Амонашвили Ш.А. — Баллада о воспитании
www.e-puzzle.ru
Дорогой Читатель! Пока Вы начнёте читать эту книгу, хотел бы сказать Вам несколько слов. Я не предлагаю Вам строгую науку или методическое пособие о воспитании Ребёнка в семье. Такой науки, откровенно говоря, и не существует. Перед Вами мои личные соображения и взгляды о том, как романтично можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.
2009.
Амонашвили Ш.А. — Созидая человека
Нинце и Геги –
прекрасным
молодым родителям
моей красавицы
правнучки
Тамусики
Синтии и Дайнису –
голубоглазым родителям
моего же
голубоглазого крестника
Кришьяниса
посвящаю с любовью
Шалва Амонашвили
Может быть, на тысячу семей найдётся одна семья, где обратят внимание на природу детей.
Живая Этика
…
Дорогой Читатель!
Пока Вы начнёте читать эту книгу, хотел бы сказать Вам несколько слов.
Я не предлагаю Вам строгую науку или методическое пособие о воспитании Ребёнка в семье. Такой науки, откровенно говоря, и не существует. Перед Вами мои личные соображения и взгляды о том, как романтично можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.
Конечно, излагая свои мысли, я то и дело исходил из разных научных знаний, но пользовался ими ради своих намерений.
Так же как художник, как композитор, поэт или мыслитель, я старался преподнести Вам самого себя — «мою» гуманную педагогику. Преподнести её так, чтобы она понравилась вам.
Песню, которая задевает нас, мы поём хотя бы в душе. Стихи, в которые мы влюбляемся, перечитываем вновь и вновь. А если в семье растёт Ребёнок, неужели забота о нём не обратит наше внимание на разные педагогические идеи, и если какая-либо из них привлечёт нас, не используем в нашей практике.
Я очень хотел бы, чтобы идеи гуманной педагогики (эту педагогику я называю «своей» не потому, что я её открыл, а потому, что присвоил от классиков) понравились Вам и чтобы Вы воспользовались ими в воспитании своего ребёнка, своих детей.
Я честен перед Вами: я искренне верю в истинность гуманной педагогики, потому предлагаю, чтобы Вы тоже поверили в неё и полюбили её и, конечно же, отказались от силового, авторитарного воспитания Вашего Ребёнка, ваших детей. Моя задача именно в этом.
Для меня гуманная педагогика как музыка, как поэзия, как философия, как романтика, как искусство. Потому, в поиске названия книги я сразу отказался от таких скучных формулировок, как: «Родительское чувство», «Воспитание как жизнь», «Семейное воспитание», и согласился с Валерией Гивиевной (она моя супруга, набирала текст на компьютере и редактировала его), которая сказала: «Это же баллада! Назови книгу — “Баллада о воспитании”!»
Так появился новый педагогический жанр.
Я писал книгу, слыша в себе музыку и поэзию, давал волю фантазии, прибегал к повествованию. Предлагаю сюжетное развитие педагогической жизни в семье, осмысливая её как наш совместный с Ребёнком путь восхождения. Для каждой сюжетной части «Баллады» определилось музыкальное название.
Остаётся добавить одно: если я не смогу увлечь вас идеями гуманной педагогики, то, пожалуйста, не думайте, что она сама такая не интересная и не живая. Она прекрасная. Возможно, я не смог донести до Вас её красоту.
Перед Вами не возрастная педагогика о воспитании Ребёнка, не методическое пособие, а сама педагогическая жизнь, в которой воспитываются все её участники.
Аккорды
Зов и Явление
Я — Дух нерождённого.
Кто меня зовёт?
Выбирайте лучшие слова!
Вложите в них ваши лучшие чувства!
Выбирайте лучшую музыкальность для зова!
И всё это пошлите мне!
Ваш голос с Земли начнёт воспитывать меня
на Небесах и притягивать к вам.
Ну, как?
Зовите, зовите, зовите!
Зовите всем сердцем и чистотой, которая есть в вас!
Ваш зов только так достигнет тех высоких пространств,
где я обитаю!..
Вы призвали меня?
Я услышал!
Я спускаюсь!
Свершилось великое таинство: я явился в земную жизнь.
Привет всем вам от Создателя!
Я — Путник Вечности.
Но я ваш ребёнок.
У меня нет земного посоха.
Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом.
Только примите мои условия:
— Во мне свой Путь, не навязывайте ваш.
— Во мне свой характер, не ломайте его.
— Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.
— Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.
— Вооружайте знаниями с любовью к жизни.
— Воспитывайте чувства под водительством разума.
— Воспитывайте разум под водительством сердца.
— Пусть мой приход напомнит вам, что вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши Пути скрещиваются, но не останавливаются.
Прелюдия
Он от Света
Семя любви осчастливило нас, и к нам явился долгожданный гость — Путник Вечности. Господи, какой он хрупкий и беспомощный!
Но сердце наше чует: в нём могущество. Он пришёл с пустыми руками, пришёл голым! Но опять чувствуем: несёт он дары, чтобы раздать щедро. Он пока какой-то морщинистый, этакий новорождённый старичок. Но морщины эти, мы знаем, от мудрости, которая в нём от прошлого.
Морщины он сбросит, а мудрость оставит, и начнёт всё сначала.
Глаза его смотрят не на нас, но на кого-то Невидимого. И первый крик его, и плач его, и лепетание его, и первая улыбка его тоже обращены не к нам, а к тому же Невидимому.
Мы пока для него не существуем, а существует некто Другой, который для него важнее, чем мы.
Он — от Света, потому всё светится и лучится.
Он — как пламя огня, как миниатюрный вулкан — в нём полное нетерпение.
О, Господи, какое в нём доверие, бездумное доверие ко всем нам! Вот возьми и сделай с ним что хочешь! А что мы хотим сделать с ним?
Но разве будем выбирать что-либо другое, если знаем, что нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих?
Он — наш Ребёнок.
А мы — его родители — Отец и Мать.
Можно и так сказать: Папа и Мама.
«Наш» — не значит, что он — наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ .
Мы — родители — соработники у Творца в воспитании вновь пришедшего на Землю Человека.
К чему же мы его устремим?
Мы будем осторожны, ибо знаем, что он уже устремлён.
К чему — он эту загадку несёт в себе.
Но мы поможем, чтобы его устремление не сбилось с пути. И направим его на утверждение в жизни Прекрасного, на возвеличивание в жизни Блага, на проявление Великодушия, на торжество Любви.
Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком.
Мир ждёт его таким — Благородным. Потому родительское сердце предупреждает нас уберечь нашего Ребёнка
от дурных зрелищ,
от сквернословия,
от грубости,
от дурной музыки,
от всего ложного,
что разлагает тело и
разрушает дух.
Будем беречь его
от чувства собственности,
от самости,
от злобы,
от праздности.
Он сейчас младенец.
Но годы улетят.
В нашей повседневной заботе они улетят быстро.
Младенец подрастёт, и сам станет взрослым.
А мы постареем и скажем нашему сердцу: «Видишь, мы ему больше не нужны, он сам пробирается к своему Пути. Может быть, успокоишься?»
Но сердце не уступит. Оно скажет нам: «Если кто стал уже отцом и матерью, то это на всю жизнь, до конца дней своих».
Господи! Наверно, родители для своих детей так же, как Ты для нас: когда же Ты успокоишься и скажешь, что детям Твоим не нужна больше Твоя забота, они уже «сами с усами»?
Кантата
О новой Расе
В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века мир заговорил о детях-акселератах, о том, что рождались дети, рост и вес которых превышал все нормы, сроки их полового созревания сокращались, они физически быстро развивались.
Психология тоже подтвердила, что наблюдается более ускоренное умственное развитие детей: шести-семилетние дети-акселераты своими умственными способностями многократно превосходили детей-сверстников прошлых времён.
Наука не смогла объяснить факт акселерации и приписывала его биологическим и социальным факторам. Тогда речь не шла о том, что этому поколению детей было суждено дать мощный импульс цивилизованному развитию человечества и изменению облика мира. Материалистический взгляд на мир в целом и на мир детства в частности не допускал возможности думать о предназначении нового поколения детей, о том, что дети несут в себе свою Миссию, свой Путь.
Дети-акселераты выросли, им стало по двадцать, тридцать, сорок лет. Многие взяли в свои руки бразды правления и на глазах у своих родителей, т. е. «старого» поколения, начали утверждать свою волю.
И что же мы увидели?
Мы увидели, что изменились многие основания в жизни мирового сообщества людей, в жизни государств. Демонтаж унитарного государства, изменение политической карты мира, вхождение в жизнь людей компьютеров, интернета, электронных и спутниковых связей и многое другое — это свершения поколения детей-акселератов.
Они рождались в пятидесятые и шестидесятые годы, неся в себе своё предназначение: изменить цивилизованный облик планеты в семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы.
Они это сделали.
Они несли в себе импульс развития духовно-нравственных ценностей. Но, видимо, этот импульс был послабее импульса изменения материального бытия. И общество тоже было не готово для принятия возвышенных духовных ценностей. Скорее наоборот, в силу чего возникли неизвестные ранее болезни, мир был втянут в войны, в межнациональные и межрегиональные столкновения, усилились частнособственнические рвения, началось обесценивание культуры.
«Старое» поколение с трудом поспевает за стремительным движением бывших детей акселератов, которых само же воспитывало. А непонимание их предназначения также ввергает взрослых в конфликты и пререкания с «молодыми».
Непонимание будущности наших детей — акселератов (мы просто удивлялись и восхищались их высокому росту и мускулистому телосложению) помешало нам дать им то развитие и воспитание, которое помогло бы им в полном объёме реализовать себя. Они реализовались лишь частично. Дети были новые со своими устремлениями, а педагогика, будь она в семье или в школе, осталась старой. Мы не захотели уяснить для себя это опасное для воспитания расхождение. Потому из среды детей-акселератов выросли не только люди, которые развивали жизнь общества, но и люди, которые, пользуясь своим талантом и способностями, навредили обществу.
А теперь идёт новое поколение детей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составляют особую человеческую Расу. Их предназначение более высокое и длительное, чем было предназначение любого другого поколения.
Новая Раса, которая нарождается, будет резко отличаться от нынешней современной Расы, от всех тех поколений, которые сожительствуют сейчас на Земле и закрепили в себе ценности и образ жизни прошлых поколений.
Мудрецы объясняют нам это различие.
Главное для Современной Расы — Иметь,