Частицы, выражающие сомнение

ВРЯД ЛИ ЕДВА ЛИ ВРЯД ЛИ это возможно. ЕДВА ЛИ мы успеем.

Восклицательные

ЧТО ЗА КАК ЧТО ЗА прелесть эти сказки! КАКжаль ее слёз!

Формообразующие

А) ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ДА, которые образуют форму повелительного наклонения. Б) БЫ, которая образует форму условного наклонения. ПУСТЬвсегда будет солнце, ПУСТЬвсегда будет мама, ПУСТЬ всегда буду я! ДАВАЙТЕжить дружно! ДАВАЙпожмём друг другу руки! ДАздравствует солнце, ДА скроется тьма! Ты хотел БЫ поехать в Китай?

Смягчение требования

-КА Скажи-КА, сколько времени.

Готовясь к выполнению задания 23 ЕГЭ по русскому языку, необходимо хорошо знать
не только разряды местоимений и частиц, но сочинительные и подчинительные союзы, так как союзная связь тоже востребована в текстах задания, проверяющего знание выпускниками средств связи предложений в тексте.

Сочинительные союзы

(Служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, сложносочинённого.)

Соединительные Разделительные Противительные
И, ДА (в значении И) НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, ТО — ТО, НЕ ТО — НЕ ТО, ТО ЛИ — ТО ЛИ А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Выражают отношения перечисления Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия
Учитесь на своих ошибках, признайте их и двигайтесь дальше (Стив Джобс). Только тот по-настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте). Превозмогать себя и воз- вращаться к должному в се- бе — тоже проявлять истинную человечность (По Кон фуцию). Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх (Цезарь Гай Юлий). В следующий раз сделай или лучше, или по-другому (Китайская мудрость). Ты либо разобьёшься, либо у тебя за спиной вырастут крылья… (Мария ЭбнерЭшенбах). Душа взвинтилась, напряглась, ждёт душа удара, и неизвестно, откуда занесен удар: то ли из тучи молнией судьба грозит, то ли кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (По В. Шишкову). Бабушка занята своим делом — не то штопает, не то шьёт (Ю. Олеша). Старайтесь стать не успеш- ным, а ценным человеком (Альберт Эйнштейн). Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать (Хаим Вейцман). Конец жизни печален, сере- дина никуда не годится, да начало смешно (По Вольтеру). Тысячи путей ведут к заблуждению, да к истине — только один (По Жан-Жаку Руссо). Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы… (По Марии Эбнер-Эшенбах). Великий человек совершает великие дела, зато хорошийчеловек делает дела на века (По Марии Эбнер-Эшенбах). Огонек интеллигентности надо поддерживать, чтение же является её топливом (По Д.С. Лихачёву).

Подчинительные союзы

(Служат для связи простых предложений в составе сложного, сложноподчинённого.)

Временные КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, КАК ТОЛЬКО, ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК и др.
Условные ЕСЛИ, КОЛИ, ЕЖЕЛИ, РАЗ и др.
Причинные ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ПОСКОЛЬКУ, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО и др.
Уступительные ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ и др.
Следствия ТАК ЧТО
Целевые ЧТОБЫ, ДАБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ и др.
Сравнительные КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО ТОМУ КАК и др.
Изъяснительные ЧТО, ЧТОБЫ, КАК

Алгоритм выполнения задания:

1. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, — с тем, которое находится до этого предложения.

2. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

ЗАДАНИЕ 24.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с
помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические и синтаксические средства выразительности речи.

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности Лексиче-
ские средства — это тропы, а синтаксические — фигуры речи.

1. Тропы — слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этого тропа в художественном тексте
ЭПИТЕТ Образное, эмоционально-оценочное определение, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (А.С. Пушкин.)
ОЛИЦЕТВОРЕ НИЕ Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин.) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов.)
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов.)
МЕТАФОРА Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката. (И.А. Бунин.) (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костёр заката)
МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Б) имя автора заменяет название его произведения; В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте; Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека. Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин), то есть городпорт будет принимать корабли с флагами всех стран мира. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов.) Выпил всю бутылку. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин.) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов.) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский.)
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: А) единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видового; Г) видовое понятие вместо родового. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов.) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин.) Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский.) Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь.)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В.Маяковский.) В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский.)
ЛИТОТА Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (А.С. Грибоедов.)
ИРОНИЯ Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова)
ПЕРИФРАЗА Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные) Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).

2. Фигуры речи — особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯАЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой.) Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый.)
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мёртвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей — две и более. А всё Кузнецкий мост и вечные французы…. Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!(А.С.Грибоедов.) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Жди меня, и я вернусь. Толькоочень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дождиу Жди, когда снега метут, Ждиу когда жара, Ждиу когда других не ждут, Позабыв вчера, (К. Симонов.)
ЭПИФОРА Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов.) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь.)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам. Люди мира, бережно относитесь к природе! Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин.)
ЭЛЛИПСИС Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Мы сёла — в пепел, грады — в прах. (В. Жуковский.)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕ- СКИЙ ПАРАЛЛЕ ЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов.) В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут. (А.С. Пушкин.)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Перечисляемые действия, предметы, признаки. Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький.)

3. Звукопись — игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов.)
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин.)

Примечания:

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы — близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы — слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении); Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М. Шолохов.)

Антонимы — слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов.)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы — слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок.). Для вас — века, для нас — единый час. (А. Блок.)

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Диалектизмы — слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку — векшей, зайца — ушканом, волка — бирюком.

Алгоритм выполнения задания:

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нём.

4) В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос…»).

Русский язык 7 класс 31 неделя Частица как часть речи. Формообразующие частицы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: