Алфавит языка и действительные числа

Алфавит языка состоит из букв латинского алфавита (русский алфавит используется только для пометок и для задания литерных величин, для перехода на русский язык предназначено правое сочетание клавиш Ctrl+Shift, на английский– левое сочетание клавиш Ctrl+Shift), арабских цифр, специальных символов:

+ — * / = []{}()’. ::;^@$#

Действительные числа изображаются в естественной и полулогарифмической форме. Число 234000 записано в естественной форме. Мы можем записать его так 2.34 * 105. Запись данного числа в полулогарифмической форме выглядит следующим образом: 2.34Е +5.

Знак и число, стоящие после символа Е указывают, на сколько знаков вправо или влево необходимо сместить десятичную запятую.

Программа на языке «Паскаль»

Программа состоит из заголовка и блока

В заголовок входят:служебное слово program и перечень доступных программе файлов (input output)

Тело программы(блок) состоит из шести разделов:

— раздел меток;

— раздел констант;

— раздел типов;

раздел переменных;

-раздел процедур и функций;

-раздел операторов.

Нарушать очерёдность нельзя.

Любой из разделов (кроме операторов) может отсутствовать.

Раздел меток

label (служебное слово) за которым следует перечень меток разделённый запятыми

Пример 3, 11 .,-48,2;

Раздел описания констант

const (служебное слово)

Определение каждой константы содержит идентификатор константы, знак равенства, и значение.

Например: е = 2.718281828; z=’8 Б класс’:

Раздел о писания типов

tupe (служебное слово)

В работе чаще используются стандартные типы данных:

byte — целый (от 0 до 255)

integer — целый (от -32768 до 32767)

longint — (от -2147483648 до 2147483647)

real — вещественный (от 2.9Е-39 до 1.7Е+38)

char — символьный (любой один символ. Например: f или №)
string — строковый (любой текст от 0 до 255 символов)
boolean — булевский {принимает два значения FALSE (ложь) и TRUE (истина)}

Если возникает необходимость в создание своих типов данных, то это осуществляется в разделе описания типов следующим образом:

за идентификатором типа записывается знак равенства (и через запятую перечисляются те значения, которые будет принимать переменная данного типа); seasans = (spr, or, kan. pak)

Интервальные типы: можно объявить новый тип так, что он будет частью упорядоченного интервала days =1.. 31; manth = 1..12; z = ‘a’..:w’.

Раздел описания переменных

vаг (служебное слово)

В данном разделе должны быть, перечислены все переменные, используемые в программе с указанием их типов. Идентификаторы переменных одного типа можно записывать через запятую.

i, kl, I: integer;

a. b: real;

hobidaus: seasans.

Раздел процедур и функций

Сам раздел не имеет служебного слова. В разделе может находиться несколько процедур или(и) функций, но каждая процедура начинается со слова: Procedure; каждая функция начинается словом : Function.

Процедура и функция по своей структуре подобны программе.

Раздел операторов (обязательный*)

begin

тело программы

end.

Основные математические функции.

Арифметические операции.

В языке Pascal используются следующие арифметические операции:

арифметическая операция a = 14, b = 4 результат
сложение (+) S: = a + b S: = 18
вычитание (-) S: = a — b S: = 10.
умножение (*) S: = a * b S: = 56
деление (/) S: = а / b S: = 3,5
целочисленное деление S: = а div b S: = 3
остаток от целочисленного деления S: = а mod b S: = 2
нет возведения в степень — если степень целая её заменяют умножением — для возведения числа в произвольную степень а3 xy=exp(y*ln(x)) S: = a*a*a
:

Порядок выполнения действий определяется рангом (старшинством) операций или скобками по правилам алгебры.

Основные математические функции.

sqr(x) — возведение X в квадрат

sqrt(x) — корень квадратный из X

abs(x) — модуль от X

int(x) — целая часть X (результат — вещественное число)

trunc(x) — целая часть X (результат — целое число)

round(x) — округляет число X до целого (результат – целое число)

fгас(х) — дробная часть от X

pi — выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой)

sin(x) — синус X

cos(x) — косинус X

arctan(x) — арктангенс X

ехр(х) — возведение числа е=2.7183 в степень X (ех)

ln(х) — логарифм числа X

random(x) — выбирается случайное число от 0 до Х-1 (целое)

random(x) — выбирается случайное число от 0 до 1 (вещественное)

Операции отношения.

= равно — неравно

— больше

= — больше или равно

Оператор присваивания.

Знак := называется оператором присваивания. Например Y:= 5; X:=sqr(Y) + 3

Это означает следующее: переменной Y присвоить значение 5, а переменной X присвоить значение 52+3=28.

Идентификаторы.

Идентификаторы в Pascal — это имена констант, переменных, меток, объектов. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой (или знаком подчеркивания), за которой следуют буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.

КТО? ЧТО? Категория одушевленности — неодушевленности за 2 мин.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: