Язык, речь, коммуникация.

Аннотация

Рабочей учебной программы по дисциплине

Б.1.В.03 «Культура речи»

1. Цель изучения дисциплины:повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, что предполагает умение использовать средства языка в разных формах в типичных для специалистов данного профиля речевых ситуациях.

2. Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 2 зачетные единицы.

3. Краткое содержание основных разделов:

Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции.

I.1. Язык как универсальная коммуникативная система. Основные функции языка. Язык и культура. Связь языка с историей и культурой народа. Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими народами. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Языковая политика государства.

I.2. Русский национальный язык и его подсистемы. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечия, социальные жаргоны и области их функционирования.

I.3. Русский литературный язык как нормированная обработанная подсистема национального языка.

Культура речи. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты

2.1. Культура речи как дисциплина, обеспечивающая сохранение литературного языка. Современная теоретическая концепция культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Формирование языковой компетенции как главная задача культуры речи. Уровни языковой компетенции.

2.2. Нормативный аспект. Понятие о норме. Норма в системе языка. Культурная ценность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Разновидности норм: обязательные/факультативные; «старые»/современные; произносительные, словообразовательные, лексические, грамматические; текстовые и стилистические нормы. Правила орфографии и пунктуации. Словари – кодексы норм. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Принципы работы со словарями.

2.3. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи: правильность, точность, ясность, логичность, информативность, чистота, краткость, уместность, богатство, выразительность.

2.4. Этический аспект культуры речи. Культура общения. Этика общения и речевой этикет. История речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. Функции речевого этикета: сигнализация о социально-культурных особенностях собеседника; контактно-устанавливающая функция; антиконфликтная функция; функция создания благоприятной обстановки общения. Норма и традиция в этикете. Основные понятия теории речевого этикета: этикетная ситуация, этикетная роль, этикетный жанр, этикетные речевые формулы. Коммуникативные роли и структура социума. Национальные особенности речевого поведения. Этикет ведения делового телефонного разговора. Основные требования русского речевого этикета.

Язык, речь, коммуникация.

Функциональные стили современного русского языка.Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Вторичные тексты (аннотация, конспект, реферат, тезисы), создаваемые в рамках научного стиля. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменности. Языковые формулы официальных документов. Правили оформления документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

4. Общение и коммуникация.

4.1. Общение как научная категория. Основные единицы общения. Виды общения. Основные сферы общения. Ситуация общения и ее составляющие. Коммуникативные стратегии и тактики.

4.2.Понятие об эффективном общении. Специфика педагогического общения. Факторы, затрудняющие речевое общение. Причины коммуникативных неудач. Невербальные средства общения. Законы эффективного слушания. Приемы эффективного чтения.

5. Введение в риторику. Риторика как наука о словесном воздействии на слушателя. История риторики (краткий очерк). Основные разделы риторики: 1) универсальные свойства речи; 2) стадии подготовки речи; 3) жанры риторики; 4) средства украшения речи; 5) частные риторики (юридическая риторика, военная риторика, социально-политическая риторика; церковно-богословская риторика, академическое (лекционное) красноречие, бытовая риторика. Законы риторики: закон выработки концепции речи, закон стратегии и тактики, закон моделирования аудитории и др. Риторика и смежные науки (лингвистика, культура речи, литературоведение, логика, психология, артистическое искусство и т.д.).

6. Роды и виды ораторского искусства. Риторический канон: Инвенция: стратегия и тактика речи; топика; тезис, система аргументации, демонстрация. Диспозиция: вступление (типы начал), основная часть (микро-темы, способы развертывания аргументации, иллюстративный материал), заключение (типы концовок). Элокуция: тропы и фигуры. Запоминание: виды фиксации текста публичной речи (полный текст, конспект, тезисный план, сложный и простой план, цепочка ключевых слов).

7. Традиции русского красноречия. Академическое, духовное, политическое, судебное и социально-бытовое красноречие.

8. Виды и жанры публичной речи. Монолог. Информирующая, аргументирующая и эпидейктическая речь.

Проф. В.И. Аннушкин. \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: