Алфавит языка состоит из букв латинского алфавита (русский алфавит используется только для пометок и для задания литерных величин, для перехода на русский язык предназначено правое сочетание клавиш Ctrl+Shift, на английский– левое сочетание клавиш Ctrl+Shift), арабских цифр, специальных символов:
+ — * / = []{}()’. ::;^@$#
Действительные числа изображаются в естественной и полулогарифмической форме. Число 234000 записано в естественной форме. Мы можем записать его так 2.34 * 105. Запись данного числа в полулогарифмической форме выглядит следующим образом: 2.34Е +5.
Знак и число, стоящие после символа Е указывают, на сколько знаков вправо или влево необходимо сместить десятичную запятую.
Программа на языке «Паскаль»
Программа состоит из заголовка и блока
В заголовок входят:служебное слово program и перечень доступных программе файлов (input output)
Тело программы(блок) состоит из шести разделов:
— раздел меток;
— раздел констант;
— раздел типов;
-раздел процедур и функций;
-раздел операторов.
Нарушать очерёдность нельзя.
Любой из разделов (кроме операторов) может отсутствовать.
Раздел меток
label (служебное слово) за которым следует перечень меток разделённый запятыми
Пример 3, 11 .,-48,2;
Раздел описания констант
const (служебное слово)
Определение каждой константы содержит идентификатор константы, знак равенства, и значение.
Например: е = 2.718281828; z=’8 Б класс’:
Раздел о писания типов
tupe (служебное слово)
В работе чаще используются стандартные типы данных:
byte — целый (от 0 до 255)
integer — целый (от -32768 до 32767)
longint — (от -2147483648 до 2147483647)
real — вещественный (от 2.9Е-39 до 1.7Е+38)
char — символьный (любой один символ. Например: f или №)
string — строковый (любой текст от 0 до 255 символов)
boolean — булевский {принимает два значения FALSE (ложь) и TRUE (истина)}
Если возникает необходимость в создание своих типов данных, то это осуществляется в разделе описания типов следующим образом:
за идентификатором типа записывается знак равенства (и через запятую перечисляются те значения, которые будет принимать переменная данного типа); seasans = (spr, or, kan. pak)
Интервальные типы: можно объявить новый тип так, что он будет частью упорядоченного интервала days =1.. 31; manth = 1..12; z = ‘a’..:w’.
Раздел описания переменных
vаг (служебное слово)
В данном разделе должны быть, перечислены все переменные, используемые в программе с указанием их типов. Идентификаторы переменных одного типа можно записывать через запятую.
i, kl, I: integer;
a. b: real;
hobidaus: seasans.
Раздел процедур и функций
Сам раздел не имеет служебного слова. В разделе может находиться несколько процедур или(и) функций, но каждая процедура начинается со слова: Procedure; каждая функция начинается словом : Function.
Процедура и функция по своей структуре подобны программе.
Раздел операторов (обязательный*)
begin
тело программы
end.
Основные математические функции.
Арифметические операции.
В языке Pascal используются следующие арифметические операции:
арифметическая операция | a = 14, b = 4 | результат | |||||
сложение (+) | S: = a + b | S: = 18 | |||||
вычитание (-) | S: = a — b | S: = 10. | |||||
умножение (*) | S: = a * b | S: = 56 | |||||
деление (/) | S: = а / b | S: = 3,5 | |||||
целочисленное деление | S: = а div b | S: = 3 | |||||
остаток от целочисленного деления | S: = а mod b | S: = 2 | |||||
нет возведения в степень — если степень целая её заменяют умножением — для возведения числа в произвольную степень | а3 xy=exp(y*ln(x)) | S: = a*a*a | |||||
: | |||||||
Порядок выполнения действий определяется рангом (старшинством) операций или скобками по правилам алгебры.
Основные математические функции.
sqr(x) — возведение X в квадрат
sqrt(x) — корень квадратный из X
abs(x) — модуль от X
int(x) — целая часть X (результат — вещественное число)
trunc(x) — целая часть X (результат — целое число)
round(x) — округляет число X до целого (результат – целое число)
fгас(х) — дробная часть от X
pi — выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой)
sin(x) — синус X
cos(x) — косинус X
arctan(x) — арктангенс X
ехр(х) — возведение числа е=2.7183 в степень X (ех)
ln(х) — логарифм числа X
random(x) — выбирается случайное число от 0 до Х-1 (целое)
random(x) — выбирается случайное число от 0 до 1 (вещественное)
= равно — неравно
— больше
= — больше или равно
Оператор присваивания.
Знак := называется оператором присваивания. Например Y:= 5; X:=sqr(Y) + 3
Это означает следующее: переменной Y присвоить значение 5, а переменной X присвоить значение 52+3=28.
Идентификаторы.
Идентификаторы в Pascal — это имена констант, переменных, меток, объектов. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа.
Идентификатор всегда начинается буквой (или знаком подчеркивания), за которой следуют буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.