Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «волшебная птица»

Цель: совершенствовать умение в работе с бумагой.

Программные задачи: Учить создавать из бумаги объёмную фигуру – птицу. Закреплять навык сгибания бумаги в разные стороны — гармошкой; обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими признак предмета (красивая, волшебная, сказочная, яркая, весёлая, певучая, добрая, прекрасная); продолжать учить детей составлять простые предложения. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о птицах, чтение сказок, создание творческих работ по рисованию, аппликации.

Оборудование: листы цветной бумаги формат А-4, А-5, заготовка из картона птицы, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, бисер, нитки.

Ход занятия.

— Сегодня, ребята, я вас научу делать птицу. Это не простая птица, а волшебная, сказочная. Она может отнести ваше желание главному волшебнику сказочной страны Деду Морозу. Вот эта птица (показ образца). Рассматривание птицы. Объяснение, как выполнять работу. Листы бумаги надо сложить гармошкой, большой лист – крылья, меньший лист – хвост. Вставляем в прорези, расправляем, два конца хвоста надо склеить и птица почти готова.

Разминка

Птички поют заливаются, солнце встаёт улыбается.

Солнце, солнце выше поднимайся!

Птичка – певунья громче заливайся!

Солнышко красное поднимается, мы стоим весёлые, улыбаемся!

— Теперь самая главная часть работы. Птицу надо украсить, чтобы она стала волшебной. Украшать будем разноцветным бисером. Кто как придумает. Напоминаем детям, что работать надо аккуратно, правильно пользоваться салфетками, кисточкой. После окончания работ поиграть с детьми в игру: «Кто больше придумает красивых слов для своей птички». Надо придумать предложение со словами.

Итог занятия: Что сегодня вы научились делать? В какую игру мы поиграли? Сегодня все справились, молодцы. Птичка у всех получилась сказочная, волшебная, красивая.

Конспект по организации трудовой деятельности с детьми старшей группы
(по уходу за животными и растениями)

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды. В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему ивестные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию, огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкого к нему бытовому труду. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувства ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед воспитателем и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.
Учет своевременности и качества работы является непременным условием успешной организации деятельности по самообслуживанию как в детском саду, так и дома. В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.
Например, воспитатель первой младшей группы одевает детей после сна. Не спешит, все время разговаривает: «Вот туфельки сейчас наденем и пуговички застегнем. Ну-ка, как ты сам наденешь туфли? Хорошо. Я тебе здесь пяточку поправлю, а то она смялась. А теперь надевай рубашечку, а я пока помогу Саше одеться».
Юра трудится, не все у него получается. Воспитатель поможет немного, а дальше дает возможность действовать самому. Плохо, когда другой воспитатель этой же группы выполняет работу механически, лишь бы скорее одеть. В результате — дети, пользуясь спешкой взрослого, уклоняются от самообслуживания.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни — это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.
При одевании и раздевании, принятии пищи, уборке игрушек и материалов — всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затраты энергии порядок. Беспорядочное разбрасывание одежды, вещей, отсутствие системы и последовательности в требованиях приводят к появлению неряшливости, неаккуратности, снижают ответственность детей.
Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.
Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конче концов не справился с нею. У ребенка еще нет и самых простых навыков. Он не знает толком, как надеть шапку, пальто, а ему говорят: «Оденься».
Понятно, что ребенку трудно сразу справиться с такой сложной работой. У него ничего не получается, он теряет веру в свои силы. Вот почему необходимо постоянно приучать детей к труду по самообслуживанию, начиная с простых, легких заданий. При этом с самого начала надо следить, чтобы дети выполняли их хорошо. Мало просто убрать игрушки — нужно это сделать хорошо, правильно, быстро.
Организуя самообслуживание, воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены. Здесь необходим строгий контроль: чтобы одевание, пришивание пуговицы продолжались не слишком долго, иначе дети, сами того не замечая, переутомляются от однообразного занятия; чтобы работа старших дошкольников с ножницами, иглой проходила при достаточном освещении и чтобы эти предметы хранились в малодоступных для детей местах.

Исследовательская работа кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (В.И. Логинова, Е.Н. Герасимова, М.В. Крухлет, И.В. Тельнюк) показала, что успешность вхождения детей дошкольного возраста в реальные трудовые связи обусловлена уровнем освоения трудовой деятельности.

Психологи подчёркивают, что повседневная жизнь дошкольника требует включения ребёнка в реальные трудовые связи с близкими. Несформированность самообслуживания существенно затрудняет весь педагогический процесс, лишает ребёнка самостоятельности и определённой независимости от взрослых.

Вот почему процесс вхождения малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания.

Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в раннем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего взрослые помогают ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и прочее) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, убирание на место игрушек и другие). Каждому из микропроцессов свойственны целеполагание, набор определённых действий, своя последовательность выполнения, контрольно-проверочные умения, результат.

Следует заметить, что фактический уровень возможностей, физических сил детей раннего возраста и младших дошкольников ещё не велик. Малыш не может обходиться без посторонней помощи, поэтому необходимо ориентироваться на развитие социально одобряемых способах сотрудничества педагогов и родителей.

Основная цель в работе с семьёй дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребёнка. И поэтому самая первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

1.
Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;

2.
Взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения на детей;

3.
Организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье.

Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское «я сам!», не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого.

Предвосхищая возможную ссылку родителей на нехватку времени, не позволяющую им дожидаться, пока ребёнок сам справится с одеванием, можно сразу разъяснить, как следует учить одеваться, оказывая незаметную помощь, чтобы ребенок овладел нужными действиями в довольно короткий срок. Ведь для малыша процесс одевания состоит из целого ряда последовательных действий, и каждое из них требует от ребенка усилий. Поэтому родителям следует, оценивая возможности своего ребёнка, определять, что он предоставит малышу делать самостоятельно, каким действиям будет обучать, что в деятельности малыша будет одобрять, поддерживать.

Усилия детей раннего возраста часто не достигают результата (сандалии не надеваются, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы влезают в чужие домики» и т.п.). Но малыши стараются, поэтому не следует спешить на помощь ребёнку, который пытается сделать что-то самостоятельно. Не вышло, устал, просит помощи – помогите ему, похвалив за трудолюбие.

Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действий и их последовательности, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, потом смачивает их водой, намыливает, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все действия в той же последовательности. При этом педагогам и родителям желательно создать у детей хорошее настроение, используя стихотворения, потешки, песенки, например:

«Чистая водичка моет Вове личико, Тенечке – ладоши, а пальчики — Антоше».

«Буль буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться.»

«Льется чистая водица, мы умеем сами мыться».

Увлечь детей навыкам по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания взрослый даёт детям новое мыло в красивой обвёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!»

Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель может придумать сам: «Как Хрю ша умывается», «Зайка учит Мишку есть красиво и правильно» и т.п.

Взрослым следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, сухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушиться мокрые вещи и т.п.). Для этого они используют самые разные методические приёмы, в частности, рассказы о трудных для некоторых детей житейских ситуациях. Например: «Вы, дорогие мои ребятишки, молодцы! Всё-то вы умеете делать: и колготы надеваете правильно, и туфельки у вас застёгнуты, и личики чистенькие, и рукавчики сухие.

Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»).

А мне вот вчера встретилась рубашка, которая от мальчика сбежала. Лежит эта рубашка одна-одинешенька и тяжело вздыхает. А рукава у рубашки мокрые и мятые.

Я взяла рубашку, разгладила, аккуратно её сложила, а она мне вот о чём рассказала: « Мой хозяин – мальчик добрый и весёлый, но очень рассеянный. Идёт умываться, а рукава засучить забывает, и хожу я несчастная с мокрыми мятыми рукавами. Холодно мне, неуютно! Бр-р-р!

И руки сердятся – они тоже мёрзнут. Что делать как дальше жить, ума не приложу. Найдите мне, пожалуйста, нового хозяина. Я любить его буду.

Обучая детей снимать одежду, взрослый раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Он сопровождает свои действия словами:

«Вот кукла Маша сняла шапку и положила её в шкафчик на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафчики на верхние полки». И так далее. В процессе обучения необходимы благожелательное поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий.

Очень важно при обучении приёмам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов предъявлять всем детям одинаковое требование. Результат достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определённой последовательности.

Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как мы учились».

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения, какой либо задачи по самообслуживанию.

Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Педагоги добиваются, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет 43воспитывать в детях добро, заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но чёткой организации. Сам процесс труда диктует такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.

В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

Формируя у детей младшего возраста навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени.

Педагоги и родители учат детей совершать действия в определённой последовательности, сопровождая каждое своё действие пояснением.

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Подведя ребёнка к раковине, взрослый говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогает ему аккуратно и чисто умываться.

Постепенно родители и педагоги приучают детей правильно пользоваться полотенцем: показывают, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряют тех, которые делают это правильно.

По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому педагоги должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приёмы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.

Педагог закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками к 3 годам эта привычка должна быть сформирована.

Культурно-гигиенические навыки формирует у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку и т.д. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой.

Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Педагог ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребёнок забыл какое-либо требование, взрослый вначале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Всё это надо делать незаметно не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

Педагог организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.

В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. Уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Обучая ребёнка всему этому, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания. Когда дети становятся самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу.

Повышает интерес к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу раздеть, одеть уложить спать, накормить).

Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.).

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закреплению навыка наиболее эффективно проходят в совместной деятельности ребёнка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности людей, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшем детям. В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца. Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности. Детей приучают слушать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить помощи [20, 83].

Например, перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригаде воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации труда каждый ребёнок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.

В старшей группе можно организовать и «труд рядом». Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приёмам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.

В старшей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.

На данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действительным приёмом является также назначение дошкольников поочерёдно ответственными за общие дела.

Бывает целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.

В руководстве хозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором [23, 39].

Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится. Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками.

Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.

В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т. д.

Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).

Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определённые умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек; к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность [28, 18].

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда. Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой – по подготовке материалов к занятиям, третий – в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждого воспитанника, оценивать не только результата, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.

Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

К детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.

Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:

1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям [29, 123].

Таким образом, можно сделать вывод, что основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к хозяйственно-бытовому труду для окружающих – более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.

Методы педагога в руководстве трудом детей направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, стеллажи или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить внимания.
Нередко результат хозяйственно-бытового труда наглядно ощутим лишь непродолжительное время: накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. Результата, как такового, в виде какой-либо вещи нет.
С другой стороны, хозяйственно-бытовой труд постоянно необходим: кто-то должен обязательно накрыть на стол, подготовить все к занятию, привести в порядок кукольное хозяйство.
Но не только в этом его значение. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.
Очень важно продумать расположение всего необходимого инвентаря. Не обязательно, чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так, если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелят на стол перед стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для складывания выстиранного белья, веревка для его развешивания и пр., детям будет легче приготовить все необходимое сразу, до начала работы.
Здесь же следует повесить и небольшие полотенца, которыми дети смогут протереть тазики после стирки, и тряпочки для протирания столов и фартуков. Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.
Так же тщательно надо продумать расположение и всего остального инвентаря. Все, что нужно, чтобы вымыть игрушки: подносы для складывания мокрых игрушек, губки, которыми дети будут пользоваться, полотенца для вытирания игрушек; чтобы привести себя в порядок: нитки, пуговицы, иголки, щетки для одежды, обуви; чтобы протереть пыль с подоконников, стеллажей, игрушек: миски для споласкивания тряпочек, чистые тряпочки в достаточном количестве, щетки для чистки мягких игрушек и т. д. Все это не только создает удобства в пользовании инвентарем, но и служит формированию бережного отношения к вещам.
Детей приучают не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует тщательно продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. В этой главе подробно не рассматриваются

Ручной труд в старшей группе\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: