Этнические общности и цивилизации

Образование этносов– процесс природно-социальный. С одной стороны, отдельные группы неоантропов были объединены характером физико-географических условий и необходимостью адаптироваться к определенному типу зональных ландшафтов, где они занимали свою «экологическую нишу». С другой стороны — увеличиваясь в количестве, неоантропы объединялись в отдельные родственные группы: роды и племена, жившие по соседству, на одной территории и образовавшие более или менее устойчивые объединения.Для изоляции племен или их дальнейшего расселения и формирования новых этносов важную роль играли географические, ландшафтные факторы – труднопроходимые пространства пустынь и обширных лесов, труднопреодолимые геоморфологические и гидрологические рубежи – горные массивы и высокие хребты, морские просторы и широкие реки и др.

Известный этнолог XX века Лев Николаевич Гумилев выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосознанием – этносы. Этнос – это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафтной среде, объединившаяся на основе оригинального стереотипа поведения и противопоставляющая себя всем другим, исходя из ощущения комплиментарности.

Комплиментарностью называют неосознанную и не предопределенную какими-либо видными причинами симпатию или антипатию (отрицательная комплиментарность) различных индивидуумов, этносов и суперэтносов (системы, состоящей из нескольких этносов). Этносы разделяютсяпонятием «мы – они». Ландшафт, в котором этнос впервые сложился в новую систему, становится его родиной или месторазвитием (по Л. Н. Гумилеву). Развитие первичного этноса происходит в пределах определенного биогеоценоза. Однако не каждая территория и биоценоз может быть месторазвитием этноса. По мнению Л.Н.Гумилева зарождение этносов происходило в наиболее продуктивных местах, на стыке ландшафтных зон, двух – трех ландшафтов. При сочетании горного и степного ландшафтов появились гунны, хазары, монголы; лесного и лугового – казанские татары, булгары; на пересечении тундры и лесотундры – эскимосы и тунгусы. В ходе дальнейшего развития этносы могут мигрировать в другие ландшафты.

С развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно, в процессе увеличения количества людей и расселения родо-племенных группировок, возникает отделение и изоляция некоторых групп, происходит обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей. О сложности духовной культуры неоантропов даже в далекое доисторическое время могут свидетельствовать многочисленные искусственные захоронения умерших людей с ритуальными предметами, культовые обряды и искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скульптуры). Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм (тотем – растение или животное от которого пошел род, которое является покровителем рода), шаманизм (шаман – посредник в серхъестественном общении с духами, богами, который наделен особым даром общения с духами и душами умерших).

Языческие культы Солнца, грома, огня, воды, гор и другие элементы язычества присутствуют в настоящее время в верованиях многих этнических общностей. Некоторые элементы язычества остались и у современных народов, исповедующих христианство, (например, у славянских и угро-финских народов), или буддизм (монголов, бурят, тувинцев, калмыков).

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностями, языком, традиционными верованиями. Основные виды этнических общностей в настоящее время – это родиплемя, народность, нация.

Племя – этническая общность, объединяющая отдельные роды и свойственная первобытно-общинному уровню организации общества. Возникло в процессе родовой организации общества. Племя объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоящего времени и в классовом обществе (например, у народов Кавказа, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии).

Народность – исторически сложившаяся с рабовладельческой эпохи территориально-экономическая, культурная и языковая этническая общность, следующая за племенем (союз племен, связанных культурным и экономическим общением), предшествуя нации.

Нация – более крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных племен и народностей, близких территориально, имеющих общие социо-культурные и экономические связи, верования, язык и литературу. На уровне развития нации в этнической общности возникает национальное самосознание, как выражение этно-культурной связи данного человека с другими людьми своего народа.

Национальная культура постоянно развивается и дифференцируется, вместе с языком и народными традициями. Она вбирает в себя новые элементы разных народностей, расширяется и разделяется на отдельные группы наций, создающих новые государственные образования. (Например, славянскаяэтническая общность,в процессе исторического развития разделилась на восточных славян (русские, украинцы, белорусы); западных славян (поляки, чехи, словаки, лужичане); южных славян (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, словенцы, хорваты), которые приобрели свои языковые особенности и отличия в элементах культуры и быта, вошли в различные национальные государственные образования наряду с другими народами. Например, Российское многонациональное государство – российская нация включает не только славянские народы, но и тюркские, кавказские, угро-финские и другие, которых объединяет не только государственная территория проживания, но и общий русский язык, и современная культура и экономические связи, формируя особое этно-культурное пространство на территории России.

Приобретая известную самостоятельность, национальная культура в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движения за политическое воссоединение национальных территорий, или за создание автономий, независимых государств (например, связанные с этим проблемы Карабаха, Чечни, Абхазии и Южной Осетии, Страны басков, Северной Ирландии и др.) или, например, движение за возрождение и развитие родного языка (на территории Квебека в Канаде, Тироля в Австрии).

Самосознание четко выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации и сохранивших свои историко-культурные корни. В меньшей степени национальное самосознание выражено у народностей, сохранивших пережитки родо-племенного деления. Это затрудняет общение и культурный обмен между отдельными их группами, говорящими на разных диалектах. У малых групп племенное самосознание преобладает над национальным. Слабое национальное самосознание присуще некоторым группам иммигрантов, двуязычному населению, группам населения, живущим вдоль этнических границ.

Активное национальное самосознание некоторых народов препятствует быстрой ассимиляции и растворению их в иной культурно-языковой среде. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, въетнамцы, филлипинцы и др.) в странах Европы и Нового света сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание даже в третьем и последующих поколениях, организуют и поддерживают свои «землячества», диаспоры.

Пребывание значительной этнической общности вне страны ее происхождения называют диаспорой. Большинство диаспор образовались в результате действия определенных социально-исторических факторов – насильственного выселения или угрозы геноцида (т.е. истребления другим народом). В мире существуют крупные диаспоры армян, греков, евреев, немцев, украинцев, русских и других народов.

В настоящее время исследователи все чаще выделяют так называемые цивилизационные пространства или ц и в и л и з а ц и и. Это сложное понятие разделяет глобальное пространство, населенное людьми на отдельные крупные регионы и территории, которые наполнены особым культурным содержанием религиозно-этнического толка.

Цивилизация – «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности, после того, который отделяет человека от других биологических видов» (по S. Huntington, 1993).

Принято выделять 8 основных цивилизаций:

— 4 цивилизации Востока: Китайско-конфуцианская, Индуистская,

Исламская, Японская;

— Западноевропейская католическо-протестантская(с северо-

американским и австралийско-новозеландским очагами);

— Славяно-православная (восточно-европейская или евразийская);

— Латиноамериканская (от Мексики до Чили);

— Африканская (негроидно-африканская).

Однако, как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев,(2000), все попытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо появляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, но в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют», здесь наблюдается переплетение «трансцивилизационных» элементов, исчезновение одних и доминирование других признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные «зоны смешения» цивилизационных признаков.

3.4. Этнические общности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: