Больничные информационные системы

Система сбора и обработки информации в современной больнице должна выполнять столь много разнообразных функций, что их нельзя даже описать, а уж тем более автоматизировать в сколько-нибудь короткие сроки. Поэтому попытки создать всеобъемлющие автоматизированные больничные информационные системы на одной программно-технической базе прекратились еще в 80-х годах, и автоматизация обработки информации теперь обеспечивается с помощью комплекса взаимодействующих относительно автономных информационных систем отдельных подразделений или служб. Преимущество этого подхода состоит в том, что такие системы могут вводиться в эксплуатацию постепенно, по мере того как позволят финансовые возможности и возрастет степень готовности медицинского персонала к внедрению таких систем. Настоящая статья посвящена описанию развития комплекса больничных информационных систем и возникающих при этом проблем. За основу взят почти 30-летний опыт разработки и внедрения подобного комплекса в Центральной клинической больнице (ЦКБ).

Жизненный цикл автоматизированной информационной системы состоит из пяти основных стадий:

  • разработки системы или приобретения готовой системы;
  • внедрения системы;
  • сопровождения программного обеспечения;
  • эксплуатации системы;
  • демонтажа системы.

Средняя продолжительность жизненного цикла автоматизированной информационной системы составляет 10-15 лет. За последние тридцать лет наблюдается тенденция ее сокращения. Если система, разработанная для миникомпьютера образца 1980 года, могла прожить 15 и более лет, то системы для сетей персональных компьютеров живут не более 10 лет.

Больничные информационные системы

Разработка системы или приобретение готовой системы

На этапе разработки автоматизированной информационной системы или подготовки к приобретению готовой системы проводится предпроектное обследование существующих потоков данных в автоматизируемом подразделении или службе больницы. Затем проектируется будущая человеко-машинная технология сбора и обработки данных. После этого разрабатывается или приобретается программное обеспечение, выполняющее наиболее существенные функции, а также выполняется проект создания или обновления вычислительных сетей больницы. На эти шаги разработки может уйти 1—2 года. В течение еще 1—2 лет ведется разработка остальных функций системы.

Внедрение системы

На следующем этапе внедряется разработанное или вновь приобретенное программное обеспечение. Этот этап включает в себя создание или обновление вычислительных сетей (в том числе закупку или модернизацию средств вычислительной техники), разработку или редактирование справочно-нормативной базы, обучение медицинского персонала и сопровождающих программистов, изменение штатов и другие организационные мероприятия. Этап внедрения перекрывается этапом разработки.

Сопровождение программного обеспечения

При внедрении разработанного или приобретенного программного обеспечения неизбежно выявляются ошибки проектирования или разработки. Кроме того, за достаточно длительное время разработки условия работы автоматизируемого подразделения или службы также могут измениться, и притом достаточно существенно.

Ошибки и изменения условий корректируются программистами, сопровождающими программное обеспечение информационной системы.

Эксплуатация системы

Автоматизированная информационная система эксплуатируется ее пользователями с помощью специально назначенного персонала (службы эксплуатации информационной системы), который поддерживает в рабочем состоянии вычислительные сети, используемые автоматизированной системой, а также ее программное обеспечение и базы данных. Эксплуатация системы начинается практически одновременно с сопровождением программного обеспечения и продолжается несколько дольше сопровождения.

Демонтаж системы

По истечении жизненного цикла информационной системы она должна быть выведена из эксплуатации, то есть демонтирована. Процесс вывода из эксплуатации включает в себя физический демонтаж морально и физически устаревших компонентов вычислительных сетей, а также специфические подготовительные операции, обеспечивающие взаимодействие демонтируемой системы с той, что идет ей на замену (разработка и выполнение процедур выгрузки данных из старой системы и загрузки данных в новую и т.д.). Последние операции могут потребовать достаточно много времени (несколько лет в случае сложных систем).

Больничные листы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: