Для 7-А, Б, В классов
(35 часов; 1 час в неделю)
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Параграф учебника | Учебные достижения учащихся |
Тема 1. Введение в предмет (1 час) | |||||
1 четверть | |||||
1. | Предмет информатика. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером | Введение | Обучающиеся должны знать: • правила техники безопасности и при работе на компьютере. | ||
Тема 2. Информация и информационные процессы (7 часов) | |||||
2. | Информация и ее свойства. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность | §1.1 | Обучающиеся должны знать: • оценивание информации с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); • примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни; • классификацию информационных процессов по принятому основанию; • выделение информационной составляющей процессов в биологических, технических и социальных системах; • понимание отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Обучающиеся должны уметь: • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). | ||
3. | Информационные процессы. Сбор информации. Обработка информации. Поиск информации | §1.2 | |||
4. | Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации | §1.2 | |||
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3 | |||
6. | Представление информации. Формы представления информации | §1.4 | |||
7. | Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Практическая работа № 1.Кодирование информации | §1.5 | |||
8. | Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения количества информации. Практическая работа № 2.Измерение информации | §1.6 | |||
Тема 3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов) | |||||
9. | Основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики | §2.1 | Обучающиеся должны знать: • рассмотрение компьютера с точки зрения единства программных и аппаратных средств; • понимание устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; • определение программных и аппаратных средств, необходимых для осуществления информационных процессов при решении задач; • рассмотрение информации (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; • определение основных характеристик операционной системы. Обучающиеся должны уметь: • получать информацию о характеристиках компьютера; • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); • выполнять основные операции с файлами и папками; • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); • использовать программы-архиваторы; • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ. | ||
10. | Персональный компьютер. Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера | §2.2 | |||
11. | Программное обеспечение компьютера. Состав и функции программного обеспечения. системное программное обеспечение. Практическая работа № 3.Знакомство с интерфейсом операционной системы, работа со справкой | §2.3 | |||
12. | Прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения | §2.3 | |||
13. | Файлы и файловые структуры. Файл. Типы файлов. Каталог (директория) | §2.4 | |||
14. | Файловая система. Практическая работа № 4. Работа с файловой структурой операционной системы | §2.4 | |||
15. | Пользовательский интерфейс | §2.5 | |||
16. | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | §2.5 | |||
Тема 4. Обработка графической информации (4 часа) | |||||
17. | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета | §3.1 | Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. | ||
18. | Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов | §3.2 | |||
19. | Создание графических изображений. | §3.3 | |||
20. | Создание графических изображений. Практическая работа № 5.Создание растровых и векторных изображений | §3.3 | |||
Тема 5. Обработка текстовой информации (9 часов) | |||||
21. | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 | Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; • выполнять коллективное создание текстового документа; • создавать гипертекстовые документы; • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. | ||
22. | Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 6.Создание, ввод и редактирование текста | §4.2 | |||
23. | Прямое форматирование. Практическая работа № 7.Форматирование шрифта, абзаца | §4.3 | |||
24. | Стилевое форматирование | §4.3 | |||
25. | Визуализация информации в текстовых документах. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов | §4.4 | |||
26. | Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах | §4.4 | |||
27. | Инструменты распознавания текстов и системы компьютерного перевода | §4.5 | |||
28. | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 | |||
29. | Коллективная работа над документом. Оформление реферата «История вычислительной техники» | §4.6 | |||
Тема 6. Мультимедиа (6 часов) | |||||
30. | Технология мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа | §5.1 | Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • создавать презентации с использованием готовых шаблонов; • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания. | ||
31. | Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа № 8.Оформление презентации | §5.2 | |||
32. | Создание мультимедийной презентации | §5.2 | |||
33. | Создание мультимедийной презентации | §5.2 | |||
34. | Практическая работа № 9.Разработка учебной презентации | §5.2 | |||
35. | Итоговое повторение | §5.2 |
Календарно-тематическое планирование
Для 8 – А, Б, В классов
(35 часов; 1 час в неделю)
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Параграф учебника | Учебные достижения учащихся |
Тема 1. Введение в предмет (1 час) | |||||
1. | Предмет информатика. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером | Введение | Обучающиеся должны знать: • правила техники безопасности и при работе на компьютере. | ||
Тема 2. Математические основы информатики (12 часов) | |||||
2. | Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Практическая работа № 1. Системы счисления | §1.1 | Обучающиеся должны знать: • различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • логическую структуру высказываний. Обучающиеся должны уметь: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения. | ||
3. | Двоичная арифметика. Практическая работа № 2. Двоичная арифметика | §1.1 | |||
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | §1.1 | |||
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | §1.1 | |||
6. | Представление целых чисел в компьютере | §1.2 | |||
7. | Представление вещественных чисел в компьютере | §1.2 | |||
8. | Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции | §1.3 | |||
9. | Элементы алгебры логики. Построение таблиц истинности для логических выражений | §1.3 | |||
10. | Элементы алгебры логики. Свойства логических операций | §1.3 | |||
11. | Логические элементы | §1.3 | |||
12. | Решение логических задач | §1.3 | |||
13. | Практическая работа № 3. Логика высказываний | §1.3 | |||
Тема 3. Основы алгоритмизации (12 часов) | |||||
14. | Алгоритмы и исполнители. Практическая работа № 4. Непосредственное и программное управление исполнителем | §2.1 | Обучающиеся должны знать: • определение по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • изменения значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • сравнение различных алгоритмов решения одной задачи. Обучающиеся должны уметь: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения. | ||
15. | Способы записи алгоритмов | §2.2 | |||
16. | Объекты алгоритмов | §2.3 | |||
17. | Основные алгоритмические конструкции. Следование. | §2.4 | |||
18. | Практическая работа № 5. Основные алгоритмические конструкции. Следование | §2.4 | |||
19. | Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. Полная форма ветвления | §3.4 | |||
20. | Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. Неполная форма ветвления | §2.4 | |||
21. | Практическая работа № 6. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление | §2.4 | |||
22. | Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | §2.4 | |||
23. | Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным условием окончания работы | §2.4 | |||
24. | Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным числом повторений | §2.4 | |||
25. | Решение задач по разработке алгоритмов. Практическая работа № 7. Основные алгоритмические конструкции. Повторение | §2.4 | |||
Тема 4. Начала программирования (10 часов) | |||||
26. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | §3.1 | Обучающиеся должны знать: • основные правила языка программирования; • этапы решения задачи на компьютере. Обучающиеся должны уметь: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. | ||
27. | Организация ввода и вывода данных | §3.2 | |||
28. | Практическая работа № 8. Реализация основных алгоритмических конструкций в среде программирования Паскаль | §3.3 | |||
29. | Программирование линейных алгоритмов | §3.3 | |||
30. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | §3.4 | |||
31. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | §3.4 | |||
32. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | §3.5 | |||
33. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | §3.5 | |||
34. | Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа № 9. Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль | §3.5 | |||
35. | Различные варианты программирования циклического алгоритма | §3.5 |
Календарно-тематическое планирование
Для 9 – А, Б классов
(35 часов; 1 час в неделю)
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Параграф учебника | Учебные достижения учащихся |
Тема 1. Введение в предмет (1 час) | |||||
1. | Предмет информатика. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером | Введение | Обучающиеся должны знать: • правила техники безопасности и при работе на компьютере. | ||
Тема 2. Моделирование и формализация (8 часов) | |||||
2. | Моделирование как метод познания. Виды информационных моделей и их назначение | §1.1 | Обучающиеся должны знать: • осуществление системного анализа объекта, выделение среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; • оценивание адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования; • вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • строить и интерпретировать различные информационные модели; • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; • создавать однотабличные базы данных; • осуществлять поиск записей в готовой базе данных; • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. | ||
3. | Знаковые модели. Словесные и математические модели. Компьютерные математические модели | §1.2 | |||
4. | Графические информационные модели | §1.3 | |||
5. | Табличные информационные модели | §1.4 | |||
6. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | §1.5 | |||
7. | Система управления базами данных. Практическая работа № 1. Работа с готовой базой данных | §1.6 | |||
8. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | §1.6 | |||
9. | Практическая работа № 2. Поиск информации в базе данных | §1.6 | |||
Тема 3.Алгоритмизация и программирование (10 часов) | |||||
10. | Решение задач на компьютере. Этапы решения задачи | §2.1 | Обучающиеся должны знать: • этапы решения задачи на компьютере; • осуществление разбиение исходной задачи на подзадачи. Обучающиеся должны уметь: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; • разрабатывать программы для обработки одномерного массива: u нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; u подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; u нахождение суммы всех элементов массива; u нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; u сортировка элементов массива и пр. | ||
11. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа № 3. Конструирование алгоритмов | §2.2 | |||
12. | Вычисление суммы элементов массива | §2.2 | |||
13. | Последовательный поиск в массиве | §2.2 | |||
14. | Сортировка массива. Практическая работа № 4. Конструирование алгоритмов | §2.2 | |||
15. | Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма | §2.3 | |||
16. | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | §2.4 | |||
17. | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Функции | §2.4 | |||
18. | Практическая работа № 5. Конструирование алгоритмов | §2.5 | |||
19. | Алгоритмы управления. | §2.5 | |||
Тема 4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (8 часов) | |||||
20. | Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | §3.1 | Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; • строить диаграммы и графики в электронных таблицах. | ||
21. | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | §3.2 | |||
22. | Практическая работа № 6.Работа с формулами | §3.2 | |||
23. | Встроенные функции. Логические функции | §3.2 | |||
24. | Средства анализа и визуализации данных. | §3.3 | |||
25. | Сортировка и поиск данных | §3.3 | |||
26. | Построение диаграмм и графиков | §3.3 | |||
27. | Практическая работа № 7.Графическое представление числовой информации | §3.3 | |||
Тема 5. Коммуникационные технологии (8 часов) | |||||
28. | Локальные и глобальные компьютерные сети | §4.1 | Обучающиеся должны знать: • общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; • доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; • примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; • различные источники информации, оценивание достоверности найденной информации; • потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; пути их устранения. Обучающиеся должны уметь: • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. | ||
29. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | §4.2 | |||
30. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | §4.2 | |||
31. | Всемирная паутина. Файловые архивы | §4.3 | |||
32. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа № 8. Регистрация почтового ящика. Просмотр и отправка писем. Форумы и чаты в Интернет | §4.3 | |||
33. | Практическая работа № 9. Поиск информации по адресу. Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение | §4.4 | |||
34. | Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта | §4.4 | |||
35. | Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Практическая работа № 10.Создание простейшей веб-страницы | §4.4 |
Календарно-тематическое планирование
для 9 класса, расширенная программа
(70 часов; 2 часа в неделю)