Разработка критериев сформированности навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели.

Для того чтобы качественно и объективно оценить степень сформированности у детей навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели, мы в ходе своего исследования вывели ряд критериев:

1. Мотивационный. Данный критерий отражает стремление ребёнка к образной трактовке обыденных предметов и явлений; желание создавать в своих работах мощные по силе эмоционального и эстетического воздействия объекты. Так же данный критерий предполагает, что ребёнок работает самостоятельно, без дополнительного убеждения и принуждения со стороны педагога.

  • Для высокого уровня мотивации характерно то, что ребёнок самостоятельно стремится наполнить образами, эмоционально насытить свои работы;
  • Средний уровень мотивации характеризуется тем, что для успешной работы ребёнка необходимо убеждение и незначительный контроль со стороны педагога;
  • Низкий уровень мотивации предполагает, что даже под присмотром педагога ребёнок не сможет создавать яркие, образные работы.

2. Когнитивный критерий предполагает интерес ребёнка к теме художественного образа, стремление углубить и расширить свои знания по этому вопросу, ознакомиться с работами известных художников, в которых особенно сильно выражается образная трактовка действительности. Сюда же относится стремление ребёнка углубить свои знания о пейзаже, о теоретических основах работы с акварелью, различными её техниками.

  • Высокий уровень – характерно то, что ребёнок может дать определение понятий «художественный образ», «пейзаж»; может назвать художников-пейзажистов (в том числе, пейзажистов, работающих в акварельной технике); имеет представление о существующих приёмах работы с акварелью, может назвать их и объяснить, в чём они заключаются;
  • Средний уровень – ребёнок с помощью учителя может определить понятия «художественный образ», «пейзаж», назвать художников-пейзажистов, а так же рассказать, в чём заключается тот или иной приём работы акварелью;
  • Низкий уровень – ребёнок даже с участием педагога затрудняется дать определения понятиям «художественный образ» и «пейзаж», назвать художников-пейзажистов и описать приёмы работы с акварелью.

3. Операционально-технологический критерий характеризует сформированность умений и навыков передачи художественного образа средствами акварели (иными словами – владение техническими приёмами работы с акварелью).

  • Высокий уровень – ребёнок самостоятельно осваивает приёмы работы акварелью, достигая при этом высокого результата;
  • Средний уровень – ребёнок хорошо применяет различные приёмы работы акварелью, если ему оказывает помощь педагог;
  • Низкий уровень – даже при вмешательстве педагога ребёнок не осваивает необходимые приёмы работы с материалом.

4. Личностный критерий – определяет наличие у ребёнка профессионально важных личностных качеств, необходимых для образного восприятия и отражения окружающего мира.

  • Высокий уровень – ребёнок обладает большим творческим потенциалом, усидчивостью, силой воли, подвижным и гибким мышлением, высокими интеллектуальными способностями, критичным умом и широким кругозором, стремлением постоянно увеличивать свои познания;
  • Средний уровень – ребёнок обладает средними творческими способностями, усидчив, обладает хорошими волевыми качествами, средними интеллектуальным уровнем, стремлением расширить свой кругозор;
  • Низкий уровень – ребёнок не усидчив, с низким уровнем развития волевой сферы, средним или низким уровнем интеллектуального развития, обладает небольшим творческим потенциалом, ригидным мышлением.

1.5. Разработка содержания занятий, направленных на развития навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели.

Блок уроков по развитию навыков передачи художественного образа средствами акварели основан на программе по композиции для 6 класса МАОУ ДОД «ДХШ №1 им. А.П. Митинского», что прекрасно дополняет существующую программу, обобщая полученные в процессе обучения знания. Последовательность занятий выстроена так, что появляется возможность выявить начальный уровень развития данных навыков у учеников и создаются условия для дальнейшего их совершенствования.

Блок уроков состоит из 10 занятий, 2 из которых диагностические, они проводятся в начале и в конце блока. Занятие длится 1 учебный час. Некоторые занятия являются чисто теоретическими, остальные сориентированы на практическую работу самих учеников и носят характер мастер-класса (параллельная работа педагога и учеников, сопровождающаяся рассказом и комментариями педагога к выполняемым действиям).

Тематический план

Тема Формы работы Количество часов
1.Диагностическое занятие на выявление базового уровня знаний учащихся по теме исследования. Беседа. Дети письменно отвечают на вопросы.
  1. Теоретическое занятие. Лекция по теме «Художественный образ в пейзаже и его передача средствами акварели».
Урок-лекция. Детям даются определения понятий «художественный образ», «пейзаж», рассказывается о различных технических приёмах работы с акварелью, художниках-пейзажистах, работающих в этой технике; показываются работы выдающихся художников.
  1. Практическая работа. Техника а-ля-прима.
В форме мастер-класса проводится знакомство детей с приёмом а-ля-рима. Создание абстрактной композиции в технике по-сырому.
  1. Практическая работа. Солевая техника.
В форме мастер-класса проводится знакомство детей с солевой техникой. Создание абстрактной композиции с использованием соли.
5. Практическая работа. Приём отмывок по активному красочному слою. В форме мастер-класса дети знакомятся с возможностью использования жёсткой кисти при работе с акварелью. Создание работы на тему «Птицы в небе».
6.Практическая работа. Приём лессировок. Занятие – мастер-класс. Знакомство с письмом лессировками. Упражнение «Цветные ленты».
7. Практическая работа. Письмо по-сухому. Занятие в форме мастер-класса. Дети знакомятся с техникой по-сухому. Выполнение абстрактной композиции в предложенной технике.
  1. Практическое занятие.

Работа над эскизами для итоговой композиции.

На основе натурного материала (открыток, фотографий) дети создают эскизы для итоговой композиции.
  1. Практическое занятие. Перенос эскизов на итоговый формат.
Дети переносят на итоговый формат (А-2) наиболее удачные эскизы и выполняют работу акварелью.
  1. Итоговое диагностическое занятие.
Дети ещё раз отвечают на вопросы с целью итогового контроля знаний. По желанию проводится обсуждение итоговых творческих работ.
Итого часов

2. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ

Урок по Акварели | Курс «Акварельный Питер» — Исаакий. Крыши ~ Художник Владимир Заруцкий


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: