Чем различаются и чем объединены язык и речь?

Объектом исследования лингвистики является речь, а предметом – язык.

Язык и речь связаны как содержаниеи форма. Всякий живой язык не может существовать в “чистом виде”, он существует и функционирует только в форме живой речи, устной или письменной.

Можно дать следующие толкования понятий языка и речи в сопоставлении между собой.

Язык– это знаковая система, являющаяся достоянием коллектива и предметом истории, ТО ЕСТЬ ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Не может существовать отдельно взятого языка индивида; именно язык объединяет людей в языковые коллективы, напр., нации. Социуму принадлежат и компоненты языковой системы: 1) языковой инвентарь (собственно языковые знаки: звуки, буквы, морфемы, слова); 2) правила использования языковых знаков – грамматика.

Речь – это формы использования языка индивидом в различных ситуациях общения; это деятельность говорящего, связанная с употреблением средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе. В сравнении с языком речь имеет следующие отличительные признаки:

1) речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, поэтому она индивидуальна; она обусловлена контекстом, условиями общения то есть ситуативна, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена;

2) речь конкретна, материальна, неповторима, актуальна; она развертывается во времени и реализуется в пространстве;

3) речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке (т.е. она интегративна); в отличие от языка она менее консервативна, более динамична и подвижна.

Речь, с одной стороны, , принципиально зависит от языка, поскольку использует уже известные языковые средства. В то же время ряд внешних физических (акустических)характеристик речи, например, темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения.

В лингвистике используются следующие понятия для характеристики речи с точки зрения её внутреннего коммуникативного содержания.

Речевой акт– это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка; это психофизический процесс связи между говорящим (адресантом, референтом) и слушающим (адресатом, реципиентом). Речевой акт осуществляется в три этапа: 1) говорение (писание), 2) восприятие (слушание или чтение), 3) понимание. С точки зрения теории коммуникации речевой акт рассматривается как элементарная единица речевого общения.

Речевое общение– это процесс установления и поддержания целенаправленного, непосредственного или опосредованного контакта между людьми при помощи языка, выступающего в роли коммуникативного кода.

Речевая деятельность – это целенаправленное употребление языковых средств в процессе речевого общения.

Речевое поведение – использование языка в определенных коммуникативных ситуациях, в многообразии жизненных обстоятельств. Речевое поведение регулируется речевым этикетом.

Речевая коммуникация – это процесс передачи, приема, освоения и создания новой информации в ходе речевого общения.

Этот процесс может быть представлена в виде трёхэлементной структуры: адресант – сообщение (референция) – адресат. Речевая коммуникация происходит в определенном контексте (ситуации общения) с использованием определённого кода.

В предложенной структуре под сообщением понимается сам текст, представленный в виде языковых знаков, то есть акустических сигналов (при устном общении) или графических символов (при письменном общении). Само по себе сообщение как материальное воплощение речи некоммуникативно (например, если собеседники не понимают друг друга или текст вообще не имеет смысла); коммуникативная сторона сообщения представлена референцией – содержанием сообщения.

Адресант – это отправитель сообщения, референт.

Адресат – это получатель сообщения, реципиент.

Код – это язык или его разновидность, которым пользуются участники общения. Речевая коммуникация возможна в том случае если код известен, понятен и доступен и адресанту, и адресату.

Контекст (ситуация общения) – это внешние обстоятельства, в которых происходит речевая коммуникация, и обусловливающие особенности передачи сообщения и характер референции.

Речь может обдадать различной степенью обработанности, оформленности. Наименьшей степенью оформленности обладает «внутренняя речь» (планирование и контроль «в уме» речевых действий, беззвучная речь «про себя»). Устная речь предстает как высказывание, оформленное в соответствии с законами языка. Вместе с тем здесь возможны некоторые отступления от строгих грамматических норм, что обусловлено неподготовленностью, спонтанностью устной речи. Высшей степенью обработанности обладает письменная речь, речь-текст. Таким образом, эстетические оценки, то есть оценки совершенства формы, применимы в первую очередь к данному виду речи.

Язык и речь, их значение в жизни | Русский язык 2 класс #1 | Инфоурок


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: