Речь устная и письменная

Урок Знакомство с учебной книгой

Познакомиться – это значит назвать себя и, может быть, сказать о себе что-то важное. И Вы, понятно, начнёте с себя. Хорошо бы не только произнести, как Вас зовут, но и немного рассказать о себе.

Все вы теперь друг для друга одноклассники, потому что учитесь в одном классе.

Спросите ребят, ждали ли они сегодняшнего дня, важный ли он для них, для чего они пришли в школу.

Получать знания вам будут помогать разные учебники, и сейчас каждому предстоит познакомиться со своим первым учебником – б у к в а р ё м (азбукой).

Возьмите букварь сами и пусть дети положат его перед собой на парту. Вместе прочитайте, как называется книга, рассмотрите обложку, привлеките внимание к пока непонятным значкам.

Познакомимся с условными знаками. Можно посмотреть, на каких страницах они встречаются.

Расскажите и о том, как много людей трудилось, чтобы книга легла на парту каждого первоклассника. Конечно, обратите внимание на необходимость бережного обращения с учебником.

Обсудить правила обращения с учебником:

— можно рассматривать только ту страницу и то задание, с которым работает весь класс;

— нельзя листать учебник на уроке;

— нельзя рисовать и писать в книге;

— нельзя загибать уголки у страниц;

— необходимо пользоваться закладками;

— необходимо обернуть книгу и подписать её (если в этом есть необходимость).

Заметьте, что родители, бабушки, дедушки учились совсем по другим букварям, с этим они ещё незнакомы. Посоветуйте детям всегда рассказывать дома о том, что будут узнавать из букваря.

Можете подсказать и ещё одну мысль: расспросить взрослых, как они начинали учиться, какой у них был букварь.

Можно обсудить, почему букварь так назвали? По этому учебнику знакомятся с буквами и учатся читать; от слова буква в давние времена и образовали слово букварь.

(Азбука – от названия первых букв старославянского алфавита: аз и буки)

Можно полистать страницы основного периода и найти буквы.

Речь устная и письменная

1. Рассказы детей о том, как они провели лето, что увидели, что узнали нового, интересного, где побывали.

2. Беседа.

А знаете ли вы, что помогло одним высказать свои мысли, а другим услышать их?

— Все то, что мы говорим, — это устная речь. Она служит для выражения мыслей и чувств.

А как вы думаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью? (Да.)

– Давайте будем учиться любой ответ доказывать.

Поставим опыт: постараемся несколько минут обойтись без речи. Объединитесь в пары, и каждый вспомните игру, в которую любили играть летом. Попробуйте по очереди объяснить друг другу, что это за игра, но выполните условие: нельзя пользоваться речью, нельзя говорить.

Опыт начнётся по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы?

Опыт подтвердит предположение о том, что без речи плохо: не удалось не только ничего объяснить друг другу, но и даже договориться, кто станет объяснять первым, а кто – вторым.

— А как все-таки можно рассказать о чем-либо другому человеку, но молча? Что может помочь?

— Жесты, мимика.

— А можно ли с помощью рисунка передать какое-либо сообщение?

А точную, конкретную мысль?

Учитель на доске рисует, например, мяч и просит детей ответить на вопрос: «Какое сообщение он хочет передать им этим рисунком? (Ответы детей будут разными: «Вам купили мяч», «Вы играли в мяч», «Вы любите футбол» и т.д.)

Разнообразие ответов подтверждает тот факт, что человек не может передавать точную информацию другому человеку при помощи рисунка.

Можно попробовать нарисовать целое предложение рисунками. И станет понятно, что дети по-разному понимают одни и те же рисунки.

Учитель может рассказать историю.

Вчера вечером я из своего почтового ящика вынула вот этот конверт. В нём оказалось письмо от моей подруги, которая живёт в другом городе. Я прочитала письмо и как бы поговорила, пообщалась с ней. Узнала о её жизни, о том, где она отдыхала, о её планах на учебный год – она тоже учительница.

— Прочитав письмо, я подумала: а письмо – это речь или не речь? Как вы считаете?

— Все то, что мы читаем или пишем, — это письменная речь.

Как вы думаете, почему ее так назвали?

Письменная речь, как и устная, выражает мысли и чувства.

Где мы можем увидеть письменную речь?

Если не догадаются, можно загадать загадку.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней. (книга)

Почему письменную речь так назвали, вам уже понятно, а вот почему у с т н а я? Сейчас «секрет» этого названия вам откроется.

Повторите за мной три слова и понаблюдайте, что работает, кроме голоса, когда мы говорим: мама, папа, бабушка.

– Когда мы говорим, работают наши губы. А в древности губы называли по-другому: уста. Скажем все вместе это слово – уста.

Покажите свои уста. Вот и назвали ту речь, при которой работают наши губы, уста, словом … (учащиеся договаривают).

Пишем мы это слово так: устная (от слова уста), а говорим немного иначе: [усн]ая.

– Что же вы узнали: какая бывает речь?

Предложение

1. Рассказывание по сюжетным картинкам.

2. Беседа.

— О ком мы рассказывали?

— А какую речь мы сейчас использовали: устную или письменную?

— Нашу речь можно сравнить с домом. Дом строится из кирпичей. Наша речь тоже состоит из «кирпичиков», но «кирпичики» эти особые. В каждом из них всегда выражается какая-то мысль, а иногда ещё и какое-то чувство. Такие «кирпичики» речи отделяются друг от друга небольшими остановками, паузами, что и помогает нам лучше понимать мысли.

Каждый «кирпичек» речи имеет своё название, называется — п р е д л о ж е н и е. Скажем хором новое слово.

Например:с.5 (Горецкий В.Г.)

— Что делает девочка? (Девочка спасает брата.)

Здесь не повторяется весь рассказ о девочке, высказана только одна мысль. Это предложение.

— Что делают гуси-лебеди?

Гуси-лебеди летят за девочкой с братцем.

— Что мы сейчас сказали? (предложение)

3. Знакомство с графической схемой.

Произнесённое предложение можно нарисовать. Рисуночное письмо называется пиктографическим (от слова пиктограмма – знак, отображающий предмет или явление, чаще всего схематичное изображение предмета). Каждый нарисованный предмет — это слово. Но поскольку пиктограмму рисовать сложно, а читать и писать буквами ещё не умеем, давайте пока речь обозначим знаком — длинной чертой.

А как показать, что речь делится на отдельные мысли? (Первоклассники предлагают прерывать чёрточку там, где кончается мысль.

Похвалив их за догадку, уточните, что в устной речи мысли отделяются друг от друга остановками, паузами, а в письменной – тоже остановками, пробелами.

– Чтобы помочь тому, кто читает, быстрее увидеть границы мыслей, люди придумали ещё один способ: обозначать начало и конец каждой мысли.

Начало предложения обозначают уголком, а в конце его ставится точка, которая показывает, что надо сделать остановку голосом (паузу).

4. Определение на слух количества предложений в рассказе учителя (2-3 предложения) и его запись с помощью графических схем.

Можно записывать схемы предложений в тетради (если не предусмотрены подобные упражнения в тетради на печатной основе).

5. Составление предложений по заданным схемам.

6. Игра «Узнай предложение». В результате упражнения дети осмысливают то, что предложение — это законченная мысль.

— Определите, какие из следующих высказываний будут являться предложениями. Остальные превратите в предложения:

Идет дождь. Ветер гонит… На улицах холодно. Наступила осень. Надевайте…

Слово. Деление предложений на слова.

1. Поместите на доску схемы нескольких предложений. Попросите вспомнить главное открытие прошлого урока. (Речь состоит из предложений.) Обсудите, как показываются границы предложений в устной речи и как – в письменной, а потом предложите ученикам попробовать свои силы.

Составление предложений по картинке.

2. Из предложений состоит наша речь. Но предложения тоже из чего-то состоят. Послушайте еще раз предложение. Вы отчётливо повторяете сказанное предложение, разделяя его на слова (с.6, В.Г. Горецкий: Лягушка несет воду).

Как вы думаете, из чего состоят предложения? (Если никто не подсказывает ответа, Вы даёте его: предложения состоят из с л о в.)

– Посчитаем, сколько слов в этом предложении?

Назовём их: первое – …, второе – …, третье – … .

– Но по нашей записи на доске не видно, что в предложении три слова. Может быть, догадаетесь, как это показать?

.

Вновь просите объяснить, что значит слово «пробел», и советуете подумать, зачем разделяют слова. (Чтобы каждое при чтении было хорошо видно, чтобы его легче было

понять.)

3. Разграничение понятий «предмет» и «слово».

Вот книга со сказкой, о которой мы говорили.

Как вы думаете, слово книга и то, что я держу в руках, – это одно и то же? (Вероятнее всего, значительная часть детей ответит утвердительно.)

– На одном из прошлых уроков мы договорились действовать, как учёные – всё проверять, ставить опыты. Поставим опыт и сейчас.

Что можно сделать с книгой? (Прочитать, посмотреть в ней картинки, перелистать, открыть, закрыть, убрать на полку… Вы демонстрируете действия.)

– А теперь (Вы прячете книгу за спину и переходите на загадочный тон) попробуйте перелистать или убрать на полку… слово книга.

– Что же мы открыли? Оказывается, слово книга и сама книга – это не одно и то же.

Предлагаете ещё раз проверить вывод:

– Возьмите в руку какую-нибудь из вещей, лежащих на парте, и покажите её друг другу. Теперь спрячьте эту вещь под парту, а вслух скажите её название. Что вы сказали? (Слово.) Вы уточняете: слово – это название вещи. Большая часть слов – это названия всего того, что есть вокруг нас.

Чтение учителем стихотворения.

Спросил я имя у жука.

— Не знаю, — был ответ.

Ты не назвал меня пока,

И мне названья нет.

Потом увидел я цветок

На кочке возле пня;

И он назвать себя не мог:

— Сам назови меня!

Я не затеял с ними спор.

Но как же их зовут?

А вдруг они и до сих пор

Без имени живут?

А. Кондратьев

Что раньше появилось: предмет или слово? (Сначала появляется какой-либо новый предмет, а потом человек придумывает ему название.)

Когда ваши бабушки были маленькими, они не знали таких слов, как робот, компьютер, видеомагнитофон. Эти слова вошли в нашу речь не так давно.

Учитель приглашает к доске двух учеников.

Одному ученику вручает предмет — карандаш, а для другого ученика пишет название этого предмета на доске.

Что первый ученик может сделать с предметом? (Заточить, взять, положить, убрать, сломать, уронить, отдать и т.д.)

Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»? (Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести, стереть.)

Придумайте слово?

В этих трактовках заданий скрывается очень серьёзная ошибка. Дело в том, что все слова уже придуманы до нас. А нам лишь следует их вспомнить, найти, назвать.

4. Анализ предложений.

— Предложения можно разделить на слова. Послушайте предложение и определите, сколько в нем слов: Дети играют.

— Назовите первое слово. Второе слово.

Определение на слух количества слов (2—4) в предложениях, произносимых учителем.

Составляем схемы предложений.

5. Составление предложений по схемам с опорой на иллюстрацию по вопросам.

Что делает ежик? Что делает петушок? Лягушка? (Ежик сидит. Петушок кукарекает. Лягушка носит воду.)

Важно: не просить детей придумывать предложения, состоящие из определённого количества слов, без опоры на иллюстрацию и вопросы, так как дети не могут еще выделять такие слова в речи, как предлоги и союзы. А значит, будут допускать ошибки в количестве слов.

В начале обучения лучше давать задания по определению количества слов в данном предложении, а предложения составлять без указания количества слов в них.

6. Игра «Какое слово пропущено?», или «Слово потерялось» Учитель называет предложение, а ученики «ищут» слово и дополняют предложение:

Мальчик … рыбу. Катя моет … . … стирает белье.

Очень полезно использовать прием «Живые модели»(прием УМК «Начальная школа 21 века»). Каждый ребёнок становится словом в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение хором «читаете», переставляете в нём «слова», получаете новое предложение, добавляете «слово» (вызываете ещё одного ученика), «читаете», что получилось, и т. д. Такие упражнения очень полезны. Они помогают детям понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-то слово. Что слова можно поставить и так, что предложение вообще исчезнет, а получится чепуха. Наступила весна.(Весна наступила. Наступила ранняя весна. Весна наступила ранняя. Весна ранняя наступила.)Мальчик и девочка играют. (Девочка и мальчик играют. Играют девочка и мальчик. Играют девочка мальчик и. Девочка мальчик играют и. Девочка и мальчик играют и смеются.)

При этом можно составлять предложения и со служебными словами, строя модели с предлогами и союзами. В такой игровой форме дети, с удовольствием выполняя роли слов, легко овладевают достаточно сложными знаниями.

Журова предлагает обозначать каждое слово узкой полоской бумаги (образец дан в условных обозначениях к «Букварю»).

Я скажу предложение. А Вы слушайте внимательно и каждое слово обозначьте полоской.

Мальчик несёт арбуз. (Мальчик купил арбуз. У мальчика арбуз.)

Маленький котенок лакает молоко.

Далее знакомим учащихся с распространениемпредложений на одно-два слова. Например. Мальчик несёт большойарбуз. Рыжийкот лакает молоко. Рыжийкот язычкомлакает молоко.

Подводя итоги, сообщаем учащимся, что предложения можно как распространять, так и сокращать.

Умение распространять предложения лежит в основе игры «Снежный ком».Игра начинается с одного слова. Каждый участник игры добавляет по одному слову.

«Снежный ком»

Однажды на уроке чтения учительница Светлана Ивановна задала детям вопрос:

— Что такое снежный ком?

— Это когда много-много снежинок слеплены вместе в большой шар, — уверенно ответила Аня.

Молодец! Правильно! — похвалила Светлана Ивановна Анюту. — А ещё «снежным комом» называют игру. В неё можно играть в любое время года. Вместо снежинок — слова. А ком — это предложение. Чем больше вы назовёте слов, связанных между собой по смыслу, тем больше станет наш «ком».

Цветок –цветок вырос – цветок вырос на полянке – красивый цветок вырос на полянке – красивый цветок вырос на солнечной полянке – красивый цветок вырос летом на солнечной полянке — …

Для тренировки детей в умении составлять предложения используем игровой приём- драматизация. Ученики, вызванные к доске, совершают различные действия (по договоренности с учителем). Остальные учащиеся составляют предложения к данным ситуациям.

01 Устная и письменная речь


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: