Учебно-методический комплекс
Развернутоеперспективное планирование по программе воспитания и обучения в детском саду
Первая младшая группа
Авторы-составители Н. А. Атарщикова,
И. А. Осина, Е. В. Горюнова
Волгоград : Учитель, 2010
УДК 372.21 ББК 74.102 Р17
Авторы-составители
В. И. Мустафаева, М. Н. Павлова,
И. А. Осина, Е. В. Горюнов а
Развернутоеперспективное планирование по программе под редакцией М. А. Ва-Р17 сильевои, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. В. И. Мустафаева [и др.]. — Волгоград : Учитель, 2010. — 87 с. ISBN 978-5-91651-112-3
В пособии предлагается развернутое перспективное планирование, составленное по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для первой младшей группы по разделам: ребенок и окружающий мир; развитие речи и знакомство с художественной литературой; формирование элементарных математических представлений; изобразительная и музыкальная деятельность; конструирование и ручной труд. Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение целей и задач работы с детьми, позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условиях ДОУ.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.
УДК 372.21 ББК 74.102
ISBN 978-5-91651-112-3© Коллектив авторов-составителей, 2009 ‘¦’:*’
© Издательство «Учитель», 2009 .
© Оформление. Издательство «Учитель», 2009 Последнее издание, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
з
v
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Ко-менского:
• энциклопедичйость формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;
• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);
• воспитательная ценность знаний.
Каждый подраздел Программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:
• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);
• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.
Умственное воспитание в Программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
• ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
• формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
• формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.
К концу года дети первой младшей группы могут:
• различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта;
• свободно ориентироваться в ближайшем окружении; узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;
• знать имена членов своей семьи и персонала группы.
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
(перспективное планирование)
Время проведения | Тема и цель занятий 1-й недели | Тема и цель занятий 2-й недели | Тема и цель занятий 3-й недели | Тема и цель занятий 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Знакомство с членами семьи | Одежда | Овощи и фрукты | Домашние животные |
Цель | Учить называть свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать) | Учить: — называть по внешнему виду одежду; — различать сходные между собой объекты. Познакомить с назначе нием предметов одежды и ее значением для человека | Учить: — узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; — различать по внешнему виду фрукты и овощи. Дать представление о характерных признаках некоторых овощей, их цвете | Вызывать интерес к рассказу. Расширять словарный запас. Учить находить на картине и называть собаку, кошку, курицу | |
Октябрь | Тема | Знакомство с группой | Посуда | «Листопад, листопад, листья желтые летят…» | Рыбка плавает в воде |
Цель | Учить: — ориентироваться в помеще нии своей группы, на участке; — называть основные помеще ния, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка). Воспитывать чувство симпатии к сверстникам | Учить: — узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду; — различать между собой. Познакомить с назначе нием и свойствами посуды | Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев | Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»). Учить различать по цвету, форме. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума | |
Ноябрь | Тема | Моя любимая бабушка | Мебель | Дерево и куст. Осенний наряд | Кошка и собака в доме |
Цель | Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек, составлять по ним рассказы о своей бабушке: работает она или нет, что делает по дому, играет ли | Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов | Учить рассматривать дерево (основные особенности строения), обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (показать, что осенью листья деревьев меняют | Закрепить характерные признаки внешнего вида кошки (котенка), собаки (щенка): длинные (короткие) уши, большие (маленькие) глаза, на теле мягкая пушистая |
Продолжение табл.
с детьми, читает, рассказывает им сказки, вкусно готовит и т. п. | мебели (у дивана — ножки, у кресла — спинка и др.); различать между собой объекты (диван, кресло) | окраску, бережно относиться к растениям | шерстка, короткий хвост и др. Воспитывать у детей доброе отношение к животным | ||
Декабрь | Тема | Мама дома — повар | Купание куклы Кати | Снеговичок и елочка | У кормушки |
Цель | Помочь понять, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважительное отношение к труду мамы | Учить правильно называть предметы и принадлежности купания (полотенце, мыло, ванночка). Воспитывать эмоциональную отзывчивость (приятные воспоминания о купании) | Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Познакомить с елкой, признаками отличия ели от других деревьев | Расширять представления о поведении птиц у кормушек. Продолжить формировать’ умение различать птиц по внешнему виду. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок сада | |
Январь | Тема | Здравствуй, детский сад! | Транспорт | Комнатные растения | Котенок Пушок |
Цель | Учить узнавать свой детский сад, находить свою группу, рассказывать чем заняты дети, кто о них заботится в детском саду. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам | Знакомить с транспортными средствами, различать и называть по внешнему виду грузовые, легковые автомобили. Учить различать и правильно называть трамвай, машину, автобус | Дать представление о частях растения (стебель, лист, цветок), о приемах полива комнатных растений | Дать представление о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Воспитывать доброту по отношению к животным | |
Февраль | Тема | Дом, в котором я живу | Постираем кукле платье | Морковка от зайчика | Заяц и медведь |
Цель | Учить: — ориентироваться в ближай шем окружении: узнавать свой дом, свою квартиру, называть улицу; — отвечать на вопросы воспи тателя о месте жительства, об устройстве их жилища | Дать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто). Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. Упражнять в назывании предметов одежды, белья | Расширять представления об овощах (о моркови: оранжевая, гладкая, продолговатая, есть верхушка, корешки, хрустящая). Формировать доброжелательное отношение к окружающим | Учить: — находить картинки с зайца ми, медведями и называть их; — выделять наиболее харак терные особенности животно го (голова, хвост, ноги) |
\
Окончание табл.
Март | Тема | Знакомство с городом | Игрушки | Травянистые растения | Петушок и его семейка |
Цель | Напомнить название города, в котором живут дети, название их улицы. Закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы | Учить: — находить существующие у игрушек свойства (бьются, рвутся), качества (гладкие, мокрые, холодные); — подбирать и группировать игрушки по форме, цвету. Воспитывать бережное отношение к игрушкам | Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать первые весенние цветы. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать) | Расширять представления о домашних животных и их характерных особенностях. Рассмотреть внешний вид петушка, как передвигается (ходит важно), как клюет зерна. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных | |
Апрель | Тема | Какие мы помощники | Автомобили | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…» | Насекомые |
Цель | Учить: — выполнять поручения взрос лого; — знакомить с выражениями, которые содержат предлоги (на, под, за) и местоимения (там, тут, такой же и др.). Наблюдать,как старшие дети убирают с участка про шлогоднюю листву | Расширять запас понимаемых слов. Учить: — правильно называть трамвай, троллейбус; — различать виды и части ав томобиля (грузовой, легко вой); кабина, руль, колесо); — отвечать на вопрос: «Что это?» полным предложением, состоящим из 3-4 слов | Дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Поддерживать удетей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, (чтение стихотворений). Учить передавать образ солнца в рисунке | Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представления о насекомых. Учить характеризовать внешний вид и поведение насекомых Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать доброе отношение к насекомым | |
Май | Тема | Труд взрослых | Знакомство со свойствами бумаги и ткани | Там и тут, там и тут одуванчики цветут… | Обитатели уголка природы |
Цель | Познакомить струдом помощника воспитателя (няни). Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду помощника воспитателя (няни) | Помочь выявить свойства бумаги и ткани. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность | Формировать представления об одуванчике. Учить: — выделять характерные особенности; — называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы | Дать представление о том, что рыбки в аквариуме плавают; в клетке — птичка (летает, пьет воду, клюет корм). Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы |
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(перспективное планирование)
Время проведения | Тема и цель занятия | Наблюдения на прогулке | |||
Растительный мир | Животный мир | Неживая природа | |||
Сентябрь | Тема | Овощи с огорода | Дать представление: — о травянистых растениях; — об овощах: моркови, огур цах, помидорах, репе; — о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья) | Дать общее представление о птицах — голубях, воронах, воробьях. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о животных — бабочках, жуках, божьих коровках) | Дать элементарное представление о свойствах песка. Формировать понятие’ -о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явление — ветер |
Цель | Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур | ||||
Октябрь | Тема | Меняем воду в аквариуме | Учить: — любоваться осенними ли стьями; — различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный), высокие и низкие цветущие растения. Закреплять знания о фруктах — яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, с осенним явлением природы — листопадом. Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску | Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Воспитывать удетейдоб-рое отношение к птицам, насекомым | Дать элементарное представление о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным, особенности осеннего неба. Учить: — наблюдать, есть ли на небе солнышко, тучи; — отмечать, какое небо (хму рое, чистое, голубое, ясное); — отвечать на вопросы, напри мер: — Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) |
Цель | Расширять знания о декоративных рыбках. Дать элементарное представление об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру. Познакомить со средой обитания рыб (песок, камешки, растения). Воспитывать желание ухаживать за обитателями аквариума |
Продолжение табл.
Ноябрь i____ | Тема | В гостях у бабушки | Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Учить: — различать по внешнему виду, вкусу, форме яблоки и груши; — называть некоторые фрукты (яблоки и груши); — бережно относиться к расте ниям; — различать деревья по листьям; — узнавать плоды рябины | Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формировать: — эмоциональную отзывчивость к восприятию объектов при родного мира, к общению с живыми существами; — желание наблюдать за насе комыми | Показать простейшие связи между явлениями природы. Учить: — определять ветреную погоду; — наблюдать, как раскачивают ся деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья; — отвечать, почему так неспо-* койно ведут себя деревья: Дует, дует ветер, Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает |
Цель | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Воспитывать у детей доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними, заботиться о них | ||||
Декабрь | Тема | Подкормим птиц зимой | Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол,ветки. Показать особенности травянистых растений в зимний период. Уточнить строение комнатных растений: различие названий стебель, лист, цветы | Расширять представления о птицах — голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегирях. Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду. Наблюдать за повадками птиц около кормушки | Показать: — солнце светит во все времена года; — особенности зимнего неба. Познакомить с характер ными признаками зимы. Формировать общее представление о зимних явле ниях природы |
Цель | Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах | ||||
Январь | Тема | «В январе, в январе, много снега во дворе…» | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам, чувство красоты зимнего убранства деревьев. Рассмотреть одно из комнатных растений. Помочь запомнить название растения и его частей | Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое): Мороз и солнце — День чудесный. (А. Пушкин) | Дать представление о свойствах снега. Показать особенности ветреной погоды зимой: быстро и низко несущиеся облака, раскачивающиеся ветви деревьев. Учить определять, откуда дует ветер |
Цель | Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас детей |
Продолжение табл.
Февраль | Тема | «У меня живет котенок…» | Продолжать: ‘ — учить видеть красоту засне женных деревьев; — знакомить с названиями комнатных растений (1-2 кон трастных по внешнему виду). Привлекать внимание де тей к комнатным растениям (какие они красивые, как ук рашают группу) | Формировать желание помогать птицам в зимний период. Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке. Закрепить знание названий птиц | Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы. Наблюдать метель,послушать завывание ветра, как он несет снег, наметает сугробы » — |
Цель | Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями | ||||
Март | Тема | Уход за комнатными растениями | Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представления о кустарниках. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать) | Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей,скворец) | Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать: — свойства снега весной; — что весной солнце светит и пригревает землю |
Цель | Расширять представления о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой, поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними | ||||
Апрель | Тема | Прогулка по весеннему лесу | Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать: — первые весенние цветы; — изменения, происходящие с кустарниками в весенний период; — посадку овощей | Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насекомых. Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать у детей доброе отношение к насекомым | Показать: — особенности весеннего неба. — что весенний дождь может быть разным. Обратить внимание на свойства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дождя), становится влажным и из него можно лепить «пирожки» |
Цель | Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе | ||||
Май | Тема | Экологическая тропа | Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми | Формировать доброе отношение к миру природы. Расширять представления | Закреплять знания о признаках весны. |
Цель | Расширять знания детей о растениях. |
Окончание табл.
Формировать: — бережное отношение к рас тениям; — трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев. Наблюдать за работой взрослых по посадке деревьев | цветущими культурными растениями — тюльпанами, нарциссами. Посадка лука, гороха. Познакомить с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур | о насекомых — мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях. Учить: — наблюдать за насекомыми; — узнавать и называть разных насекомых, их признаки | Продолжать знакомить с природным явлением ветер. Учить детей игровой деятельности с ветром (взять с собой на прогулку бумажные ленточки, вертушки и пона- , блюдать, как ленточки развеваются, шуршат вертушки) | |||
Лето | Июнь | Тема | Растения луга. Птицы. Природное явление радуга | Рассмотреть: — травянистые растения луга и уточнить названия, особенности внешнего вида колокольчиков, ромашек; — растения цветника, уточнить цвет, форму листика. Напомнить о правилах ухода за растениями | Продолжить формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки). Уточнить знания о собаке и щенках (особенности внешнего вида, отличия) | Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным зайчиком. Наблюдать радугу (по возможности) |
Цель | Закреплять знания о травянистых растениях, птицах. Уточнить представления о строении растения. Воспитывать у детей доброе отношение к пернатым | |||||
Июль | Тема | Овощи. Насекомые. Природное явление гроза | Показать, как растут овощи летом. Познакомить с овощными культурами, которые начинали созревать летом (репа, морковь, огурец, помидор). Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху | Расширять представления о насекомых — мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях, кузнечиках. Рассмотреть внешний вид насекомых, способы их передвижения (летают, прыгают, ползают и т. д.) | Наблюдать летнюю грозу. Учить: — устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи; — по цвету определять, сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблю дение за ветром | |
Цель | Закреплять знания об овощах. Расширять представления о насекомых. Понаблюдать за появившимися на участке бабочками, летающими на паутинке паучками | |||||
Август | Тема | Кустарники | Расширить представления о кустарниках (малина, смородина). Показать, что на кустарниках созревают ягоды | Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. Воспитывать у детей доброе отношение к насекомым | Закреплять умение определять состояние погоды по основным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным | |
Цель | Расширять представления о кустарниках. Закреплять знания о признаках погоды |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цель занятия 2-й недели | Тема и цель занятия 3-й недели | Тема и цель занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Что есть на участке детского сада? Путешествие по территории участка | Что есть в групповой комнате? Путешествие по комнате | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий | Про девочку Машу и Зайку Длинное Ушко |
Цель | Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) | Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) | Вызывать симпатию к сверстникам. Помогать: — запоминать имена товарищей; — преодолевать застенчивость | Помочь понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы. Упражнять впроговарива-нии фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой) | |
Октябрь | Тема | Немецкая народная песенка «Три веселых братца» Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз» | Русская народная сказка «Репка» Дидактические упражнения: «Кто что ест?», «Скажи «а». Дидактические игры: «Поручения», «Лошадки» | Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Маши конь» | Песенка «Разговоры». Звук [у] Игры и упражнения на звуко-произношение (звук [у]). Рассматривание сюжетых картинок (по выбору воспитателя) |
Цель | Прочитать детям песенку. Формировать умения: — слушать стихотворный текст; — проговаривать звукоподра жательные слова; — выполнять движения, о ко торых говорится в тексте пе сенки; — отчетливо произносить сло ва вверх и вниз, по просьбе вос питателя выполнять действия, соответствующие этим словам. Совершенствовать уме ние понимать речь воспитателя. | Напомнить содержание сказки «Репка». Вызывать желание рассказать сказку вместе с воспитателем. Уточнять представления о том, какое животное что ест («Мышка грызет корочку сыра, собака — косточку» и т. д.). Активизировать вречи глаголы «лакать», «грызть», «есть». Учить: — отчетливо произносить звук [а], небольшие фразы; | Прочитать детям рассказы. Приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения. Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков [а], [и]. Учить рассматривать картинку. Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения | Прочитать детям песенку. Закреплять правильное произношение звука [у] (изолированного и в звукосочетаниях). Учить: — понимать что изображено на картинке; — осмысливать взаимоотно шения персонажей, отвечая на вопросы; — способствовать активизации речи |
Продолжение табл.
Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь понять значение слов вверх, вниз | — дослушивать задание до кон ца, осмысливать его и выпол нять соответствующие действия; — различать действия, проти воположные по значению (подняться вверх — спуститься); — произносить звук [и] | ||||
Ноябрь | Тема | Потешка «Наши уточки с утра…», А. Барто «Кто как кричит?» Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Дидактическое упражнение «Ветерок». | Русская народная потешка «Пошел котик на Торжок…» Дидактическая игра «Это я придумал». Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками | Чтение сказки «Козлятки и волк» (обработка К. Ушин-ского) Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» | Мама моет посуду (рассказ по картине) Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактическое упражнение «Выше — ниже, дальше -ближе» |
Цель | Прочитать детям потешку, стихотворение. Совершенствовать умения: — понимать вопросы; — вести диалог со сверстниками. Развивать внимание. Учить: — различать и называть птиц, о которых упоминается в по тешке; — с помощью султанчиков мед ленно вдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить со стихотво рением-загадкой. Совершенствовать рече вой слух | Закреплять умения объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Познакомить с народной песенкой «Пошел котик на Торжок…». Упражнять: — в различении и названии цве тов (красный, синий, желтый); — в выполнении заданий воспи тателя («Сделай так-то»), рас считанных на понимание речи и ее активизацию | Познакомить с содержанием сказки «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского). Вызывать желание поиграть в сказку. Рассказать о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (либо любому другому родному человеку) | Помочь: — понять содержание картины; — в процессе рассматривания активизировать речь. Учить договаривать слова, фразы. Упражнять в определении местоположения объекта и правильном его обозначении. Развивать память |
Продолжение табл.
Декабрь | Тема | Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Артикуляционные игры и дидактические упражнения на произношение звуков [м] — [м’],[п]-[п’],[б]-[б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» | СказкаВ. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Дидактические упражнения на произношение звука [ф]. Дидактическая игра «Далеко -близко» Инсценирование сказки | Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»; песенка «Пошел котик на Торжок…» Дидактическая игра «Подбери перышко» | Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси» Рассмотрение сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактические упражнения на произношение звука [к] |