Часть 1. психоаналитические механизмы выбора брачного партнера

Freud’ом выделялись два типа выбора объекта, на основе которых происходит нормальное или патологическое развитие, оказывающее, с нашей точки зрения, существенное влияние на выбор брачного партнера во взрослом периоде жизни:

1. анаклитический(нуждающийся в поддержке раннего родительского типа);

2. нарцисстический, в содержании которого возможны следующие варианты:

  • человек может любить себя таким, каким он является в настоящий момент;
  • он может любить себя в своем прошлом имидже;
  • он может любить себя таким, каким ему хотелось бы быть;
  • он может любить в другом какую-то воображаемую часть себя.

Анаклитический выбор непосредственно связан со следующими характеристиками объекта:

  • осуществляющая заботу, поддержку и протекцию женщина;
  • защищающий мужчина;
  • обладающие теми же свойствами преемники прежних объектов.

M.Balint (1959) развивает теорию выбора объекта, параллельно критикуя положение Freud’а о «первичном нарциссизме». Автор пишет: «В течение всех 50-ти лет со введения психоаналитической концепции нарциссизма, не были описаны никакие новые клинические наблюдения для доказательства существования или неприемлемости первичного нарциссизма».

В качестве альтернативы Balint предложил теорию «первичного отношения к среде или теорию «первичной любви».

Брачные отношения могут провоцировать и «экстернализировать» аспекты старых, иногда очень ранних конфликтогенных отношений. В то же время искажённым образом они обновляют бессознательные потребности, стремления к потерянным инфантильным привязанностям, объектам, по отношению к которым возникает различная степень ностальгических эмоций.

Поэтому внутри брачных диад развивается бессознательная игра взаимных проекций, которая может в результате роста напряжения перерасти в сознательное столкновение, результатом которого становится декомпенсация брачных отношений.

Первичные отношения, фиксация на первичных объектах, особенно в проблемных ситуациях, позволяют определить линию психологического развития личности. Существующие отклонения в развитии личности в силу своей выраженности могут приводить к постоянному совершению ошибок, связанных с невозможностью найти себя, обрести свою идентичность и установить прочные супружеские отношения, что проявляется в следующих вариантах:

1. аддиктивные отношения; созависимость;

2. варианты с наличием скрытых причин, при которых скрывается нечто очень важное, какое-то событие, оставившее след и интернализованное в психике на последующие жизненные периоды.

Ситуация, негативно влияющая на будущее замужество, может иметь место во взаимоотношениях мать–дочь, приводящих к формированию у дочери психологической концепции «I am only a daughter».

Мать, воспитывая дочь, пытается сильно привязать её к себе. Дочери внушается мысль о её чрезвычайной значимости для матери, выражающейся в том, что жизнь и благополучие матери зависят только от дочери. Если с матерью что-нибудь случится, в этом прямо или косвенно будет виновата дочь. В таких случаях мать заявляет: «Со мной это произошло потому, что тебя не было рядом». У дочери возникает чувство вины. Наблюдается хронофагия–захват матерью времени, принадлежащего дочери. Хронофагия проявляется в требованиях к дочери проводить все свободное от учебы или работы время дома.

В круг знакомых дочери, находящийся под контролем матери, входят лица, не представляющие непосредственной угрозы для отношений «мать–дочь». Попытки дочери вырваться из очерченной матерью семейной орбиты, куда-то уехать, в чём-то участвовать, иметь собственных друзей, ограничиваются матерью, для чего часто используется механизм «двойной связки» с противоречащими друг другу установками на сознательном и бессознательном уровнях.

Реализация подобной стратегии возможна и по отношению к сыновьям, которых с детства воспитывают в обстановке максимальной зависимости от матери с «профилактическим» обеспечением основных стратегически опасных позиций, таких, например, как подавление возможности становиться самостоятельным, независимым от матери. С этой целью используется проявление постоянной заботы, препятствование формированию необходимых по возрасту навыков согласно модели: «Ты не справишься, дай я тебе помогу».

Влияние трансформационных объектных отношений на выбор брачного партнера может быть проанализировано с позиций концепции Bollas’a (1987). Автор подчеркивает значение «тени объекта», возникающей в раннем возрасте. Тень падает на ребенка и оставляет следы в течение всего взрослого периода жизни. В отличие от классических психоаналитических трактовок,Bollas анализирует психологический механизм трансформации сэлфобъектных отношенийи утверждает, что значение первого осознания человеком окружающего мира заключается не в осознании объекта как такового, а в возникающем при этом процессе отношения. Иными словами, человек осознает и ощущает не сам статический объект как таковой, а чувствует определенное отношение к нему. Эти сэлф-объектные отношения всегда эмоционально оформлены и насыщены, поэтому их сколько – нибудь полная вербализация невозможна или затруднена. Например, при контакте ребенка с матерью или отцом особую значимость для него приобретает не само восприятие родителей, а переживание, которое возникает при этом контакте. Эмоционально насыщенный процесс отношений, во-первых, имеет свойственный каждой семье индивидуальный ритм, а, во-вторых, прочно фиксируется в памяти ребенка. Природа отношений с объектом имеет большее значение, чем качество самого объекта. Ребенок воспринимает мать как процесс, как ритм.

Возникающие эмоционально оформленные отношения с близкими ребенок интернализирует. Анализируя суть введения ребенком информации, автор отмечает, что при этом происходит интернализация не объекта, а процесса, который связан с отношением к этому объекту. Особое внимание фокусируется на эмоциональном аспекте интернализации, т.к. именно от него зависят периодически появляющиеся у человека эмоциональные «вспышки», находящие отражение в его поведении. Следствием проявлений интернализированной когда-то информации является ряд неосознаваемых состояний, которые характеризуются внезапным появлением определенного «настроения». Такие состояния грусти и раздражения, с точки зрения Bollas, представляют собой комплекс состояний сэлфа, связанный с тем, что происходило ранее. Их нельзя назвать пассивными воспоминаниями, т.к. они являются следствием повторного воссоздания прежде существующих переживаний.

Таким образом, мы оцениваем внутренний, нераскрытый мир человека не только как мир интернализированных им объектов, образов и репрезентаций, а как мир интернализированных аффектов, которые возникали в момент межличностных отношений и генерировались этими отношениями.

Иногда у человека может отсутствовать способность связать глубокие селф переживания с каким-то конкретным объектом. В связи с тем, что эти селф переживания способствуют развитию идентичности, Bollas называет их консервирующими, то есть сохраняющими чувство детского сэлфа. Иными словами, то, что было когда-то в детстве, интернализируется и оказывает сильное влияние на смысл дальнейшего существования человека и на выбор брачного партнера. Это особенно касается травмирующих психику событий, которые овладевали незрелым ребенком еще тогда, когда у него не было возможности символизации и интеграции этих состояний. Эти неинтегрированные состояния и связанные с ними чувства навсегда остаются в бессознании. Имеет значение характер воспитания ребенка, связанный с пренебрежением к нему, отсутствием эмоциональной поддержки, насилием, жесткостью и отсутствием эмпатии.

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: