Режим дня- это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка.
Режим дняспособствует нормальному функционированию внутренних органов; обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка; предохраняет нервную систему от переутомлений; создает благоприятные условиядля физического и психического развития ребенка.
Принципы составления режима дня детей первых лет жизни
(Н.М.Щелованов и его сотрудники)
1. Установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования, соответствующего пределу работоспособности нервной системы
2. Установление необходимого суточного количества часов сна.
3. Установление правильной последовательности кормления, сна, бодрствования.
4. Установление правильного ритма кормления.
5. Обеспечение правильной смены различных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.
Основы рационального питания детей дошкольного возраста.
Здоровьесдерегающая среда ДОУ. Направления работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Здоровьесдерегающая среда ДОУ -это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесдерегающая среда ДОУ -это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в ДОУ и семье.
Здоровьесдерегающая среда ДОУ создается в процессе использования здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология —
1) качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья»;
2) совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:физкультурное занятие, проблемно-игровые занятия (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии:арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
в зависимости от целей, задач и средств здоровьесбережения
1. Медико-профилактические технологии
Задачи:
— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
— организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
— организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии
Задачи:
— развитие физических качеств;
— контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
— формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
— воспитание привычки повседневной физической активности;
— оздоровление средствами закаливания.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Задачи:
— обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
— обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов