КАПС, являясь высококоммуникативным процессом, обладает психотерапевтическим потенциалом в отношении выявляемых в процессе проведения данной процедуры сложностей.
Коррекция мотивации.
Часть трудностей начального этапа психотерапии, а также части терапевтического этапа связана с наличием особенностей мотивации пациентов, которые не позволяют им в полной мере участвовать в психотерапевтическом процессе. Коррекция мотивации может происходить в процессе КАПС за счет следующих факторов:
— получение пациентом дополнительной информации о своем состоянии, характере и причинах имеющихся расстройств от группы специалистов-экспертов
— прямая и опосредованная конфронтация противоречивой позиции пациента участниками и ведущим КАПС
Коррекция отношений в диаде.
Нарушения коммуникации, неосознаваемые врачом и пациентом аспекты их взаимоотношений, могут быть проанализированы в процессе проведения КАПС. Коррекция отношений происходит за счет следующих факторов:
— получение обратной связи от участников КАПС
— получение информационной, экспертной поддержки.
— получение эмоциональной поддержки со стороны участников КАПС
— конфронтация неосознаваемых аспектов отношений в диаде в процессе КАПС
Коррекция представлений психотерапевта.
Часть трудностей проводимой психотерапии связано с ошибками в концептуализации данного случая психотерапевтом. В процессе КАПС врач-психотерапевт получает дополнительную информацию о пациенте, себе и особенностях своих отношений с пациентом. Важным является участие в КАПС специалистов, не вовлеченных в терапевтические отношения с пациентом.
Виды КАПС:
КАПС могут быть:
- плановыми, то есть предусмотренными по технологии ведения психотерапевтического случая в условиях подразделения (учреждения);
- внеплановыми, инициатором которых является не администрация подразделения (учреждения), а психотерапевтическая диада «врач-пациент».
В таблице ниже представлено описание особенностей КАПС в зависимости от поводов (мотивов) их проведения.
Таблица 5
Этапы психотерапии | Поводы к проведению КАПС | Особенности процедуры КАПС |
1-й этап | невозможность установления достаточного контакта | — фокус на коммуникативном процессе внутри диады — фокус на понимании личностных особенностей и клинической ситуации пациента — отсутствие достаточных диагностических данных в распоряжении участников КАПС — отсутствие таких источников информации как данные психодиагностики и супервизорское заключение |
2-й этап | — трудности в построении психотерапевтической гипотезы — затруднения в переходе к терапевтическому этапу | — анализ особенностей диады, которые препятствуют корректному завершению диагностического этапа — фокус на постановке задач |
3-й этап | — неудовлетворенность результатами проводимой психотерапии любым из участников психотерапевтической диады — незапланированный обрыв психотерапии | — в полной мере присутствуют все компоненты алгоритма КАПС — КАПС может проводиться в отсутствие одного из участников диады |
4-й этап | — неудовлетворенность результатами проводимой психотерапии любым из участников психотерапевтической диады — трудности в завершении психотерапии | — в полной мере присутствуют все компоненты алгоритма КАПС |
Результатами КАПС в большинстве случаев являются:
- Появление более полного представления об этиологических и патогенетических механизмах возникновения расстройства
- Появление у врача-психотерапевта непротиворечивой концепции психогенеза (психотерапевтической гипотезы)
- Появление в описании мишеней психотерапии, относящихся ко всем пяти группам
- Коррекция мотивации пациента
- Учет и принятие во внимание новых, ранее не отмеченных аспектов психотерапевтических отношений
- Описание технических и технологических проблем психотерапевтического процесса
- Формулирование рекомендаций относительно взаимодействия между членами терапевтической бригады и дальнейшего психотерапевтического лечения
Для выполнения запроса врача в заключении формулируется психотерапевтический диагноз, скорректированный с учетом всех полученных данных (представления о психогенезе, мотивации пациента, характере психотерапевтических отношений). По результатам проведенных разборов стало понятным, что для планирования психотерапии необходима оценка психологических и психосоциальных факторов этиопатогенеза невротических расстройств, психологических особенностей в поведении психотерапевта и отношений в диаде «психотерапевт-пациент». В части случаев диагноз лишь дополняется представлениями о мотивации и характере терапевтических отношений, в части случаев диагноз корректируется в соответствии с выявленными факторами, в некоторых же случаях для формулирования психотерапевтического диагноза необходимо определить ракурс рассмотрения врачом своего пациента, что принципиально меняет описание этиопатогенетического видения случая с учетом ведущей психотерапевтической парадигмы и вытекающей из него психотерапевтической стратегии и тактики.
Заключение.
Предложенный алгоритм клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС) позволяет проводить экспертный анализ психотерапевтического процесса в рамках конкретного психотерапевтического случая, с позиции различных теоретических концепций психотерапии.
Предложенный алгоритм технологически отличается от процедур клинических конференций (консилиумов), балинтовских групп и супервизии и может рассматриваться как развивающийся метод оптимизации психотерапии наряду с указанными.
Он позволяет учитывать и проводить анализ большинства факторов психотерапевтического процесса, типологизировать сложности психотерапевтических случаев с учетом этапов психотерапевтического процесса, ведущей психотерапевтической концепции, мотивации пациента, проходящих психотерапию, выделяемых врачом-психотерапевтом мишеней психотерапии, что несомненно повышает качество проводимой психотерапии.
Учитывая его высокую эффективности (возможности анализировать большинство феноменов процесса психотерапии), чувствительности (возможность качественной и количественной оценки феноменов процесса психотерапии), а также толерантность к различным теоретическим психотерапевтическим концепциям, алгоритм КАПС может быть рекомендован к применению в практику клинической психотерапии в условиях современного здравоохранения, хотя и нуждается в совершенствовании.