Алгоритмические модели в 4-м классе.

Игры и задания раздела «Алгоритмы» в 4-м классе направлены на повторение детьми представлений:

  • Об алгоритме, схеме алгоритма;
  • Об алгоритмах с ветвлениями и циклами;

На формирование у детей представлений:

  • О вложенности алгоритмов;
  • О параметрах в алгоритмах.

При выполнении алгоритмов дети учатся:

  • Записывать построчно алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • Выполнять алгоритмы с параметрами;
  • Записывать пошаговые результаты выполнения алгоритмов;
  • Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Тема «Вложенность алгоритмов» предназначена для формирования у детей представления о том, что каждый шаг алгоритма — это действие, которое, в свою очередь, тоже можно описать с помощью алгоритма. С этой целью в материал блока включены задания двух типов:

1. опиши подробнее одно из действий алгоритма;

2. составь алгоритм из заданных команд.

Задания первого типа отражают подход, известный под названием «проектирование сверху вниз», при котором сначала создается укрупненный план действий, а затем уточняются алгоритмы выполнения отдельных шагов. Задания второго типа иллюстрируют подход, называемый «проектирование снизу вверх», при котором алгоритм некоторого действия составляется из заданного набора команд.

Первый урок в 4-м классе следует начинать с повторения понятий, связанных с алгоритмом. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям, чтобы подвести их к теме «Алгоритмы»:

1. С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики?

2. Может ли компьютер догадаться, что у человека есть проблема, и начать действовать самостоятельно?

3. Как выдумаете, какие из перечисленных действий может выполнить компьютер:

  • Приобрести знания, научится;
  • Запомнить;
  • Захотеть;
  • Составить план действий;
  • Выполнить действия по плану;
  • Устать;
  • Отличить один предмет от другого;
  • Делать выводы из фактов.

(Ответьте на эти вопросы). После того как вы обсудите ответы детей ан заданные вопросы, сделайте вывод:

«Итак, компьютер может выполнять действия только по заранее составленному плану, который называется …(здесь сделать паузу)… алгоритмом. Алгоритм — это подробный ответ на вопрос… (сделать паузу) … Как это делается? Чтобы составить такой план, нужно по порядку перечислить все шаги действия. Каждый шаг в алгоритме принято называть (сделайте паузу)… командой. В начале алгоритма принято записывать команду … (пауза)… начало, а в конце — команду… (пауза) …конец. Команды алгоритма можно пронумеровать по порядку, а можно изобразить на схеме со стрелками».

Первые задания учат детей переносить алгоритмы, записанные с помощью схем, в построчную запись. Использовать конструкцию «если… , то…, иначе…», затем расшифровать команду с помощью более пробного алгоритма. (№1).

Следующие задания включают в себя составные условия. В них употреблены союзы «И», «ИЛИ», «НЕ». Употребление этих слов для детей не ново, они с ними знакомы по 1,2 и3-му классам. Об этом необходимо вспомнить перед выполнением заданий. А дальше главная мысль — «Теперь эти союзы могут пригодиться нам для построения условия выбора». Но здесь появляется трудность. Дети понимают, в каком случае следует употребить союз «И», что будет в результате, когда результат будет истинным. А вот с союзом «ИЛИ» дела обстоят гораздо сложнее. Дети понимают, что результат будет истинным тогда, когда хотя бы одно из условий, и затрудняются определить результат, если оба условия истинны. Возникает вопрос, почему? (Попробуйте ответить на него сами). Можно обратиться к жизненному опыту детей. Например, представить такие ситуации:

  • Мама будет довольна, если ты подметешь пол или вымоешь посуду. Спросите детей: мама будет довольна, если ребенок подметет пол? А если ребенок помоет посуду? А если сделает оба эти действия? Если вы поймете, что ребята разобрались, можно приступать к выполнению заданий (с.8 № 6, 7).

Следующие задания включают алгоритмы с циклами. Здесь дети учатся переводить циклические алгоритмов, представленные в виде схем, в построчную запись с помощью команды «ПОВТОРИТЬ»:

  • Повторить …раз;
  • Повторить пока…;
  • Повторить для…

Предлагаются задания на перебор фотографий в альбоме, составление слов из отдельных половинок, на с.8 сверху приведено задание, где употребляются цикл «ДЛЯ» с перечислением параметров цикла.

Для разбора алгоритмов с параметрами в 4-м классе употребляется следующий прием: речь идет о словах-«актерах». Детям объясняют, что в алгоритме есть роли, для которых расписаны все действия, затем на эти роли приглашаются актеры. В этом случае результат алгоритма зависит от актеров, которые были приглашены на соответствующие роли. Здесь разнообразные задания:

  • Найдите картинку, которая получится при выполнении алгоритма рисования. Результат будет зависеть от тех актеров, которые будут приглашены на соответствующие роли (№ 10)
  • Определить, каких актеров надо пригласить на роли, чтобы в результате получился определенный рисунок (№15)
  • Зашифровать с помощью алгоритма слово, или, наоборот, расшифровать зашифрованное слово с помощью обратного алгоритма;
  • Алгоритмы выполнения действий с числами №7
  • Алгоритмы со словами, в которых надо поэтапно получить из исходного слова новое и, наоборот, определить актеров, участвующих в этапах алгоритма.№20

Особого внимания заслуживает упражнение № 21 Здесь не только обрабатывается навык выполнения алгоритма с различными параметрами, но и внимательность, художественные способности, аккуратность, закрепление понятий «пересечение», «внутри», «слева», «справа», «оставшаяся часть». Причем в задании дано столько примеров, чтобы можно было сделать на уроке и выполнить дома.

Упражнение № 24 Цели те же, но это задание может иметь продолжение. Попросите детей найти, каким странам принадлежат данные флаги.

Задания для самостоятельной работы.

Придумайте задание для построения небольшого алгоритма с ветвлением и составным условиями.

Придумайте задание для построения небольшого алгоритма со словами-актерами.

Мастер-класс по информационной безопасности учителя информатики ГБОУ СОШ №1323 Зобкова Петра


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: