Благо: быть в бедности, зло: быть богатым, но потерять себя

И.А.Суязова,

Учитель высшей категории

МКОУ «Каменская

СОШ № 1 с УИОП»

Класс

Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению-допуску по повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Урок рассчитан на 3 часа

План работы

Час 1 –аналитическая работа по повести Н.В.Гоголя «Портрет»

(урок внеклассного чтения. Произведение изучалось в 8 классе).

Час 2 — знакомство с направлениями, структурой сочинения, критериями оценивания, требованиям к сочинению; обсуждение тем, предложенных учителем по разным направлениям.

Час 3 – групповая работа над сочинением-допуском, которая завершается дома.

Цели урока:

Обучающая:

u обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

u научить писать сочинение-допуск,

u закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

u воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

u воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

u воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений Н.В.Гоголя

Развивающая:

u развивать познавательные навыки учащихся,

u развивать критическое и творческое мышления,

u развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Ход урока

Час 1

I. Введение в тему…

Приём «Отрицательные цитаты» [1]

Задание: прочитайте эпиграмму Ю.Благого:

Нам, товарищи, нужны

Подобрее Щедрины

И такие Гоголи,

Чтобы нас не трогали.

u Как вы понимаете смысл этой эпиграммы?

u Дайте толкование слову «порок» (ПОРОК – это нарушение нормы, нравственный недостаток, противопоставленный добру.

u Какие пороки высмеивает Николай Васильевич в повести «Портрет», заставляя нас посмотреть на себя со стороны? (Запись на доске слов «зависть», «злоба», «тщеславие», «жадность», «эгоизм», «гордыня», «лицемерие»)

u Как вы понимаете лексическое значение данных слов?

ЗАВИСТЬ – чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом другого человека.

ЗЛОБА – это чувство гневного раздражения, недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо, ко всему внешнему миру.

ТЩЕСЛАВИЕ – кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.

ЖАДНОСТЬ – стремление удовлетворить неумеренное, чрезмерное, ненасытное желание, алчность.

ЭГОИЗМ – завышениезначимости собственной персоны. Выражается в пренебрежительном отношении к интересам остальных.

ГОРДЫНЯ – непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство, неуважение к другим людям.

ЛИЦЕМЕРИЕ– способность человека, не имеющего ни капли искренности, занимать выгодную для себя позицию. Проявляется в умении в нужный момент надеть подходящую «маску» притворства, чтобы выглядеть в чужих глазах лучше, чем он является в действительности, не оголяя при этом собственной сущности.

II. Аналитическая беседа

Составление схемы «Нравственный выбор: путь ДОБРА или путь ЗЛА?»

u Скажите, можно ли при рождении ребёнка определить, каким он станет – злым или добрым, искренним или лицемерным, завистливым или радующимся успехам других?

u Как же так происходит, что человек из маленького ангелочка становится эгоистом? Что лежит в основе этого превращения, в основе собирания пороков?

u Значит, можно сказать, что перед каждым из нас стоит нравственный выбор: какой путь выбрать – путь добра, чести, милосердия или путь зла, бесчестия, равнодушия?

u Может ли добрый, честный, скромный человек в одночасье стать злым, завистливым, тщеславным, бесчестным?

u Какой момент стал переломным, ключевым в изменении характера Чарткова, в его выборе жизненного пути?

ЧАРТКОВ

НАХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ

u Каким был Чартков до нахождения денег? (Составляем схему на доске и в тетрадях, заполняя первый столбик)

u Каким стал, найдя деньги ростовщика? Какие изменения происходят в Чарткове?

(Составляем схему на доске и в тетрадях, заполняя второй столбик)

ДО ПОСЛЕ

Бедный Неизвестный Талантливый Честный Скромный Добрый Богатый Известный Потерявший талант Лицемерный Тщеславный Злой

u О каких двух путях размышляет герой, когда видит деньги, найденные в раме портрета?

u Что для души Чарткова было благом, а что злом? (Продолжаем заполнять схему на доске и в тетрадях)

Спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником «Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»

Благо: быть в бедности, Зло: быть богатым, но потерять себя

Но сохранить себя

Привычки, которые ведут к бедности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: