Конспект урока информатики в 10 классе по теме «Обработка информации и алгоритмы»
Составитель: КууларЧейнеш Васильевна, учитель информатики.
Образовательные:
1) способствовать углублению представлений учащихся об алгоритмах обработки информации;
2) ввести понятие алгоритмической машины, рассказать о моделях алгоритмических машин Тьюринга и Поста;
3) способствовать формированию умения составлять программу на компьютерной модели машины Поста.
Развивающие:
1) способствовать развитию логического мышления;
2) способствовать развитию кругозора учащихся;
3) способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
1) способствовать формированию коммуникативных умений учащихся;
2) способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся.
Оборудование:компьютеры для учащихся с установленной на них машиной Поста.
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока
Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, что понимают под обработкой информации?
Для того, чтобы понять, что такое обработка информации, давайте рассмотрим простую задачу по математике. Условия задачи следующие:
Давайте решим эту задачу. И так, ученики 5-го класса получили 6 (5-к), нам нужно найти сколько 5-ок было получено всего учениками 5 а и 5 б классов. Мы знаем, по условии задачи. Что ученики 5 б класса получили на 3 5-ки больше. 6+(6+3)=15. Если мы все прибавим, то получим 15. Т.е. мы получили ответ, что ученики получили 15 оценок.
Перед нами стояла информационная задача. Мы только что сделали ее решение. Так вот, сам процесс некоторой информационной задачи это и есть – обработка информации.
Обработка информации – это процесс изменения формы представления информации или её содержания.
Рассмотрим еще один пример. Ученик переводит текст с английского языка на русский. Table – это стол. People –это люди. Room – это комната. Т.е. он точно так же занимается обработкой информации.
Как видим. Существуют несколько видов обработки информации:
1) Связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) Связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания;
3) Систематизация, структурирование данных;
4) Поиск информации.
Кто может быть исполнителем обработки информации?
Исполнителем обработки информации может быть человек или автомат (компьютер).
Что такое алгоритм?
Кроме самого алгоритма необходимо также некоторое устройство, реализующее этот алгоритм. В научных теориях такое устройство называется автоматом.
Алгоритм – это определенная последовательность логических действий для решения поставленной задачи.
Какими свойствами обладает алгоритм?
Свойства алгоритмов:
- Дискретность (разделенность на части) и упорядоченность. Алгоритм должен состоять из отдельных действий, которые выполняются последовательно друг за другом.
- Детерминированность (однозначная определенность). Многократное применение одного алгоритма к одному и тому же набору исходных данных всегда дает один и тот же результат.
- Формальность.Алгоритм не должен допускать неоднозначности толкования действий для исполнителя.
- Результативность и конечность. Работа алгоритма должна завершаться за определенное число шагов, при этом задача должна быть решена.
- Массовость. Определенный алгоритм должен быть применим ко всем однотипным задачам.
4. Практическая работа.