Тема: белорусская легенда «неман и лоша»

Цели:формировать представления об исторической легенде; развивать интерес к истории родной страны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чувство патриотизма.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Пересказ учащимися исторической легенды «Бездонное богатство»

Вступительное слово учителя

Учитель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхождения названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить нашествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.

¾ А какая она теперь, наша земля?

¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?

4. Чтение исторического сказания «Неман и Лоша».

Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух

Беседа о первичном восприятии:

¾ Что необычное в легенде?

¾ Что взволновало ваше воображение?

5. Анализ текста и выборочное чтение

¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две белорусские реки — Неман и Лоша.

¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой).

¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша.

¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте.

¾ Найдите слова, которые характеризуют Неман (сильный, работящий, честный, могучий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая).

¾ Какой художественный приём использован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы»)

¾ Устно нарисуйте картины каждой из рек, используя описание в тексте.

Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины.

¾ Почему в тексте легенды использованы слова с уменьшительно-ласкательным значением (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти слова и подчёркивают нежные и трепетные чувства нашего народа к своей земле.

Работа с картой РБ

¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республики — Литвы и вышла к Балтийскому морю.

¾ Какие ещё исторические легенды вы знаете?

¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города?

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Латышская легенда «Откуда взялась Даугава»

Цели:формировать представления о жанре легенды; развивать логическое, критическое мышления, творческие способности, речь учащихся; развивать умение пересказывать текст; воспитывать уважение к другим народам.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Заслушивается выразительное чтение легенды «Неман и Лоша».

Сообщение темы и целей урока

Учитель предлагает прослушать ещё одну историческую легенду также о возникновении реки, только в другой стране — Латвии — соседке Беларуси. А называется эта легенда «Откуда взялась Даугава».

Чтение и анализ латышской легенды «Откуда взялась Даугава»

Выразительное чтение легенды учителем.

Перечитывание легенды детьми.

Ответы на вопросы учебника (с. 10-11, №1-6)

Анализ легенды

¾ Почему же зверям и птицам удалась такая сложная работа? (Их соединило трудолюбие, единство в работе.)

Работа над смыслом крылатых слов: «И работали не за страх, а за совесть».

¾ Чем данная легенда похожа на сказку? (Сказочное начало — зачин, сказочные герои, разговор зверей и птиц переданы через человеческую речь.)

Подготовка к подробному пересказу легенды.

Учащиеся молча перечитывают легенду, а учитель записывает на доске героев, чтобы четвероклассники не упустили последовательность в изложении: Иволга, Заяц, Лиса, Крот, Барсук, Медведь, Волк, Гусь и Утка, другие птицы, Иволга.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: с. 8-10, ответы на вопросы

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Норвежская легенда «Вороны Ут-Рёста»

Цели:формировать первичные представления о легендарном сказании; отрабтывать навык выборочного чтения; формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, речь; развивать умение составлять характеристики героя; воспитывать смелость, выносливость.

Организационный момент

ЛЕГЕНДЫ I ПАДАННI ЗЯМЛI БЕЛАРУСКАЙ: ПРА НЕМАН I ЛАШУ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: