Дж. родари «чем пахнут ремёсла?»

Цели урока:

1. Учить обобщать, делать выводы.

2. Развивать речь, чувство слова.

3. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Свободная беседа на тему «Родители отвечают на трудный вопрос»

Ответы и мнения могут быть различными. Важно, чтобы третьеклассники поняли, что красота всюду, нужно только уметь её видеть

III Чтение учителем стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

В стихотворении сквозной нитью проходит мысль: все работы — хороши, полезны и необходимы

IV Повторное чтение учениками. Анализ стихотворения

После чтения выясняем, о чём ведёт речь поэт, о чём размышляет, какие важные мысли высказывает.

Почему Дж. Родари попытался представить работу в запахе?

Удалось ему это или нет? Докажите свои суждения

Физкультминутка

V Беседа о профессиях

В стихотворении представлены люди разных профессий. Учитель может расширить представления учащихся, рассказать, чем замечательны эти профессии

VI Чтение пословиц о труде. Составление новых пословиц по началу фразы

Ученики читают пословицы, которые есть в учебнике и определяют, какая из них более всего подходит к стихотворению «Чем пахнут ремёсла?».

Учитель читает новые поговорки о труде, опуская 1-2 слова, которые учащиеся должны вставить

VII Домашнее задание

Выучить стихотворение и придумать устный рассказ на тему «Мне нравится эта профессия»

Тема: Стихи-портреты

С. Михалков. «Мечтатель»

Цели урока:

1. Учить анализировать произведение, находить в нём главную мысль.

2. Дать представление о стихотворениях-портретах.

3. Поощрять желание мечтать.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Устный рассказ на тему «Мне нравится эта профессия».

Чем нравится детям та или иная профессия?

Чем она важна для общества?

Связывают ли ученики выбор профессии с профессиями своих родителей? Эти и другие вопросы желательно обсудить на уроке

III Стихи-портреты. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мечтатель». Выявление эмоций учащихся.

Физкультминутка

IV Анализ стихотворения

В стихах-портретах авторы создают героев — положительных и отрицательных. При этом поэты не оценивают персонажей, а дают возможность читателям самим сделать определённые выводы, поставить себя на место героев и как бы посмотреть со стороны, и только после этого оценить их.

Стихотворение «Мечтатель» С. Михалкова из этой серии.

Реальны ли мечты героя?

Чем восхищается он?

V Работа над выразительным чтением

Подбираем необходимую интонацию, находим восклицательные предложения. Находим рифмующиеся строки

VI Домашнее задание

Подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихотворения «Мечтатель» С Михалкова, Найти и принести стихотворение А. Барто «Признание»

Тема: Стихи-портреты А. Барто. «Шуточка про Шурочку»

Цели урока:

1. Учить свободно высказывать свои мысли.

2. Учить сравнивать героев, находить общее и отличительное.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Раскрыть иронично-сатирический подтекст в стихотворении «Шуточка про Шурочку».

5. Учить давать характеристику и оценку героям.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Конкурс на лучшее чтение

В состав жюри могут войти ученики старших классов

III Чтение стихотворения «Шуточка про Шурочку» учителем

В этом стихотворении поэтесса создаёт образ девочки, ждущей незаслуженной похвалы. Но не автор осуждает героиню, а шуршащие листья. Через их звучание чувствуется мизерность дел Шурочки и её стремление прославиться

IV Размышления над вопросами

Вопросы учебника и методического пособия помогут организовать обсуждение стихотворения

Физкультминутка

V Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполнить задание № 4. Доказать, что это стихотворение-портрет (С. Михалков «Педагогический совет»)

VI Анализ и сравнение трёх стихотворений «Шуточка про Шурочку», «Признание» А. Барто и «Педагогический совет» С. Михалкова. VI Характеристика героев (обобщения)

В процессе анализа важно, чтобы третьеклассники, сравнивая героев, увидели, что роднит их праздность, неумение и нежелание что-то делать, а иногда и завышенный уровень самооценки

VII Работа над выразительным чтением стихотворения «Шуточка про Шурочку»

Просим учащихся выделить звуки, которые чаще всего встречаются в стихотворений.

Что звучит в шуршании листьев (одобрение, неодобрение, злость, ненависть)?

Одинаково ли каждый раз надо читать слова: «Шурочка, Шурочка»?

Почему в конце стихотворения их надо читать грустно, с сожалением?

VIII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение.

Тема: Творчество В. Берестова.

Статья о творчестве В. Берестова.

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с В. Д. Берестовым и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству писателя.

3. Углубить представление о стихах-портретах.

4. Учить наблюдательности, умению оценивать поступки персонажей и свои.

5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.
II Проверка домашнего задания Выразительное чтение стихотворения «Шуточка про Шурочку» оценивается по следующим параметрам: умение соблюдать необходимые паузы, интонацию, темп, мелодику речи III Знакомство с Валентином Дмитриевичем Берестовым. Чтение учителем статьи о Писателе К уроку желательно подготовить выставку книг писателя (с помощью библиотекаря). Учащиеся рассматривают книги, обмениваются мнениями. Во втором классе дети читали сказку В. Д. Берестова «Аист и соловей». Можно напомнить им об этом и продолжить знакомство с другими жанрами произведений писателя. Критики говорили о поэте Берестове, что он — умный поэт. В его стихах зачастую не одна, а две и три глубины. Своими стихами он помогает видеть себя со стороны Физкультминутка IV Чтение учениками стихотворения «Кто такой Нофелет?». Чтение цепочкой. Выразительное чтение Стихотворение «Кто такой Нофелет?» иронично-шутливое, создающее портрет этакого «всезнающего» учёного Феди. Вместе с учениками определяем, какое это стихотворение: весёлое, грустное. Докажите своё суждение. ~ Как вы относитесь к Феде? ~ Нравится он вам или нет? ~ Чем? ~ Можно ли его назвать учёным? ~ Какой смысл (подтекст) в это слово вкладывает автор (шутливое, ироничное, серьёзное)? Дайте характеристику Феде V Домашнее задание Научиться выразительно читать стихотворение.

Тема: В. Берестов «Стихи»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с В. Д. Берестовым и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству писателя.

3. Углубить представление о стихах-портретах.

4. Учить наблюдательности, умению оценивать поступки персонажей и свои.

5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Проверка качества чтения стихотворения

III Чтение стихотворений В. Берестова «Что всего милее», «Лет десяти дома, со своими…»

IV Перечитывание вслух индивидуально

После чтения стихотворения «Что всего милее» необходимо, чтобы учащиеся порассуждали над вопросом, поставленным в заглавии, определили, что для них самое важное, согласны ли они с автором и почему

Физкультминутка

V Перечитывание стихотворения «Лет десяти…» молча, придумывание своего названия произведению

— После чтения стихотворения «Лет десяти дома, со своими…» выясняем: Почему у человека бывает несколько имён?

— Согласны ли дети с В. Берестовым?

— Почему так происходит?

— Что нужно, чтобы в любой ситуации, независимо от звания и роли, человек оставался человеком?

— Нахождение рифмующихся строк

Например, рифмующимися будут строки со словами «своими — имя, клички — привычки» и т. д.

VI Придумывание рифмы к словам. Работа в литературной тетради

Предлагаем учащимся придумать рифму к словам:

«нора», «сыр», «дом», «горка», «палка», «ручей».

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Чтение стихотворения «Обида». Сравнение всех стихотворений поэта

Состоит это стихотворение из четырёх строчек, но какой огромный смысл в нём: «…обида не стоит того, что мы ощущаем»

VIII Домашнее задание

Одно из стихотворений научиться выразительно читать. Подготовиться к конкурсу

Тема: Стихи-описания

Н. Некрасов. «Славная осень»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями русских поэтов.

2. Дать представление о стихах-описаниях.

3. Развивать навык выразительного чтения, творческие способности.

4. Развивать внимание к образным средствам языка.

5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Конкурс на лучшее чтение стихотворения

Оценить качество чтения учащихся поможет жюри. Нужно поощрить детей, порадоваться их успехам

Физкультминутка

III Первичное представление о стихах-описаниях

Стихи-описания — это чаще всего пейзажная лирика. В ней незримо присутствует лирический герой-автор, который передаёт своё видение, ощущение, чувства.

Эти чувства могут совпадать или не совпадать с читательскими. Однако учить детей видеть, чувствовать, сопереживать — задача школы

IV Чтение учителем стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Славная осень»

Учителю нужно постараться при чтении передать радость бытия, наслаждение яркостью и многоликостью, многоцветием осенней природы

V Чтение учениками молча, вслух. Анализ стихотворения

Анализ стихотворения осуществляется по вопросам:

~ Чем будет отличаться настроение, с каким вы прочитаете первый и второй куплет стихотворения?

~ Какая разница между тем чувством, какое вызывает у поэта осенний пейзаж, и тем, какое он испытывает при виде ковра из листьев? и т. д.

Более детальный анализ стихотворения смотрите в методическом пособии

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Сравнение двух стихотворений

Выполнить задание № 9 в литературной тетради. Сравнить два стихотворения. Найти общее и отличительное

VIII Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение.

Тема: Стихи-описание А. С. Пушкин. «Зимняя дорога».

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина

2. Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Формировать умения сопоставлять, делать выводы.

5. Воспитывать любовь к родной земле, природе.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения.

Желательно опросить всех учащихся и оценить качество их чтения

III Чтение учителем стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Словарная работа

После чтения выявление эмоционального восприятия учащихся, а затем — словарная работа.

Уточнение, разъяснение устаревшей лексики позволит детям прикоснуться к тому времени, когда жил поэт

Физкультминутка

IV Повторное чтение учениками молча, цепочкой. Обсуждение

Выявляем:

~ Каким настроением проникнуто стихотворение?

~ Сколько картин изобразил поэт?

~ Какими эти картины представляются вам?

~ Зачем поэт повторяет однокоренные слова «печальные» и «печально»? Создают эти слова настроение?

~ Какое?

~ Что делает дорогу скучной?

~ Какие звуки преобладают в описании?

~ Создают они картины или нет?

V Нахождение рифмующихся строк. Выразительное чтение стихотворения

Для выразительного чтения подбираем нужную интонацию, а она мягкая, плавная, льющаяся. Обращаем внимание на запятые, точки, которые требуют незначительных пауз, двоеточие — более глубокой паузы, дающей возможность уточнить, подчеркнуть обозначенную мысль

VI Сочиняем стихи о зиме

Можно предложить детям опорные слова

VII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение

Тема: Стихи-описания

С. А. Есенин. «Поёт зима — аукает».

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина

2. Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Формировать умения сопоставлять, делать выводы.

5. Воспитывать любовь к родной земле, природе.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Анализ самостоятельно созданных стихотворений о зиме

Физкультминутка

III Чтение учителем стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима — аукает». Выборочное чтение. Словесное рисование

~ После чтения выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся. Понравилось ли стихотворение Сергея Александровича?

~ Чем?

~ Какие картины изобразил поэт? Найдите в тексте и прочитайте.

~ Представьте их и словесно нарисуйте.

~ С чем сравнивает поэт метелицу?

~ Почему он говорит: «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»?

~ Как это можно изобразить в рисунке?

~ Созвучно ли это стихотворение «Зимней дороге» А. С. Пушкина?

~ Чем (настроением, картинами)?

IV Работа над выразительным чтением

Проставляем паузы:

после «зимы» — длинная,

после «аукает» — короткая;

не разделяем голосом вторую и третью строфы;

выделяем голосом (мелодика повышения) «тоской глубокою», «страну далёкую», «седые облака»

V Выразительное чтение стихотворения.

VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполнить задание № 12 в литературной тетради

VIII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение

Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца

Тема: Стихи-описания.

В. Татаринов «Весна близка».

Загадки

Цели урока:

1. Развивать внимание к образным средствам языка.

2. Активизировать чувственную сферу учащихся.

3. Прививать интерес к чтению поэтических произведений.

Ход урока

I Организационный момент-

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Конкурс на лучшего чтеца

При оценке чтения учащимися необходимо обратить внимание на качество чтения:

соблюдение определённой интонации,

произношения

выделение пауз,

логических ударений

Физкультминутка

IIIЧтение учителем стихотворения В. Татаринова «Весна близка»

Стихотворение В. Татаринова отличается свежестью сравнений и метафор, чистым и искристым тоном, неожиданным поворотом событий. Вот это и нужно донести детям

IV Самостоятельное чтение стихотворения молча, вслух. Анализ стихотворения

После чтения выявляем:

Понравилось стихотворение?

Чем?

Что необычное в нём?

Какие картины изобразил поэт?

Найдите и прочитайте.

Как описан рассвет (ветер, облачко)?

Что делает ветер живым?

Анализ стихотворения должен быть тесно связан с чтением, выборочным чтением _

V Работа над выразительным чтением. Нахождение рифмующихся строк

После выявления смысла произведения, расстановки правильных акцентов — работаем над выразительным чтением.

Детям нужно помочь уловить чистый, искристый тон стихотворения и передать его при чтении

VI Отгадывание загадок, рисование отгадок

VII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение.

Тема: Стихи-описания.

С. Чёрный «Зелёные стихи».

Цели урока:

1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся.

2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Формировать интерес к чтению классических поэтических произведений.

Ход урока
I Организационный момент-

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Выразительное чтрнш стихотворения В. Татаринова,

III Чтение учителем стихотворения Саши Чёрного «Зелёные стихи».

IV Перечитывание учениками. Выборочное чтение для нахождения ответов на вопросы

Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся:

Чем, понравилось стихотворение?

После перечитывания углубляем работу над стихотворением:

Почему поэт для изображения весны выбрал зелёный цвет? Докажите свои суждения.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какие картины к нему можно нарисовать?

А как вы видите весну?

Какого цвета она у вас?

Что придают стихотворению слова с уменьшительно-ласкательным значением? Какова их роль в стихотворении?

Физкультминутка

V Перечитывание стихотворения молча, цепочкой. Выразительное чтение Готовясь к выразительному чтению, учащиеся подбирают темы чтения, определяют логически паузы и чувства, которые необходимо передать VI Чтение стихотворения А. Пушкина «Утро». Беседа. Выборочное чтение Представляем, какую картину можно нарисовать к нему. Предлагаем детям выбрать слова, которые помогут это сделать. С помощью выборочного чтения определяем, почему о цветах сказано: 1. «Росой окропились цветы на лугах»? 2. Как вы это представляете? 3. Какая разница между словами «окропить», «обрызгать», «облить»? 4. Составьте с ними предложения VII Сравнение стихотворений — Чем похожи? — Чем отличаются? — Составление устного рассказа VIII Тема рассказа «Утро в весеннем лесу». Постарайтесь, чтобы учащиеся использовали слова и выражения, которые есть в произведениях С. Чёрного и А. С. Пушкина IX Домашнее задание Стихотворение выучить наизусть Тема: Стихи-описания. А. Пушкин «Утро» Цели урока: 1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся. 2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины. 3. Развивать навык выразительного чтения. 4. Формировать интерес к чтению классических поэтических произведений.

Ход урока

I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Саши Чёрного «Зелёные стихи».

III Чтение учителем стихотворения

Чтение стихотворения А. Пушкина «Утро».

IV Перечитывание учениками. Выборочное чтение для нахождения ответов на вопросы

Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся:

Чем, понравилось стихотворение?

После перечитывания углубляем работу над стихотворением:

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

— Какие картины к нему можно нарисовать?

— Что придают стихотворению слова с уменьшительно-ласкательным значением? Какова их роль в стихотворении?

Физкультминутка

V Перечитывание стихотворения молча, цепочкой. Выразительное чтение Готовясь к выразительному чтению, учащиеся подбирают темы чтения, определяют логически паузы и чувства, которые необходимо передать VI Беседа. Выборочное чтение Представляем, какую картину можно нарисовать к нему. Предлагаем детям выбрать слова, которые помогут это сделать. — С помощью выборочного чтения определяем, почему о цветах сказано: «Росой окропились цветы на лугах»? — Как вы это представляете? — Какая разница между словами «окропить», «обрызгать», «облить»? — Составьте с ними предложения VII Сравнение стихотворений — Чем похожи? — Чем отличаются? Составление устного рассказа VIII Тема рассказа «Утро в весеннем лесу». Постарайтесь, чтобы учащиеся использовали слова и выражения, которые есть в произведениях С. Чёрного и А. С. Пушкина IX Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения

Тема: Поэтические миниатюры.

Т. Белозёров «Стихи»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с малым поэтическим жанром — миниатюрой.

2. Развивать умение видеть и восхищаться образными словами, выражениями, использован ными авторами.

3. Формировать интерес к поэзии.

4. Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

5. Развивать навык словесного рисования.

Ход урока
I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Проверяем подготовку выразительного чтения наизусть одного из стихотворений;

Физкультминутка

IIII Знакомство с поэтической миниатюрой

Поэтическая миниатюра — небольшое по размеру, но ёмкое по поэтическому и чувственному содержанию стихотворение

IV Чтение миниатюр Тимофея Белозёрова

Вначале читает учитель, затем ученики. Предлагаем учащимся подумать, в какой последовательности расположить миниатюры для дальнейшего логического разбора.

Это может выглядеть следующим образом:

«Листопад», «Осень» (учебник) и «Ива на острове» (литературная тетрадь), а затем «Из холодной рощи», «Первый снег»

V Перечитывание (поочерёдное) миниатюр и обсуждение, выборочное чтение, выразительное чтение

Детальное обсуждение миниатюр смотрите в методическом пособии.

Перечитываем все миниатюры и просим детей найти слова, выражения, которые их особенно удивили, показались необычными.

Определяем, что характерно для поэтических миниатюр Т. Белозёрова (лаконичность, зримость картин, необычные сравнения)

VI Домашнее задание

Перечитать миниатюры.

Тема: Поэтические миниатюры.

Г. Новицкая. Стихи

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с малым поэтическим жанром — миниатюрой.

2. Развивать умение видеть и восхищаться образными словами, выражениями, использованными авторами.

3. Формировать интерес к поэзии.

4. Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

5. Развивать навык словесного рисования.

Ход урока

I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания Чтение наизусть поэтических миниатюр Т. Белозёрова. Учащиеся должны доказать, почему они выбрали именно эту, чем она восхитила их III Поочерёдное чтение миниатюр Галины Новицкой. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Перечитывание«Осень» — маленькое четверостишие. Чем оно необычно? Тем, как поэтесса изобразила приход осени: «жёлтым листком в реке утонуло лето». «Радуга». Требует от учащихся определиться в значении слов «вёдро» и «ведро» (в первом случае — летняя сухая и ясная погода, а во втором — сосуд для жидкости). Можно предложить детям составить с ними предложения. Физкультминутка «Ромашка». Насыщена светлым, радостным чувством. Цветок напоминает ребёнка с широко открытыми глазами, который удивляется своим первым открытиям. Вот это и нужно донести учащимся. «Утро». Необычно свежее, точное определение наступающего дня. Для этого Г. Новицкая находит ёмкие выражения («застёгнут луг на все росинки» и т. д.). «Радость». Когда же бывает радость? Как представляет это поэтесса; а как вы?
IV Домашнее задание V Понравившиеся миниатюры выучить наизусть.

Тема: Творчество М. Пришвина.

М. Пришвин «Рассказы»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с М. М. Пришвиным и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству певца русской природы.

3. Развивать умение наблюдать за изобразительными средствами языка.

4. Воспитывать зоркость, чувство любви и восхищения родной природой.

5. Развивать навыки чтения.

Ход урока

I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение учащимися наизусть миниатюр Г. Новицкой.

III Чтение учителем статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине. Обсуждение услышанного

Физкультминутка

IV Рассказывая детям о М. М. Пришвине, нужно подчеркнуть, что за этим писателем закрепилась слава певца русской природы, что его произведения не случайно попали в «Страну Поэзия». Это поэтические миниатюры в прозе

V Чтение рассказа «Запоздалый ручей» учителем, учениками молча, цепочкой вслух.

VI Обсуждение рассказа

«Запоздалый ручей» — зарисовка, посвященная весне, природе, ожившей после холодной зимы.

Точно и немногословно сумел Пришвин передать жизнь леса и его обитателей: зеленеет трава, бормочет тетерев, звёзды, как вербочки и т. д. Скупо и ёмко, зримо и образно.

Обсуждение (анализ) рассказа строится по вопросам учебника и методического пособия.

Важно, чтобы третьеклассники почувствовали в рассказе поэзию

Поиск в рассказе образных слов и выражений

С помощью образных слов и выражений, использованных автором, составить словесные рисунки.

VII Домашнее задание

Продолжить работу, начатую в классе, по составлению словесных рисунков

Тема: Творчество М. Пришвина.

М. Пришвин «Рассказы» 2 урок

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с М. М. Пришвиным и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству певца русской природы.

3. Развивать умение наблюдать за изобразительными средствами языка.

4. Воспитывать зоркость, чувство любви и восхищения родной природой.

5. Развивать навыки чтения.

Ход урока

I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

На уроке проверяем умение учащихся находить образные слова и выражения в тексте и словесно рисовать картины

Физкультминутка

III Чтение рассказа учителем, учениками молча, вслух цепочкой

«Последние цветы» — это рассказ о поздней осени и тех необычных явлениях, которые случаются в этот период.

Содержание рассказа простое и не требует особого анализа. Поэтому значительное время посвятим пересказу от первого лица

Поиск образных слов и выражений автора

Обратить внимание учащихся, что эти слова и выражения нужно использовать при пересказе

IV Пересказ от своего имени

Творческий пересказ от своего имени требует от каждого ученика стать на место писателя и увидеть, почувствовать и передать те ощущения, которые испытал он: и восторг, и удивление, и радость от увиденного

V Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполнить задание № 16.

Работа творческая, требует от детей фантазии:

Что слышат и чувствуют деревья в каждую пору года?

Учитель помогает и поощряет творчество учащихся

VI Домашнее задание

Доработать пересказ рассказа «Последние цветы» от своего имени. Подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна Поэзия»

Тема: Обобщение по теме«Страна Поэзия» Тест

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе работы с произведениями раздела.

2. Учить отличать прозу от поэзии, стихи-размышления, стихи-портреты, стихи-описания.

3. Развивать навыки работы в группе.

4. Развивать память, внимание, воображение, творческие способности.

5. Воспитывать любовь к книге, чтению.

Ход урока
I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Доработать пересказ рассказа «Последние цветы» от своего имени III Рубрика «Вспомните»

Урок детально разработан в учебнике.

Необходимо проследить, чтобы учащиеся не отходили от «Страны Поэзия» и отвечали, что они действительно запомнили

Физкультминутка

IV Рубрика «Подумайте»

Вопросы направлены на воспроизведение конкретных произведений

V Составление рифмующихся строк

В учебнике есть пример. Однако учитель может использовать и другие слова

VI Придумывание своего стихотворения о берёзе

Это может быть и коллективный труд, который направляется учителем

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

(Литературная викторина): работа по группам

VIII Домашнее задание

Вспомнить произведения научно-познавательного характера.

Тема: Научно-познавательная литература Б. Заходер. «Почему»

Цели урока:

1. Активизировать познавательный интерес учащихся.

2. Развивать умение задавать вопросы и находить на них ответы в справочной литературе.

3. Учить сравнивать произведения (художественное и научно-познавательное), находить общее и отличительное.

Ход урока
I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент.

Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Можно организовать работу по группам при разгадывании литературной викторины.

Проверить выполнение заданий № 15,17

Физкультминутка

III Введение в «Страну Почемучка».

Беседа о пользе чтения книг художественных и научно-познавательных. Просмотр выставки книг энциклопедического характера

Можно подчеркнуть, что до этого времени читались и изучались художественные произведения, которые активизируют нашу эмоциональную сферу, заставляют радоваться, переживать, сочувствовать.

Другие ж — научно-познавательные — дают интересные сведения, знания о различных предметах, явлениях.

С ними учащихся познакомит Знайка.

IV Выставка организуется с помощью библиотекаря

V Подготовка вопросов друг другу

Учащиеся находят ответы в книгах

VI Домашнее задание

Подготовить вопрос, который задал бы Знатокам

Тема: Научно-познавательная и художественная литература

«Слон».

Цели уроков:

1. Формировать познавательный интерес учащихся.

2. Учить «добывать» из произведения денные сведения.

3. Учить сравнивать, находить общее и отличительное в художественном и научно-познавательном произведениях.

4. Развивать речь, логическое мышление.

5. Учить делить текст на части, озаглавливать их.

Ход урока
I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Анализ и оценка составленных учащимися вопросов. Нужно учесть логику вопроса, его сложность, актуальность

III Чтение рассказа «Слон» учителем, учениками. Обсуждение.

Физкультминутка

IV Выборочное чтение

Предлагаем учащимся подумать и ответить на вопросы:

~ Какие новые, интересные сведения о слоне вы узнали?

~ Почему слона называют самым большим из сухопутных животных? (Найдите ответ в тексте.)

~ До какой высоты дорастает слон?

~ Какая у него кожа?

~ Голова?

~ Зачем слону бивни?

~ Для чего слону хобот?

~ Чем он является у слона?

~ Что хоботом может делать слон? (Прочитайте.)

~ Чем питаются слоны? Сколько лет живут?

V Перечитывание рассказа молча

После чтения третьеклассники систематизируют все сведения о слоне, полученные из рассказа

VI Домашнее задание

Перечитать текст. Рассказать родителям всё, что они узнали из него о слоне.

Тема: Страна Почемучка Научно-познавательная и художественная литература

Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра»

Цели уроков:

1. Формировать познавательный интерес учащихся.

2. Учить «добывать» из произведения денные сведения.

3. Учить сравнивать, находить общее и отличительное в художественном и научно-познавательном произведениях.

4. Развивать речь, логическое мышление.

5. Учить делить текст на части, озаглавливать их.

Ход урока

I Организационный момент

— Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Стихи детям Чем пахнут ремесла Джанни Родари


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: