Проведение первичной диагностики знаний о художественном образе и способах его передачи.

Для того чтобы оценить начальный уровень осведомлённости детей по теме художественного образа в пейзаже и способах его передачи средствами акварели, мы провели опрос. Он включал в себя 6 вопросов, затрагивающих такие критерии как когнитивный и эмотивный:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие художественный образ?

2. Какие приёмы работы акварелью вам известны? В чём они заключаются?

3. Какие художники-пейзажисты (в частности, акварелисты) вам известны?

4. Назовите наиболее близкого вам пейзажиста.

5. Какие способы передачи эмоционального состояния в пейзаже средствами акварели вам известны?

6. Как вы относитесь к акварели?

Результаты первичного опроса были следующими:

Фамилия, имя учащегося Какой смысл вы вкладываете в понятие художественный образ? Какие приёмы работы акварелью вам известны? В чём они заключаются? Какие художники-пейзажисты (в частности, акварелисты) вам известны? Назовите наиболее близкого вам пейзажиста. Какие способы передачи эмоционального состояния в пейзаже средствами акварели вам известны? Как вы относитесь к акварели?
Измайлов Саша + + +
Ильиных Аня + + +
Михайлишина Валя + +
Суханова Даша + + + + + +
Третьяков Паша +
Функ Катя + + +
Цепляева Лиза + + + +
Чемакина Маша + + + +

Таким образом, исходя из проведённого опроса можно установить, что 50% детей не имеют представления о том, что такое художественный образ, или не могут сформулировать определение. 37,5% учащихся не знакомы с различными приёмами работы акварелью (либо не могут сформулировать их название и определить сущность). Почти 40% учеников затруднились назвать хотя бы двух художников-пейзажистов, и только одна ученица смогла назвать художника-пейзажиста, работающего акварелью. Только два человека могут выделить среди известных им пейзажистов наиболее близкого им, художника, на которого им хотелось бы равняться. 50% учащихся смогли назвать хотя бы по одному способу передачи образности в пейзаже. Двое учеников относятся к акварели негативно.

Для улучшения данных показателей, повышения уровня осведомлённости детей о художественном образе в пейзаже, художниках-пейзажистах, технических приёмах работы акварелью был сформирован блок учебных занятий. Уроки предполагают не только подачу теоретического материала, но и освоение практических навыков работы с акварелью в форме мастер-класса, что позволяет приобретать новые знания в рамках живого общения с педагогом.

Проведение занятий направленных на развития навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели.

Блок уроков на тему: «Художественный образ в пейзаже и способы его передачи средствами акварели».

Данная программа предназначена для работы с учащимися 6 класса ДХШ.

Содержание уроков нацелено на выявление уровня развития навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели соответственно обозначенным выше критериям. Занятия способствуют углублению познаний детей по предлагаемой теме, раскрытию их творческого потенциала, специальных навыков, позволяющих самореализоваться в процессе художественно-творческой деятельности.

Занятия, предложенные в данном блоке уроков, выстроены в чёткой последовательности, что предполагает постепенное, планомерное изучение материала, усложнение заданий, углубление и обобщение знаний, освоение необходимых приёмов работы с акварелью.

Принципы построения блока занятий:

1. Единство развития художественно-образного мышления и практической деятельности детей. Детям предлагается широкий спектр заданий, что даёт им обширное поле для творчества и проявления фантазии – за счёт этого дети сохраняют интерес к изобразительно деятельности в рамках предложенной темы;

2. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; восприятие явлений действительности; поиск натурного материала;

3. Тематическая цельность помогает обеспечить прочный эмоциональный контакт школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Содержание блока уроков по темам

Тема Содержание занятий Материалы и оборудование Форма занятий Творческие задания
Диагностическое занятие Для определения базового уровня знаний по теме исследования детям предлагается ответить на 6 вопросов. Ученикам раздаются бланки с вопросами, на которые они должны ответить максимально развёрнуто. Бланки с вопросами, карандаши/ручки. Беседа, рассказ – объяснение, опрос.
Лекция по теме «Художественный образ в пейзаже и его передача средствами акварели» Ведётся рассказ о художественном образе и о том, как он проявляется в пейзаже. Так же детям даётся информация о том, как передать художественный образ в пейзаже средствами акварели (различные технические приёмы работы акварелью, другие графические и живописные средства, доступные при работе с данным материалом). Дети узнают о художниках, которые пишут пейзажи акварелью, рассматривают их работы, учатся выявлять в картинах различные акварельные приёмы и называть их. Компьютер, проектор – для учителя; тетрадь, письменные принадлежности – для учащихся. Беседа, рассказ-объяснение.
Практическая работа. Техника а-ля-прима. В ходе занятия дети знакомятся с таким приёмом как а-ля-прима (или письмо акварелью по мокрой бумаге). Они учатся работать более свободно, раскованно при помощи более крупных кистей (флейцев). Занятие проходит в форме мастер-класса (педагог работает вместе с детьми, попутно комментируя свои действия и отвечая на вопросы). Бумага (А-4), акварель, кисти различных размеров, баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное методическое пособие. Мастер-класс, беседа, обсуждение. Создание формальной композиции в технике по-сырому.
Практическая работа. Солевая техника. На занятии дети изучают новые возможности работы по-сырому с применением солевых эффектов, учатся передавать с помощью этого способа лёгкость, воздушность. Бумага (А-4), акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки, соль. Для учителя – заготовленное методическое пособие. Мастер-класс, беседа, обсуждение Выполнение формальной композиции с применением солевых эффектов.
Практическая работа. Приём отмывок по активному красочному слою. Дети знакомятся с отмывками на активном красочном слое, узнают способы применения жёсткой кисти в работе с акварелью. Бумага (А-4), акварель, кисти (в том числе и щетина), баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное методическое пособие. Мастер-класс, беседа, обсуждение Выполнение композиции на тему «Птицы в небе».
Практическая работа. Приём лессировок. В ходе данного занятия дети изучают такой приём работы акварелью как лессировки, что помогает им ещё лучше осознать, что акварель должна быть лёгкой, прозрачной. Бумага (А-4), акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное методическое пособие. Мастер-класс, беседа, обсуждение Выполнение композиции на тему «Цветные ленты».
Практическая работа. Письмо по-сухому. В ходе занятия дети знакомятся с письмом акварелью по сухому листу. В ходе занятия они должны понять, что даже на сухой бумаге акварель прозрачна, красочные пятна перетекают одно в другое и свободно смешиваются. Бумага (А-4), акварель, кисти, тряпочки, баночки для воды. Для учителя – заготовленное методическое пособие. Мастер-класс, беседа, обсуждение Выполнение абстрактной композиции с использованием приёма по-сухому.
Практическое занятие. Работа над эскизами для итоговой композиции. На основе натурного материала (открыток, фотографий, принесённых из дома) или личных наблюдений учащиеся составляют эскизы будущей итоговой работы, представляющей из себя художественный образ пейзажа. Бумага (А-4), простые карандаши, ластики, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное наглядное пособие. Рассказ, объяснение. Создание эскизов для будущих композиций.
Практическое занятие. Перенос эскизов на итоговый формат. Из составленных на предыдущем уроке эскизов дети выбирают наиболее удачные и переносят их на итоговый формат с соблюдением пропорций и с использованием понравившихся технических приёмов. Учитель изначально работает вместе с детьми, чтобы показать им, как выполнить работу наиболее эффективно. Бумага (А-2), простые карандаши, ластики, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки. Учителю так же потребуется заготовленное наглядное пособие. Мастер-класс, объяснение, рассказ, обсуждение. Итоговая композиция на тему «Художественный образ в пейзаже».
Итоговое диагностическое занятие. Детям ещё раз предлагается ответить на вопросы, которые им были заданы в начале опытно-поисковой работы. Со всеми желающими проводится обсуждение выполненных творческих работ. Бланки с вопросами, письменные принадлежности. Беседа, объяснение, обсуждение.

Как рождается художественный образ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: