Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО Зам. директора по УПР

Руководитель МО __________ /Бибикова Л.В./

__________ /Поляева В.В./ «___» ___________ 20__ г.

«___» ___________ 20__ г.

Протокол № _____

Комплект

Контрольно-оценочных материалов

За восьмой семестр

Учебной дисциплины

ОДБ.08 Физическая культура

По специальности

Технология машиностроения

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

(по отраслям)

Форма проведения аттестации: дифференцированный зачёт

Брянск 2016 г.

Методические рекомендации и критерии оценивания зачета по предмету «Физическая культура»

Дифференцированный зачет по предмету Физическая культура для студентов 4 курса (8 семестр) включает в себя практическую и теоретическую часть. Практическая часть выполняется студентами на уроках физической культуры и включает в себя сдачу контрольных нормативов по разделам: легкая атлетика, атлетическая гимнастика , общая физическая подготовка..

Студенты, освобождённые от нагрузок на занятиях по физической культуре и отнесённые к специальной медицинской группе, выполняют только теоретическое задание.

Практическая часть зачета включает в себя упражнения, направленные на проверку основных умений и навыков, двигательных качеств, необходимых в предстоящей трудовой деятельности, повседневной жизни. Теоретическое задание включает в себя два вопроса, отражающих основы знаний по физической культуре. Ответ на один из вопросов под номерами 8,9,10 студенты выполняют самостоятельно и в письменном виде .

На практической части зачета по физической культуре, студенты должны иметь при себе чистую, опрятную спортивную форму, спортивную обувь. За каждое выполненное упражнение, студенты, согласно установленному нормативу, получают оценку. Из полученных оценок складывается общая оценка за практическую часть.

Итоговая оценка складывается с учетом оценки за практическую часть зачета по физической культуре и оценки за теоретическую часть зачета .

Контрольные и зачетные нормативы для оценки физической подготовленности студентов 4 курса (8 семестр)

№ п/п Тесты оценка
Бег 10х10м.. (сек) 25.8 27.2 30.0
Бег 3000 м. или прыжки на скакалке 3 мин. 12:40\450 13:40\360 15:00\270
Приседание на одной ноге (раз)
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз)
Подтягивание на высокой перекладине
Прыжок в длину с места (см.)
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях
Подъем ног в висе (высокая перекладина)

Теоретическая часть зачета студентов 4 курса (8 семестр)

Перечень контрольных вопросов для сдачи зачета (теория)

1. Историческая справка по актуальности ППФП обучающихся.

2. Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.

3. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.

4. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов. (форма и вид труда, условия труда, характер труда, динамика утомления и работоспособности на примере своей спец.).

5. Дополнительные факторы, влияющие на конкретное содержание ППФП

( пол, возраст, проф. заболевания, географо-климатические условия).

6. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства

ППФП .

7. ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.

8. Система контроля ППФП студентов на примере вашей специальности.

9. Прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, прикладные умения и навыки, спец. качества ( на примере своей специальности.

10. Прикладные виды спорта (их элементы) на примере вашей специальности.

Время выполнения теоретического задания – 35 мин.

Критерии оценки

Теоретическая часть зачета оценивается по пятибалльной оценочной шкале. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3»
1.Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2.Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
3.Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Эталоны ответов

Историческая справка по актуальности ППФП обучающихся

Дальнейшее совершенствование производства, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей.

По данным ученых точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.

Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от 1 года до 5-7 лет. Поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности (вузы, техникумы и др.) для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название — профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности

( Раевский Р.Т,1985).

Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП В. В. Белинович (1959). Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства — физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами.

В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм перенося двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.

Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

По данным Р.Т. Раевского (1985) недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше –

37 % ошибок.

В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного зрения операторов (Панов Г.Е., 1977).

По данным американских ученых 98 % авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотов и диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники.

Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда(СЧМС).

С этой целью ученые изучали эффективность профессиональной деятельности представителей различных специальностей и определили, что она во многом зависит от уровня развития двигательных ипсихических качеств человека. Так по данным И.Д. Карцева с соавторами (1968) установлено, что не всегда здоровые подростки одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических качеств человека, специфическим требованиям, предъявленным производственными процессами именно к этим профессионально важным качествам. На основании выявления таких качеств и физиологических функций, необходимых для освоения конкретных профессий, группировки этих профессий и изучения, степени развития функций у подростков, хорошо осваивающих профессию и не сумевших ее освоить, разработаны критерии профессиональной пригодности подростков для большого числа профессий.

Исследования В.М. Левина и Э.С Рутембурга (1977) установили, что больше половины (58 %) школьников имеет ограничения к различным видам труда.

Авторы отмечают, что многие из осваиваемых профессий предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору в целом и к отдельным его функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к вестибулярной функции. Значительное число профессий связано с пребыванием в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации, вынужденным конвейерным ритмом работы. Эти условия предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС), особенно ее вегетативному отделу, к аппарату кровообращения в целом. И наконец, немало еще имеется профессий, требующих применений ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, вынужденной рабочей позой, напряжением отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата.

Но, как известно, некоторые функции и анализаторы нашего организма подвижны. В связи с этим актуально изучение тех природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться необходимые способности к успешному освоению профессии. В ряде случаев возможно и необходимо с помощью специальных средств развивать, повышать функциональные возможности молодых людей, желающих обучаться профессии, и тем самым делать их профессионально пригодными.

Именно эту задачу и призвана решать ППФП студентов .

— Startups — Chris Sacca of Lowercase Capital Pt. 2- TWiST #295


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: