Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Совместная проектно-исследовательская деятельность
Педагога и учащихся
2012-2013 учебный год
Учебно-исследовательский проект по биологии
«Моё школьное питание»
Разработчик: Шалагина Н.Г., учитель биологии
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Моё школьное питание». Проект посвящен исследованию учащимися процесса организации питания в школе-интернате. Во время работы над проектом будут проводиться: — проектно — исследовательская работа, — экскурсии на пищеблок, в медицинский блок, в продовольственный магазин, — вводиться элементы предпрофильной подготовки старшеклассников, — осуществляться сбор информации в виде анкетирования, а также с помощью литературных источников школьной библиотеки, Интернет-ресурсов. |
Адресация проекта | Проект предназначен для учащихся школ-интернатов, школ, учителей биологии, химии, предпрофильной подготовки, классных руководителей 5-9 классов. |
Руководитель проекта | Шалагина Наталья Геннадьевна |
Участники проекта: активные пассивные | Учитель биологии, химии, обучающиеся 5-9 классов — осуществляют активную деятельность на этапе разработки, запуска и завершения проекта. В проекте задействованы работники пищеблока (шеф-повар, повара, кладовщик, кухонные рабочие), медицинский работник, заместитель директора школы-интерната (по оздоровительной работе), продавец продовольственных товаров, педагог-библиотекарь, учитель информатики. |
Возраст учащихся | Учащиеся 5-9 классов |
Особенности типа проекта | Проект краткосрочный, информационный, групповой, межпредметный по профилю; по содержанию — ученик — общество; контакты на муниципальном уровне; по типу объекта проектирования: учебно-исследовательский. |
Цель проекта | Учебно-воспитательная: формирование исследовательских и проектных навыков, информационной культуры у обучающихся. |
Задачи проекта | — Изучение детьми организации рационального и сбалансированного питания в школе-интернате, — использование полученных знаний во внешней среде, — формирование социальной компетенции учащихся, — формирование культуры здоровья. |
Ресурсы проекта | Школьная библиотека, Интернет-ресурсы, компьютер, технологические карты блюд, нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию питания школьников. |
Предполагаемые продукты | Разработать правила здорового питания в виде буклета. Написать рефераты для кабинета биологии о питательных веществах и пищевых продуктах. Создать презентацию, защитить проект на школьном и муниципальном уровне. Провести экскурсии, лекции в группах. |
Экспертная оценка проекта | Отзывы педагогов школы-интерната, родителей, учителей других школ |
Проблемная ситуация
Работая много лет в школе-интернате, нередко приходилось слышать от учащихся и воспитанников высказывания о том, что в школьной столовой дают мало сладостей, нет жареной еды, пельменей и других разносолов русской и национальной хантыйской кухни, например, строганины из сырой рыбы и мяса. А так хочется погрызть чипсов и запить их обжигающей кока-колой! Кроме этого, есть необходимость в воспитании:
— культуры здоровья и питания учащихся,
-бережного отношения к еде,
-уважения к труду работников пищеблока,
Немаловажный аспект проекта — социализация детей-ханты в обществе, формирование чувства коллективизма, творческого подхода в решении поставленной задачи.
В выборе темы проекта сыграли роль и экономические факторы, проект не требует материальных вложений, что в настоящее время для любой школы является положительным моментом.
Авторская позиция педагога-проектировщика
Формирование культуры здорового образа жизни современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение не заменит Интернет. Поэтому в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о правильном и здоровом питании. Таким образом, реализуется главная моя идея — использование в учебно-воспитательном процессе внутренних и внешних ресурсов для воспитания культуры здоровья детей и их родителей, вовлечение в проектную деятельность других педагогов. Надеюсь на то, что сложится круг учащихся, у которых наметятся ступеньки личностного роста, сформируется их социальная компетенция, им будет интересно заниматься другими исследованиями не только по биологии, но и другим предметам.
В ходе реализации учебно-исследовательского проекта намечены основные формы организации работы:
— практические занятия,
— сбор информации,
— обсуждение,
— экскурсии,
— подведение итогов.