Любая традиция может существовать (возродиться) только в том случае, если она применима к современным условиям.
Современная лапта азартна, зрелищна, требует развития многих физических качеств — и в этом не уступает ныне распространенным играм, а то и превосходит их. Для лапты не нужно дорогостоящего оборудования. Она доступна для мальчиков и девочек разного возраста. Очень важно, что лапта имеет военно-прикладное значение. Она требует проявления смелости; развивает и совершенствует многие качества и навыки, необходимые в боевых условиях: глазомер, умение наносить удары, метать на дальность и в цель, уворачиваться, падать, действовать быстро и точно в условиях ограниченного времени, ориентироваться в пространстве при перемещениях, распределять силы, взаимодействовать с партнерами. Игра в лапту – отличная форма подготовки старшеклассников к службе в вооруженных силах, что делает ее актуальной во все времена.
Речь идет об одном из вариантов современной лапты, который великолепно приспособлен к условиям современной школы, и вооруженных сил. Он многократно опробован в разных условиях и хорошо себя зарекомендовал.
Лепёшкин Виктор Александрович
Разработчик современного варианта правил игры в лапту.
Автор 13 книг и свыше 100 методических публикаций.
Учитель физкультуры высшей категории Гимназии № 8 г. Дубны Московской области.
С 1992 г преподает лапту в гимназии № 8.
Пять лет преподавал лапту в МПГУ им. Ленина.
Проводил показательные занятия по лапте:
* в пограничных училищах Москвы и Голицино.
- в Рязанском училище ВДВ.
* в Коломенском артиллерийском училище.
- в дивизии внутренних войск ОДОН.
* в РГУФК.
- во время проведения областного фестиваля «Дни славянской письменности и культуры».
* в Славянском кремле Виталия Сундакова.
- в Культурно-образовательном центре «ЭТНОМИР».
* в школах и других учебных заведениях.
- на курсах повышения квалификации.
Лапта — старинная игра. По некоторым данным, лапта была известна уже в Х в. н.э., хотя могла появиться и раньше. Долгие годы она была довольно широко распространена на территории нашей страны.
При всем при этом, когда, будучи студентом (в начале 80-х), я начал интересоваться лаптой, мне практически не удалось найти литературных источников рассказывающих о лапте. Да и те, что были, на 90 процентов состояли из высказываний Куприна А.И. о лапте. Кроме того, было громадное количество людей, которые только что-то слышали о лапте, но сами в нее никогда не играли и даже не видели, как играют. Информация была настолько скудна, что мне пришлось начинать с самого начала. Пришлось по крупицам собирать письменную и устную информацию о лапте, изучать её и обобщать.
В итоге, на основе моего личного спортивного опыта, знаний по русской истории, и имеющейся информации о лапте – БЫЛИ СОЗДАНЫ ПРАВИЛА, приспособленные к современным условиям, учитывающие недостатки прошлых правил, и взявшие из них все лучшее. Вместе с тем, ВПЕРВЫЕ УДАЛОСЬ ВОССОЗДАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТИНУ: ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЛАСЬ ЛАПТА.
Правила позволяют играть на улице и в спортивном зале, в том числе и школьном. Запрещение бегать с мячом в руках, делает игру поистине командной, и увеличивает нагрузку, способствует развитию чувств коллективизма, навыка работы в команде. Данный вариант игры в лапту, многократно опробован (с 1993 г) в воинских подразделениях, военных училищах и гражданских учебных заведениях. Он всегда получал высокую оценку играющих. Разработана программа для школ, и изданы книги. Все, кто начинают использовать лапту в тренировочных занятиях, значительно улучшают свои показатели.
В нашей гимназии давно и успешно используется лапта, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В настоящее время опыт нашей гимназии используется в разных регионах РОССИИ и ближнем зарубежье.
Предложенный ВАРИАНТ ЛАПТЫ, КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ (Русской лапты, мини-лапты, и других, созданных на основе правил разработанных обществом «Урожай» в 1957 году, а также правил предложенных «Федерацией бейсбола, софтбола и русской лапты» в начале 90-х годов). Различия между ними настолько же сильны, как между борьбой классической и борьбой самбо.
В данный вариант внесены 3 принципиальных изменения, которые существенным образом меняют игру.
* При игре в поле, нельзя перемещаться (ходить и бегать) с мячом в руках. В результате чего, игра стала истинно командной. Один игрок в поле ничего не сможет сделать. Успех зависит только от согласованности командных действий, от взаимодействия и взаимопонимания игроков. Поэтому, в данной игре может победить только настоящая команда. Единоличники всегда остаются в проигрыше. Кроме того, данный пункт, существенно увеличивает нагрузку на всех игроков (поля и города). Дело в том, что у игроков города появляется больше шансов «проскочить», а значит, начинают чаще совершать перебежки.
- При ударе битой, игрок сам себе подбрасывает мяч. В результате чего, увеличилась безопасность игроков, и возросла точность ударов по мячу. Все это привело к увеличению количества перебежек, и соответственно, к увеличению нагрузок во время игры.
* Перебежки прекращаются, как только мяч выбрасывают в город. Этот момент сокращает периоды простоя и ускоряет игру.
В результате внесенных изменений игра стала интересней, зрелищней, безопасней, и значительно увеличилась физическая нагрузка на игроков. ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
Здесь никого не надо заставлять бегать. Все многократно бегают сами. Кроме того, постоянное чувство опасности у перебегающих игроков, добавляет в игру «эктрим» и очень нравится школьникам.
Запрещение перемещаться с мячом в руках, заставляет школьников выполнять большее количество передач (бросков мяча), а, следовательно, учит хорошо метать, и развивает ловкость.
Из-за большой физической нагрузки, общая продолжительность игры, в 3 раза меньше, чем в других вариантах. В данном случае играют два тайма по 10-15 минут, по сравнению с двумя таймами по 35-45 минут, в других вариантах. Другими словами, школьники получают хорошую нагрузку, за меньшее время, что немаловажно, так как продолжительность урока всего 40-45 минут.
Положительные эмоции во время игры, позволяют детям переносить более высокие нагрузки на занятиях, и быстрее восстанавливать силы в период отдыха (после занятий).
Игра проводится не теннисным, а похожим на него мячом, имеющим красно-желтую окраску и более мягким.
В игре используется одна бита, всеми игроками, обеих команд. В то время, как в других вариантах лапты, каждая команда играет только своими битами. Причем, имеет несколько бит, а иногда и каждый игрок – свою биту. В условиях школы это не рационально, кроме того, команды будут играть в неравных условиях, и не безопасно, так как размер биты влияет на силу удара.
Данные правила позволяют успешно проводить игру, как в зале, так и на улице. Причем, для этого не надо менять правила игры. Если учесть, что в большинстве регионов России, 7 учебных месяцев из 9, школьники проводят в зале, то полноценная возможность играть в зале, имеет большое значение.
В настоящее время для обучения школьников игре в лапту, сделано следующее.
* Разработаны четкие современные правила игры.
- Разработана методика обучения школьников игре в лапту на уроках физкультуры.
* Разработана программа для учащихся с 1 по 11 классы.
- Разработано большое количество подвижных игр, которые помогают обучению лапте и делают его интересным (книга «Подвижные игры для детей»).
* Выпущено 4 книги и 22 методические публикации по лапте.
© Лепешкин Виктор Александрович