Контроль – выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, а также определене характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, к-ое испытывают ученики и проверка эффективности используемых в обучении приемов и способов обучения. В узком смысле термин «контроль» используется как часть урока, во время к-го проводится проверка дом.задания либо упражнений, выполненных в классе, а также когда учитель управляет процессом урока. Функции контроля: *собственно-контролирующая или проверочная; *диагностическая, т.е. своевременное обнаружение успешности (неуспешности) обучения; *управленческая, т.е. идет управление деят-ю учеников в получении информации; *корректировочная – идет корректировка знаний, возможно повышение знаний; *оценочная – рассматривается в 2-х направлениях: оценивается процесс учения и результат; *мотивационная (стимулирующая) – уч-ки дисциплинируются, мобилизуются; *планирующая; *обучающая – все приемы, методы, содержание контроля должны носить обучающий характер. В обучении ИЯ выделяется ряд требований к контролю: *соответствие условиям обучения; *соответствие современным лингводидактическим принципам обучения; *целенаправленность контроля; *систематичность, периодичность; *соответствие контроля определенным качественным характеристикам: объективность, адекватность, репрезентативность, надежность, экономичность, простота выявления и оценки результатов. Виды контроля: *текущий; *итоговый; *периодический; *тематический; *взаимоконтроль; *самоконтроль; *тестовый. Самоконтроль – объект целенаправленного формирования контроля полученных знаний и т.д., т.е. это самоанализ, самокоррекция, самонаблюдение и самооценка. Объектами контроля явл-ся ЗУН, к-ые д.б. сформированы в процессе обучения иноязыч. общению. Формы контроля: *индивидуальный; *фронтальный; *устный; *письменный; *переводной; *беспереводной. Тест – совокупность заданий имеющих специфическую организацию, одновременно охватывает всех учащихся, равные условия, фиксированное время, однозначность ответов. Позволяет определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности уч-ся на каждом этапе овладения ин.языками. Тест отличает тчательность его разработки, предварительная эксперементальная проверка и наличие таких характеристик, как валидность и надежность. Валидность измеряет, насколько хорошо усвоен материал, надежность показывает последовательные рез-ты теста. Принципиальное отличие теста от контр.работы предполагает измерение в тесте, а также тесты проходят процедуру стандартизации. Тест состоит из 2-х частей: информационной (инструкции, примерное выполнение) и операционной (сами задания). Виды тестов: *тесты на множественный выбор (проверка рецептивных ВРД, но ограничение в сфере применения); *тесты true/false; *установите соответствие; *на восстановление и дополнение (установление общего уровня владения языком); *перефраз (заменить др. выражениями); *нахождение синонимов, антонимов; *тест-перевод; *диктант как вид теста.
22. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИЯ.
Самостоятельная работа – вид учебно-позновательной деят-ти, к-ая осуществляется без непосредственного контакта с преподавателем с помощью спец. учебного материалов, выполняющих функцию управления самост-ой деятельности. Умения, необходимые для успешной работы учащегося: *необходимо осознать цели; *приемы организации рацион. сам. работы; *умение пользоваться средствами обучения; *умение находить опоры для своей работы. Формы сам.работы учащегося – парная, индивидуальная, групповая.: *все действия выполняются с опорой на спец.разработанные дидактический материалы, жестко направляющие деят-ть учащегося, применяются для формирования и совершенствования навыков; *операции с опорой на такие средства обучения, к-ые дают общие представления выполнения работы и осуществляют общие функции. Дается достаточная свобода творчества; *без опоры на какие-либо средства обучения. Виды сам.работы: 1) действия или операции по формированию ориентировочн.основы действий, по семантизации новых ЛЕ, по развитию языковой догадки. 2) выполнение устных упражнений со звукозаписью при формировании фонетических, лексических навыков. 3) индивидуальные виды работы (пересказ, конспект, аудирование, работа в парах). Этот вид сам.работы развивает творческие речевые умения. На сам.работу уч-ся отводится 3-3,5ч. в неделю. Сам.раб. должна проводится под руководством учителя, д.б. автономность уч-ся, т.е.идет внутренняя независимость уч-ся основанная на способности сам-но управлять процессом знаний, овладевать навыками и умениями. Уровни сам.работы: воспроизводящий – служит для усвоения нового и для создания эталонов памяти, уч-ся должны провести про себя; полутворческий – осуществляет перенос приобретенных ЗУН на др. аналогичные ситуации. Чаще всего используется подстановка и трансформация; творческий – уч-ся развивают свои умения для решения более сложных коммуник.задач в устной речи и при чтении. В зависимостиот уровня сам-ой работывыделяют след.способы управления ей: 1) жесткое управление – регламентирование каждого действия; 2) гибкое – наряду с регламентированными действиями используются нерегламентированные операции, к-ые контролируются с помощью ключей, инструкций; 3) эвристическое – большая творческая самостоятельность уч-ся и контроль заменен на самоконтроль. «Автономность» уч-ся – внутренняя, личная независимость, основанная на способности самостоятельно управлять процессом усвоения знаний, овладевания навыками и умениями иноязычного общения. Дистанционное обучение – форма обучения, при к-ой передача информации м/д обучающим и обучаемым происходит на расстоянии, в том числе с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей, радио, телевидения.