Чтобы менять правила, нужно очень глубоко их знать, понимать причины их введения и последствия их отмены или изменения.

Итак, преграда – это то, что надо преодолеть, то, что расширит горизонты развития, барьер – это то, что помогает сдержать любые негативные проявления, начиная с себя и заканчивая окружающим миром.

Вопрос преодоления преграды встает довольно остро очень рано. Начиная с момента, как ребенок отказывается делать что-то нужное, оправдывая это тем, что он не хочет, ему лень. Силы инерции – это силы, с которыми человек будет бороться всю свою жизнь. Самое главное, чтобы ребенок понимал, что внутри него есть такие ограничения, которые необходимо преодолевать, и знал, как им противостоять.

Даже ребенку свойственно бороться за свои привычки, отношение к жизни, способ поведения. Кроме того, с помощью ограничений-преград можно объяснить собственную неуспешность, чувство социального бессилия, «давление жизненных обстоятельств», нежелание менять свою жизнь – «это не я не смог, это обстоятельства так сложились». Именно преграды лишают человека веры в собственные силы, делают его послушной марионеткой в руках тех, кому выгодно управлять его поведением с целью получения выгоды.

Часто мы, взрослые любим говорить о том, что сейчас в своей жизни мы ничего изменить не можем. С одной стороны, преграды помогают нам принять свою судьбу в том случае, когда она далека от «звездной», успешной. Но, с другой стороны, они берут за это большую плату – они не пускают нас по своему пути, превращают нашу жизнь в «болото», или череду общественно опасных опытов. Поэтому действию этих ограничений необходимо активно сопротивляться, максимально используя силу воли, самодисциплину и трудолюбие, формируя положительный образ будущего. Именно на такие мысли вы можете опираться, воспитывая своих детей.

Рассуждая о преградах, необходимо отметить их положительную сторону. Как правило, точно названные преграды показывают человеку его слабые места, его «ахиллесовы пяты». Когда родитель задает подростку вопрос: «Что тебе мешает сделать свою жизнь лучше, интереснее?» — он фактически приглашает подростка на путь самопознания, потому что, зная собственные уязвимые места, ребенок может сознательно контролировать их. В этом большой ресурс его самостоятельного управления поведением.

Перейдем к ограничениям-барьерам. С самого юного возраста мы должны приступить к введению барьеров. Даже 7-летия ребенка дожидаться опасно – будет упущено драгоценное время.

Алгоритм введения барьеров содержит пять последовательных шагов. Каждый шаг – это определенный уровень общения с ребенком, со своими задачами и инструментами. У этих ограничений 5 уровней.

Итак, я привожу пятишаговую модель введения барьеров с пониманием того, что это только модель, задающая идеальный результат.

Чем ниже уровень барьера, тем больше требуется ребенку ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ.

На 4 и 5 уровне внешний контроль заменяется на внутренний. Можно с уверенностью утверждать, что барьер пятого уровня задает настолько эффективный самоконтроль, с которым не сравнится ни один контроль внешний.

Первый шаг в формировании барьера – знакомство с основными ограничениями.

Ребенок попадает в малознакомый мир взрослых вещей, как только начинает ползать. Его родители, да и вообще взрослые, живут по определенным правилам и законам. Ребенку придется научиться эти правила уважать. Но для этого их нужно ЗНАТЬ. Родителям нужно познакомить детей с правилами, и рассказать, КАКИМ ОБРАЗОМ каждый им следует.

Чем старше становится ребенок, тем с большим объемом правил он знакомится. Первые правила связаны с безопасностью ребенка. Родителям придется многократно повторять их и следить за исполнением терпеливо (вспомните примеры таких правил).

Когда ребенок станет постарше, при знакомстве с правилом важно рассказать их историю: когда и зачем правило было введено, как оно помогает и что будет, если правило перестанет выполняться (приведите примеры этих правил и потренируйтесь в рассказе о них).

Барьер первого уровня – это внешняя структура, не включенная в поведение ребенка. Он знаком с тем, ЧТО нужно делать и КАК себя вести. Также он понимает, что у него нет большого выбора в сценариях поведения, кроме того как следовать предложенной модели или сопротивляться ей. Следование предложенной модели может оказаться выгодным. Сопротивление установленным нормам принесет как большие приключения, так и существенные неприятности. Другими словами, барьер первого уровня настолько неустойчив, что порождает внутреннюю борьбу. Что может выражаться в протестных, демонстративных реакциях, или в «приспособлении» к новым условиям.

Причем, речь здесь может идти только о «приспособлении», а не «адаптации». Потому что адаптация требует существенных внутренних перестроек. Тогда как «приспособление» — это первичная модель поведения в условиях отсутствия выбора.

«Приспособительное» поведение это лишь реакция личностной системы на отсутствие выбора.

Важно понимать, что за этим обстоятельством ни в коей мере не стоит ущемление прав или человеческого достоинства ребенка. В алгоритме формирования барьера речь не идет о принуждении. Мы говорим не о принуждении, а о ПОНУЖДЕНИИ.

Принуждение – это насильственное давление на человека, с целью подчинения его воли и самосознания целям, выгодным тому, кто давит.

Понуждение – это воспитательное влияние на несбалансированную личность, ограничивающее ее разрушительную активность.

Итак, на первом уровне барьера вы знакомите ребенка с основными правилами и ПОНУЖДАЕТЕ его следовать им. Понимая при этом, что такого рода понуждение предполагает четкий целенаправленный контроль.

Второй шаг в формировании барьера – «форматирование» поведения, или формирование добрых привычек.

Происходит настройка поведения ребенка «под формат» организационного уклада семьи. Теперь, когда ребенок знаком с правилами, он должен им следовать. Это закон человеческого общежития. Пока он «новичок», он только следует «формату отношений», исполняет то, что разработали другие, то есть вы. В дальнейшем это будет воспитатель в детском саду, учитель в школе. И только постепенно, становясь взрослым, он будет вводить свои собственные правила. Для того, чтобы они действовали, ему придется либо вступать в переговоры с «основателями» системы, либо уходить из системы, то есть семьи и создавать свою, со своими правилами. Но пока, его жизнь планируется не им самим.

Конечно, это ограничение свободы, ограничение самостоятельности. Но барьер – и есть ограничение. На данном уровне оно необходимо, для того чтобы ребенок научился жить в мире с родителями, не доставляя им лишних тревог и раздражений, а себе травм.

Какое поведение ребенка, выполнение каких требований и обязанностей сохраняет в вашей семье мир? Что должен делать ребенок, как себя вести, чтобы родители были спокойны? Расскажите ему об этом.

Вам необходимо поразмышлять над этими вопросами и четко описать желаемое поведение ребенка. Например, от ребенка требуется прибирать свои игрушки, или не забираться в родительскую кровать, или вести себя тихо, когда взрослые разговаривают. Каким образом можно объяснить это ребенку? Что делать, если он нарушает правило?

Важно понимать, что барьер второго уровня неустойчив, поэтому появление протестных реакций естественно. Ребенку может захотеться менять правила, нарушать их, вводить собственные. Но это недопустимо, ибо его уровень зрелости очень низок. Поэтому вам необходимо проявлять непреклонность. Но как? Как проявить непреклонность красиво и достойно? Через какие интонации, какие слова? Какие истории можно рассказать? И когда это нужно делать, а когда не нужно? Какие у маленького ребенка основания, для того, чтобы менять взрослые правила?

Чтобы менять правила, нужно очень глубоко их знать, понимать причины их введения и последствия их отмены или изменения.

Ребенок, мало знакомый с тонкими процессами, происходящими в мире взрослых, по определению, не способен ничего ГРАМОТНО ИЗМЕНИТЬ. Он способен лишь разрушить имеющееся, и принести УДОБНЫЕ ЛИШЬ ЕМУ правила и законы. Кто поручится за то, что это будет благом для ВСЕЙ СЕМЬИ? Поверхностный «разрушитель правил» думает, прежде всего, о собственной краткосрочной выгоде, но не о РОДИТЕЛЯХ И СЕМЬЕ, в целом. Желания ребенка сиюминутны. Ибо уровень его развития не открывает ему возможностей для долгосрочного планирования. Он, в силу незрелости, не может видеть «дальше собственного носа». Не научившись отвечать за самого себя, он не может отвечать за благо других.

Барьер второго уровня требует доверия и подчинения предложенному порядку. Если ребенок, смиренно подчиняется его правилам, с доверием следуем им. Он может и не понимает, что это важнейший урок самодисциплины, но если он его не пройдет, он не сможет далее идти по жизни своей дорогой. Поэтому, какие бы бури протеста ни бушевали в его сердце, мы настаиваем на том, чтобы он регулировал их усилием воли. Здесь нет никакого «подавления личности», лишь урок саморегуляции и самодисциплины. Так складывается «форматированное» поведение. Появляется первичная ответственность перед семьей и родителями, первичное уважение к их правилам.

Как видите, основная трудность, с которой вы столкнетесь при формировании барьера 2 уровня, это детское сопротивление. И здесь вам важно проявить последовательность и стойкость. Самим четко понимать необходимость тех или иных правил и рассказывать об этом ребенку, избегая ответа на вопрос почему, «потому что я так сказала». В общем, идти на поводу у ребенка нельзя. Он пробует на вас свою силу, а вы из любви к нему отстаиваете важнейшие правила и стараетесь закладывать основу достойным привычкам ребенка.

Барьер второго уровня – это внешняя структура, работающая только благодаря постоянному контролю взрослых.

«Эпоха Сталина» — курс Олега Хлевнюка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: