Роль обучения и воспитания при формировании самооценки младшего школьного возраста

Неоспоримо мнение В.А. Сухомлинского о том, что детям необходимо осознать радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства. Известный педагог считал, что от того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире, в огромной мере зависит его нравственныйоблик и степень сформированности личности. [12, с.196].

Малыш не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основную роль играет школа и, конечно, семья. По мере роста и развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный процесс и называется самооценкой.В настоящее время психологам и педагогами признан факт влияния самооценки младшего школьника на его поведение, успеваемость, контакты со сверстниками и взрослыми.

В младшем школьном возрасте продолжается процесс формирования личности ребенка. Как уже было сказано, вся жизнь первоклассника, его положение в семье требуют от него умения согласовывать свои действия с требованиями учителя и родителей, с распорядком жизни в семье и школьной действительностью, при общении с одноклассниками. Постепенно отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связанные с внеклассной работой, с общественными делами.

На этом фоне у младших школьников начинает формироваться собственное нравственная система ценностей, которая завершается в подростковом возрасте. И все же изменения связаны с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, новых критериев и оценок, т.е. того, что образует внутренний стержень личности. В младшем школьном возрасте оценка самого себя опираетсяпрежде всего на суждение учителя, родителей, товарищей. Не всегда самооценка учащихся соответствует действительности, чаще она является желаемой, а не реальной. В основном эта оценка ориентирована на школьные дела.

Формирование у младшего школьника определенного круга ценностей происходит не только в школе. Школьники вторых-третьих классов черпают много информации из книг, радио и телепередач, из бесед со своими близкими. Более интенсивно развивается у младшего школьника оценка выполнения учебных заданий, так как ему каждый день приходится слышать суждения педагога. Уже ко второму полугодию у первоклассника складываются отчетливые критерии оценки результатов учебной работы по чтению, письму, счету. В.А. Сухомлинский считал, что необходимоне допускатьбезделья учащихся, считая это важной воспитательной задачей, «если ребенку в учении все достается легко, у него постепенно воспитывается лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни…» [12 с.200].

Вот почему родителям необходимо выработатьправильные критерии в отношении удач и промахов детей. Если ребенок не уверен в своих возможностях и трагически переживает свои неудачи в учебных делах, необходимо ободрить его, убедить в том, что он добьется успеховпри определенномусилии. И как только появятся хотя бы небольшие победы, их надо поощрить. Но если ребенок самоуверенно хвастается достигнутым, необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и недостатки, которые у него имеются и которые требуют, чтобы их исправили.

А.В. Аркушенко выделяет три основных вида самооценки:

— адекватная самооценка;

— завышенная самооценка;

— заниженная самооценка.

Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практического осуществления учебного задания. Если ребёнок недооценивает себя по сравнению с действительностью, мы можем говорить о имеющейся у него заниженной самооценке, и, наоборот, когда он переоценивает свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества — о завышенной [13,с.71 ]

Как показывают исследования психологов, дети, у которых самооценка совпадает с их реальными возможностями и успехами, отличаются бодростью духа, уверенностью в себе. Активность, находчивость, чувство юмора, общительность — это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Такие дети выбирают для решения более трудные задания и уверены в себе и в том, что справятся с ними. Они не боятся выражать свое мнение; плохая отметка или другие неудачи не выводят их из психологического комфорта.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, по мнению К. Аспер, часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Дети с пониженной самооценкой отличаются робостью, пассивностью, повышенной тревожностью, ранимостью. Они избегают оценивания, очень чувствительны к критике и неудачам, стараются быть в тени.Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в неблагоприятном свете, делают упор на свои недостатки, выражают неуверенность в их исправлении. Из — за представления о себе как о неспособных к учебе, к общению, к другим видам деятельности у детей с низкой самооценкой часто возникают трудности в школе и дома.[15 с. 93]

Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка также во многом зависит от домашней обстановки в семье. Дети с низкой самооценкой чаще всего встречаются в разведенных семьях или там где родители живут в конфликтах. В таких семьях родители мало знают о своих чадах, их интересах, не работает система правил, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Обретенная «свобода» оказывается, в реальности бесконтрольностью, результатом безразличного отношения к малышу. Ребенок чувствует себя неуютно. Он избегает общения с родными. В семьях со здоровый психологическим климатом, где наблюдается уважительное отношение родителей и ребенка, дети оказались с нормальной самооценкой [12,с.205].

Итак, давайте подробнее разберемся, что же такое самооценка и почему же она так важна для успешного обучения младшего школьника.

Самооценка– это знание человеком самого себя и отношение к себе в их взаимодействии. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними факторами, требованиями социума, умение самостоятельно ставить перед собой цели имеет огромное значение в формировании личности.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит вред и обществу, так как человек не в полной мере реализуется в своих возможностях, трудится неохотно, без полной отдачи.

Важнейшим источником развития самооценки является то,как нас идентифицируют окружающие люди, как принимают результаты поведения и деятельности, а также как воспринимают качеств его личности. По мнению Л. И.Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. Она говорит, что, во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» (12, с. 371).

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в развитии личности, выступает координатором различных видов деятельности и поведения человека.От самооценки человека зависит характер его общения, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень стремлений, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко проявляются в различных ситуациях выбора и в трудных жизненных ситуациях, и в повседневной действительности, и в работе.

Самооценка тесно связана с развитием и моральных качеств ребенка.В школе ребенок встречается с четкой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – это путь к формированию у них общественной направленности личности. Подражание коллективу ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои побуждения тем общим целям, которые стоят его сверстниками, учится подстраивать свое поведение и управлять им.

Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, индивидуальных требований и оценок. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки правильны — часто бывает наоборот. Оценка себяпрежде всего говорит о желаниях ребенка, чем о реальном положении дел. Ребенок – первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), только лишь по тому, как много старания вносит он в свою работу. Он и товарищей по классу начинает оценивать не с точки зрения того, как они играют во время перемен,но и с точки зрения их качеств как учеников. Так в жизни школьника появляются новые критерии явлений по важности-неважности и соответственно оценок их. Вначале он это плохо осознает, но в его высказываниях по тому или иному поводу это выражено четко.

К числу учебных ситуаций, влияющих на самооценку и на формирование личности младших школьников, относятся следующие частые в школе ситуации: длительное переживание по поводу неуспеваемости, переход в другую школу, смена педагога, а также неинтересная подача информации учителем и жесткие требования, если ребенок не усваивает материал. Перечисленные обстоятельства способствуют развитию таких качеств, как соглашательство во всем, лживость, недостаточная уверенность в себе, пассивность. [14].

Таким образом, самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его умственных возможностей, умением преодолевать трудности. Это проявляется в поведении ребёнка, в образовательном процессе, а также в егосоциальной обустроенности.Самооценка значительно сказывается и на тех установках ребенка, с которыми он приходит в школу, и на его школьных делах. Нашему обществу нужны компетентные, целеустремленные люди с адекватной самооценкой. Эти качества сочетаются с оптимизмом, с верой человека в свои возможности. Формировать у человека такие качества необходимо с самого раннего детства и на протяжении всей жизни.

Формирование характера ребенка. Темпераменты детей.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: