Язык как форма знания. Типы языка. Функции языка.
1. Язык- форма отражения реальной действи-тельности в сознании человека.
Эта форма выражена естественной исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системой звуковых, словесных и грамматических ср-тв, предназначающихся для коммуникации.
Язык хранит и передаёт знания, объединяет людей в практической деят-ти, формирует сознание и самосознание носителя языка, явл-ся материальной основой худ. произведений. Владение основными положениями языкознания необходимо специалистам многих отраслей знаний.
Нпр Психологи рассматривают язык как орудие мышления.
Литературоведы: язык- основополагающая деталь любого произведения
Политики: язык – ср-во воздействия на народные массы.
2. Иными словами, язык – общепринятая форма знания, сложившаяся в процессе произ-водственной и культурной деят-ти и раскрывающая функциональные потребности личности в обществе.
3. В кач-ве формы, посредством которой язык хранит и передаёт знания, могут выступать:
1. Звуковой (голос)
2. Письменный (начертание)
3. Кинетический (жест)
По характеру существования:
1. Живой
2. Мёртвый
4. Основная ф-я языка – коммуникативная (ср-во общения). Язык также реализует аккуму-лятивную ф-ю (накапливает и передаёт знания от поколения к поколению).
Теории происхождения языка.
1. Происхождение языка явл-ся одной из загадок человеч-ва.
Ни одна из теорий о пр.языка не может быть опровергнута или доказана в силу того, что язык возник в то время, и на том этапе развития человечества, когда документально зафиксировать этот факт не представлялось возможным.
2. Наиболее известные гипотезы:
Теологическая. Закл. в том, что всё, что ни есть на Земле, явл-ся творением Бога.(священные тексты индуистов – упанишады, Коран, Библия)
Ономатопиическая. Человек воспроизводил звуки, подражая звукам природы. (кап-кап, гав-гав)
Биологическая. Язык как живой организм, возникает, развивается и умирает самопроизвольно.
Социальная. Сводится к тому, что люди, объ-единяясь в группы, договаривались между собой называть вещи определёнными именами.
Трудовая. Человек, чтобы выжить, должен был трудиться, и в ходе труда вырабатывалась система общения с соплеменниками.
Спонтанного скачка. Язык не может возникать из ниоткуда. Он заложен в человеке с рождения. Затем возникают условия для развития этих данных. Язык – врождённая способность, как и язык у животных. Но животные нигде не изучают язык, а пользуются им с рождения. Человеку же нужны условия для развития языка.
Языковая норма. Дифференциация языка
Языковая норма – это общепринятое употреб-ление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, синтаксических конструкций.
Основные свойства языковой нормы:
-объективность
-обязательность для всех носителей
-устойчивость
-историческая изменчивость.
Виды языковых норм отражают иерархическую структуру языка – каждый языковой уровень имеет свой набор языковых норм.
1.Орфоэпические нормы – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произ-ношение.
2.Лексические нормы – это правила употребле-ния слов в соответствии с их значениями и возможностями сочетаемости.
3.Морфологические нормы – это правила образования слов и форм слова.
4.Синтаксические нормы – это правила по-строения словосочетаний и предложений.
5.Стилистические нормы – этот правила выбора языковых средств в соответствии с ситуацией общения.
Дифференциация языка
Процесс появление языковых вариантов языка (разновидностей языка, форм существования языка, функциональных стилей) в результате его варьирования в разных социальных и террито-риальных условиях.
Социальная(по возрасту по полу)
Территориальная (деалекты, говоры, наречия)
Функционально-стилистическая ( Выражается в появлении разновидностей языка, обусловленных его использованием в разных сферах человеческой деятельности с различными коммуникативными задачами).(книжный, нейтральный, разговорный).
Язык и Речь
Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление, постоянное для данного периода времени.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения;.Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку. (у каждого человека своя речь,свой способ владеть языком).
Не каждый сможет копировать речь другого
Языком называют систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения).
Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии.
Формы речи:
1.письменная
2.устная
Функции речи и языка разняться. Как и язык речь-средство общения, но речи свойственны экспресивная ф-я,апеллятив.(призывная)(Иван Иваныч), эстетическая.
Язык и Мышление
Между языком и мышлением существует тесная связь, которая, однако, не означает их полной идентичности. Мышление может быть разного типа – вербальное и невербальное. Невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. Наглядно-чувственные образы формируются на основе ощущений, получаемых нашими органами восприятия.
Вербальное мышление основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции. Понятие – это обобщенное отражение в сознании человека существенных сторон, признаков предметов и явлений действительности. Суждение – это мысль, которая может быть оценена как истинная или ложная. Эти категории связаны с языковыми единицами: понятие со словом, суждение – с предложением.
Взаимосвязь мышления и языка раскрывается также в вопросе происхождения понятия и слова. Понятие образуется в результате познавательной деятельности, жизненной практики человека, а появление слова связано с потребностью в общении.
Язык как социальное явление находится в зависимости от общего культурного состояния народа, которое предполагает и соответствующие формы мышления.
язык является «важной частью багажа нации и помогает охарактеризовать определенную эпоху, определенные общества, но одновременно рассматривается как эффективный способ изучения самой культуры того или иного народа». Именно язык вобрал в себя в форме знаков всевозможные комбинации, проявления жизнедеятельности человека, его мысли, сам дух, которые находят свое отражение в различиях менталитета народов, исповедующих разно-образные культуры. Он фиксирует все или почти все фрагменты человеческого бытия, при этом оценивая «имеющимися в его арсенале способами и средствами».
Язык является фактом культуры, потому что:
1) он составная часть культуры, которую мы наследуем от наших предков;
2) язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру;
3) язык – важнейшее из всех явлений культурного порядка, ибо если мы хотим понять сущность культуры – науку, религию, литературу, то должны рассматривать эти явления как коды, формируемые подобно языку, т. к. естественный язык имеет наиболее разработанную модель. Поэтому концептуальное осмысление культуры может произойти только посредством естественного языка.
Развитие Языка и Языковые Контакты
Язык живая материя. Он изменяется и развивается.
явления.
Суперстрат – проявляется язык завоевателя, мест.насиление не переходит со своего языка на чужой, тадиц. Не забываются, но в мест. Языке проявляются элементы чужого языка(базар,казна).
Субстрат – проявление побежденного языка, местное насиление насильно переходит со своего языка на чужой, местн. Языков. Традиция забывается, но в чужом языке есть элементы забытого старого языка.
Адстрат – проявление географич. Соседства языков, один язык перенимает проявление другого языка.
Более яркие проявления адстрата-суржик(разговорный язык на смеси двух языков) пиджин(смесь трех и более языков).
Язык, используемый на большом пространстве стран-содружеств-лингва франка.
Факторы, влияющие на движение языка:
1.геополит. ситуация
2.научно-технич. Прогресс
3.просскультурная коммуникация
4.языковая экономия
5.упрощение языка
Языковые контакты — взаимодействие двух и более языков, являющееся следствием и ре-зультатом связей и контактов двух или нескольких этносов. Осуществляются посредством билингвов, т. е. людей, способных к речевому общению на родном и к.-л. другом языке.
Последствия языковых контактов разнообразны, могут привести к различным заимствованиям, к образованию вспомогательных (общих) языков, к языковым ассимиляциям.