Здоровье- естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Болезнь, процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.
Существуют следующие группы здоровья детей – группы риска:
Группа здоровья I – угрожаемые по частым острым респираторным заболеваниям на 1 году жизни.
Факторы риска:
— Отягощенность генеалогического анамнеза аллергическими, бронхолегочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
-Отягощенность биологического анамнеза — токсикозы беременности, угроза выкидыша, нефропатия, заболевания матери в период беременности, многоплодная беременность, переношенность, недоношенность, крупный плод, внутриутробная гипоксия, внутриутробная гипотрофия, заболевания в период новорожденности: тяжелые ОРЗ, пневмония, инфекционно-воспалительные заболевания, сепсис, тяжелые желудочно-кишечные заболевания
Группа здоровья II. Дети в возрасте старше 1 года, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений !организма
Факторы риска: Te же, что для детей I группы, а также:
— частые острые респираторные и другие заболевания на 1 году жизни;
— ранний (до 3 мес.) перевод на искусственное вскармливание;
— нарушения в уходе и воспитании, в режиме дня, питании, несистематическое физическое воспитание и закаливание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, несоблюдение основных санитарно-гигиенических правил;
— рахит, перенесенный на 1 году жизни;
— наличие среди взрослых и старших детей, окружающих ребенка дома, хронических очаговых рецидивирующих заболеваний.
Группа здоровья III. Дети старше 1 года, часто болеющие ОРЗ, с функциональными отклонениями организма, в том числе:
а) аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам, экссудативно-катаральному диатезу.
Факторы риска: Te же, что и для детей II группы, а также:
— нарушение {рационального вскармливания;
— нарушение сроков профилактических {прививок, атипичные реакции на профилактические {прививки;
— воздействие аллергенов (лекарственных, пищевых и других).
б) гипертрофия миндалин I-II, II степени, аденоиды I ст., искривление носовой перегородки без нарушения носового дыхания
Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:
— анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов и органов дыхания;
— нарушения прикуса
в) отклонения в физическом |и нервно-психическом развитии
Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:
— внутриутробная гипотрофия;
— низкая или высокая масса тела при рождении;
— нерациональное вскармливание и питание;
— нарушение обмена веществ
г) перинатальная энцефалопатия на 1 году жизни с синдромами:
— повышение нервно-рефлекторной возбудимости;
— гипертенэионно-гидроцефальный синдром;
— синдром недостаточной двигательной активности;
— невротические реакции
Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:
— родовая травма;
— нарушения режима дня;
— неправильный воспитательный подход;
— наличие вредных привычек
Основной контингент детей раннего и дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья — группы риска, не имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто болеющие (от 4-х и более раз в течение года), а также дети в период реконвалесценции после некоторых острых заболеваний.
Этот контингент детей в дошкольных учреждениях обусловливает высокий уровень заболеваний, в структуре которых основное место занимают острые респираторные инфекции.
Дети второй группы здоровья заслуживают пристального внимания врача-педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, обладают наибольшей эффективностью по предупреждению формированиях у них хронической патологии.
Лечебно-оздоровительная работа с детьми второй группы здоровья проводится в детской поликлинике, непосредственно в организованных коллективах, в условиях семьи.
Рекомендации — профилактические, специальные оздоровительные, лечебные с назначением медикаментозных препаратов — даются участковым педиатром, врачами-специалистами и вносятся в первичную выписку, передаваемую в дошкольное учреждение, а также в справку после острого заболевания ребенка.
Врач дошкольного учреждения после проведения углубленного осмотра составляет план оздоровления детей групп риска на текущий год с учетом рекомендаций участкового педиатра и врачей-специалистов. В план оздоровления входят: определение сроков наблюдения ребенка педиатром и врачами-специалистами, сроков лабораторных исследований и комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Ряд назначений должен быть рекомендован родителям и выполняться в домашних условиях: индивидуальное питание — фрукты, овощи, натуральные соки; общие ванны; специальное закаливание; общий массаж, дыхательная гимнастика; физические упражнения (коньки, лыжи, санки, туризм, плавание и др.); прием лекарственных препаратов; смазывание зева, ингаляции.
По окончании года наблюдения в истории развития пишется этапный эпикриз о результатах проведенного оздоровления или лечения и оценивается эффективность оздоровления.
В основе оздоровительной работы с детьми групп риска лежат щадящий режим в дошкольном учреждении и дома и лечебные мероприятия, проводимые в детской поликлинике, дошкольном учреждении и в домашних условиях.