другого. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить педагогического мастерства.

Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя — свой собственный или группа их.

Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.

Людмила Лубышева о спортивном образовании


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: