Театрализованный эстрадный концерт

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЛОГА И ФИНАЛА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ЭСТРАДНОМ КОНЦЕРТЕ. — АТМОСФЕРА, ХАРАКТЕР КОНЦЕРТА И ИХ СВЯЗЬ С ЕГО ТЕМОЙ. — МЕСТО ДЕЙСТВИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА. — ЭСТРАДНЫЙ ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОРГАНИЗУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ». — ПОЗИТИВНАЯ ИДЕЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПРОГРАММЫ. — ПРИЕМ «РОЛЕВАЯ ИГРА» И ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ЭСТРАДНОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ. -ПРИЕМ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИЗВЕСТНОГО СЮЖЕТА ИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Идя по пути театрализации эстрадного концерта и превращения его в полнометражную театрализованную концертную программу, мы сталкиваемся, прежде всего, с разумной необходимостью создания того или иного пролога вне зависимости от места проведения программы — на сцене дворца культуры, на арене дворца спорта или на поле стадиона.

В предыдущей главе мы уже касались этого вопроса.

В драматургии театрализованного эстрадного концерта пролог играет особенно важную роль. Он задает не только тематизм, проблематику, образность программы, но и ее стиль, жанр, меру условности, определяет способ существования артистов и меру привлечения элементов собственно театральной выразительности.

О предпрологе мы уже тоже поговорили выше, заметим только, что пролог и финал — вполне самостоятельные структурные единицы драматургии концерта. Может быть программа с прологом в начале и без эпилога. Может быть постановка, начинающаяся просто небольшим вступительным монологом, а в конце имеющая большой постановочный финал. Но все-таки лучше, правильнее,

Стр.202

изящнее, когда и пролог, и финал гармонизированы друг с другом, дополняют друг друга по форме, стилю, затронутым темам и использованным краскам…

Пролог к программе является ее структурообразующим элементом и как бы предполагает, что у нее будет и развернутый постановочный финал, завершающий и венчающий всю программу.

К сожалению, в реалиях современной эстрады сам этот финал, гармонизированный с прологом, встречается все реже и реже. С ним много постановочных проблем, очень часто сценарист и режиссер-постановщик, как говорится, «от хлопот подальше» заканчивают эстрадное представление выступлением какого-нибудь достаточно популярного исполнителя, «звезды эстрады», или большим «метраж-ным номером» соответствующего по «проходимости на публике» коллектива.

Хорошо ли это? Не очень. И тем не менее так бывает. А в то же время мы знаем случаи, когда эстрадная программа уже давно забыта, а, например, песенка из финала продолжает жить и звучать.

Один из лучших примеров этого «Песенка о москвичах» из театрализованной предвоенной еще программы джаз-оркестра Л. Утесова со словами: «Затихает вокруг, стали синими дали, ярче светят кремлевских рубинов лучи…». Или песенка из того же ряда: «Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому до хаты…». Песня «Пора домой», написанная композитором И. Корнелюком специально для финала одной из эстрадных программ Санкт-Петербургского театра «Буфф», стала популярной и давно живет самостоятельной жизнью, хотя саму эстрадную программу мало уже кто помнит.

Сам акт завершения большой, эмоционально насыщенной, красочной концертной программы, прощанья с ее участниками — волнующий элемент эстрадного представления. И его не стоит недооценивать…

Так, например, в программе «Выставка достижений эстрадного искусства» в Лужниках финал проходил на таком эмоциональном шЭдъеме, что его по требованию публики приходилось каждый из 10 дней повторять трижды.

Но вернемся к прологу. Самый простой и в то же время осмысленный способ его построения — это то, что в цирке называют «Парад Алле», а на эстраде используют полужаргонный термин «Шаривари». Суть его в том, что под музыку марша, а чаще под песенку

Стр. 203

с нехитрыми словами, один за другим выходят для знакомства с публикой, с фрагментами своих номеров все участники представления.

Как правило, пролог связан с названием, темой, драматургическим ходом самой программы. Таким драматургическим ходом очень часто является путешествие. Если мы, условно говоря, едем куда-то, плывем или летим, то это, так сказать, «проводы» в дальний путь. Не менее популярен и ситуативный ход драматургического построения. Например, если это встреча Нового года, Дня смеха или какая-то другая ситуация — соответственно ее элементы должны быть «заявлены» в прологе хотя бы эскизно.

Пролог более четко, чем обычный вступительный фельетон (монолог) конферансье, должен давать движение всей программе. Неизбежный при всех обстоятельствах вступительный монолог может звучать в середине Пролога или в его конце.

В качестве удачного примера, иллюстрирующего все вышесказанное, можно привести одну из театрализованных программ Москон-церта, проходившую в Лужниках и посвященную Дню Советской Армии.

Еще раз отметим, что тогда армия была выше всякой критики. День Советской Армии был поистине всенародным праздником. Провожали новобранцев в армию тогда всегда с большой помпой -музыкой, концертами… А уж встречали — тем более.

Вот на этих двух смысловых точках и была построена вся драматургическая конструкция программы. В первом отделении мы как бы провожали наших ребят служить Отечеству, напутствовали их, а после антракта, во втором отделении, уже встречали их.

Для ныне народного артиста России Ю. Григорьева, прекрасно владеющего искусством имитации самых различных звуков и голосов, был написан специальный номер «Монолог старшины». Этот добрый старый «вояка» в своей манере рассказывал «новобранцам», что их ожидает на учениях и парадах. Для пожилой актрисы Т. Станкевич (амплуа М. Мироновой) был создан «Монолог матери военного», которая говорила о том, что она внучка военного, дочка военного, жена военного, мать военного… В общем, такая «военкомать», которая все понимает и в жизни армии, и в жизни семьи…

В другой большой театрализованной эстрадной программе «Выставка Достижений эстрадного искусства», уже упоминавшейся

Стр. 204

выше, пролог начинался не со зрительной и звуковой «атаки» на публику, а очень камерно.

Шипя, били старинные часы, «куковала кукушка», на площадке огромного зала Концертно-спортивного комплекса стояла на постаменте фигура крылатого Пегаса. «Служитель Выставки» — артист И. Окре-пилов «пылесосил» ее, обтирал мокрой тряпкой, а у него за спиной «двое рабочих» на глазах у всех на «раз-два» поднимали над сценой красный транспарант с надписью «Поднимем выше искусство советской эстрады!!!». Веревки вырывались у них из рук, транспарант падал вниз, переворачивался, и там оказывался уже другой лозунг «Снизим затраты на каждого зрителя!».

Затем появлялись живые «экспонаты» всех залов Выставки, и начиналось ее открытие, этакий парад-алле, что было и логично, и красочно…

Театрализованный концерт бального танца \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: