Обезьяна, черепаха, жираф и крокодил встретились у реки и стали пить воду. Вдруг прибежал лев, звери испугались и разбежались, кто куда. Обезьяна залезла на дерево. Черепаха спряталась под камень. Жираф спрятался в кусты. Крокодил прыгнул в речку. Нет никого! Убежал лев.
Тематический цикл «Зима» (пятнадцатая неделя)
Занятие 1
Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять текст; выполнять словесные рифмованные инструкции педагога, отвечать на вопросы. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Развивать внимание.
Наглядный материал. Картинки: дома, деревья, машины, дорожки, снеговики, санки, коньки, ребенок.
Ход занятия
Игра «В гости к нам зима пришла»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе предметные картинки и произносит рифмованную миниатюру (2—3 раза). Дети по возможности повторяют ее вместе с воспитателем.
Раз-два-три, раз-два-три,
На картинки посмотри.
В гости к нам зима пришла.
Много снега принесла.
Вот на крышах снег, снег.
На деревьях снег, снег.
На дорожках снег, снег.
На машинах снег, снег.
Вот стоят снеговики.
С горки едут саночки.
Дети лепят снежки,
Надевают коньки.
Всюду, всюду снег, снег.
Веселится человек.
Игра «Найди картинку»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и по очереди обращается к детям с просьбой найти нужное изображение: «На картинки погляди и санки найди. На картинки погляди и дерево найди…» Ребенок подходит к фланеле-графу, находит нужную картинку и говорит: «Я нашел санки. Я нашел дерево…»
Занятие 2
Цели. Закреплять знания детей по теме. Обогащать словарный запас прилагательными, антонимами. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Способствовать сенсорному воспитанию.
Наглядный материал. Ватные комочки (снежки).
Ход занятия
Игра «Какие снежки?»
Это упражнение можно сначала провести на прогулке, а затем — в группе, используя ватные снежки.
Воспитатель предлагает детям слепить снежки (если занятие проводится на прогулке) и поиграть в них. Затем он выясняет: «Какие снежки — белые или черные (холодные или теплые; мокрые или сухие; круглые или квадратные; легкие или тяжелые; мягкие или твердые)»?
Игра «Сколько снежков?»
Воспитатель вызывает четверых детей и раздает им снежки (ватные комочки) в следующей последовательности: первому ребенку — один снежок, второму — два, третьему — четыре, а четвертому — ни одного и т. д. Малыши считают снежки.
У Тани — один снежок.
У Маши — два снежка.
У Кати — много снежков.
А у Вовы — ни одного снежка.
Педагог вызывает еще четверых детей, и игра повторяется.
Затем воспитатель предлагает тем детям, у кого много снежков, поделиться с теми, у кого нет ни одного снежка. Теперь у всех —по одному снежку. Дети играют в снежки, слушая команду воспитателя: «Таня, бросай снежок. Дети, кто бросил снежок? (Дети отвечают.) Маша, бросай снежок. Дети, кто бросил снежок?..»
Занятие 3
Цели. Развивать навыки связной речи. Закреплять знания детей по теме. Учить внимательно рассматривать сюжетную картину и рассказывать об изображенном на ней. Вызывать речевую активность детей.
Наглядный материал. Сюжетная картинка «Зима».
Ход занятия
Игра «Наступила зима»
Воспитатель выставляет сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, а педагог описывает ее: «Наступила зима. Выпало много снега. Снег на домах, деревьях, кустах, земле. Дети любят зиму. Ваня катается на санках. Маша катается на коньках. Девочки лепят снеговика. Мальчики играют в снежки. Зимой холодно, но дети не боятся мороза. Они надели шубы, шапки, варежки. Им тепло. Хорошо зимой!»
Рассказ повторяется 2—3 раза вместе с детьми.
Чтение без наглядного сопровождения
Первый снежок
Первый зимний снежок
Белым пухом летит.
Первый легкий мороз
Веселит и бодрит.
Хорошо на горе
Пролететь, как стрела,
Только шапку держи,
Чтоб осталась цела.
Рукавички надень,
Одевайся теплей,
Кушачком подтянись,
Выходи поскорей.
Первый зимний снежок
Белым пухом летит.
Первый легкий мороз
Веселит и бодрит.
И. Белоусов
Тематический цикл «Зимние забавы» (шестнадцатая неделя)
Занятие 1
Цели. Развивать у детей навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог на; строить предложения, опираясь на картинку и вопрос воспитателя. Ввести в пассивный, а по возможности и в активный словарь детей предлог из.
Наглядный материал. Сюжетные или предметные картинки по теме.