При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимание на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть избавлены от него с помощью педагогических воздействий. На первых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пребывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медленнои немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом, вовлекать его в подвижные игры, игры с любимыми предметами.
Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заикание носит функциональный характер (активная речевая деятельность при повышенной возбудимости ребенка). Если заикание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.
Дети с патологическими привычками тоже часто посещают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих привычек ребенка, требуется контакт с родителями, а в дошкольном учреждении надо следить, чтобы такие дети не уединялись, больше включать их в коллективные игры. Очень важно не фиксировать внимание ребенка на том, что он трогает свои половые органы ли сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой.
Для профилактики неврозов в первую очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного периода развития; когда беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.
После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным потребностям. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы.
Миопия, этиология, профилактика.
Этиология.
Наиболее частой причиной понижения остроты зрения в дошкольном возрасте является дальнозоркость.Это объясняется эволюцией рефракции у детей дошкольного возраста. Более 90% детей при рождении имеют дальнозоркую (гиперметропическую) рефракцию, что определяется недостаточным переднезадним размером глазного яблока и развитием глаза и его преломляющей силы. По мере роста глаза и развития его преломляющей силы относительное число детей с дальнозоркой рефракцией уменьшается, но все же преобладает до 5—б лет.
Причиной понижения остроты зрения может быть и близорукая(миопическая) рефракция.
Близорукость (миопия) — аномалия клинической рефракции, при которой лучи, идущие к глазу от расположенных вдали объектов, соединяются в фокус не на сетчатке, а перед ней, вследствие чего формируется нечеткое изображение.
Близорукость чаще всего возникает у детей в школьные годы, к IV—V классу. Однако в последнее время нередки случаи развития близорукости и у дошкольников. Причиной развития близорукости у дошкольников в 20—25% случаев является наследственная предрасположенность, особенно когда близорукость носит прогрессирующий (злокачественный) характер.
Формированию миопии способствуют нарушения осанки и плохая освещенность рабочего места (особенно мерцания и блики на экране монитора компьютера). Способствуют развитию близорукости и некоторые заболевания: хронический тонзиллит, ревматизм, частые респираторные заболевания, а также общее ослабление организма ребенка в результате перенесенной болезни.
Течение болезни.В развитии близорукости, согласно гипотезе профессора Э. С. Аветисова, большая роль отводится ослабленной аккомодации, т. е. способности глаза отчетливо различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. Если у ребенка аккомодация ослаблена (причина — недостаточное развитие в этом возрасте мышцы глаза, управляющей процессом аккомодации), то работа на близком расстоянии для него непосильна. Ребенок вынужден приспосабливать глаза (достигается это увеличением переднезаднего их размера), что приводит к развитию близорукости. Один из основных признаков ее проявления — ухудшение зрения вдаль. При этом, чтобы яснее рассмотреть предметы дети начинают прищуриваться (отсюда происходит и название — миопия, от греческого myo — прищуриваю и opsis — зрение) а иногда жалуются на головные боли после занятий.
При дальнозоркости ухудшается зрение, как на близком, так и на дальнем расстоянии, но дальнозоркий ребенок далекие предметы видит лучше, чем близкие. Для ясного видения близких предметов при дальнозоркости необходимо напряжение аккомодации. Это вызывает у ребенка утомление, головные боли.
Лечениенарушений остроты зрения сводится прежде всего к обязательному ношению специально подобранных очков.
При простой стационарной близорукости ограничиваются рекомендациями по гигиене зрения и коррекцией аномалии оптической системы глаза очками с отрицательными (рассеивающими, concav) линзами, контактными линзами или изменяют конфигурацию роговицы путем хирургического или лазерного вмешательства. Коррекция (очковая, контактная, хирургическая, лазерная) обеспечивает высокую остроту зрения.
В специальных детских садах для консервативного лечения прогрессирующей близорукости выполняют упражнения глазных мышц, способствующие восстановлению бинокулярного зрения с помощью специальных приборов и аппаратов, которые облегчают выполнение ребенком задания и позволяют контролировать их правильность.
Профилактика.
Для профилактики близорукости рекомендуется ограничение зрительной работы на близком расстоянии (чтение, рисование, компьютер и т.д.), соблюдение всех требований гигиены зрения (хорошее освещение рабочего места, правильная осанка без излишнего наклона головы при чтении и письме, чередование зрительной работы с 10— 15 мин отдыха), общее укрепление организма (закаливание, занятия спортом), систематические тренировки цилиарной мышцы глаза для улучшения аккомодационной способности, своевременное (в сроки до 2 мес.) выявление и лечение спазма аккомодации.
Исходя из описанных выше причин ее возникновения очевидно, что много можно сделать в условиях дошкольного учреждения. Прежде всего необходимо принимать все меры для укрепления здоровья ребенка: соблюдение режима дня, занятий, обеспечение оптимальных гигиенических условий, правильно организованное физическое воспитание и закаливание организма и т. д.
Длительность обязательных занятий в дошкольных учреждениях не должна превышать установленной в зависимости от возраста детей. При этом чисто зрительная работа не должна превышать 5—10 минут в младшей группе детского сада и 15—20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После занятий, связанных с напряжением зрения (рисование, лепка и т. д.), детей необходимо переключать на вид деятельности с преимущественным участием слуха. Если первое занятие строится главным образом с использованием зрения, товторое должно быть связано с двигательной активностью ребят гимнастическое или музыкальное.
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль(при этом расслабляется аккомодационная мышца). Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.
Обычно близорукость развивается незаметно. Воспитатель может наблюдать, что ребенок начал прищуриваться, низко склонять голову во время занятий, приближать предметы к глазам, не справляться с заданием, особенно при рисовании, уставать на занятиях. В этих случаях необходимо направить ребенка к окулисту.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.
Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6—7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.
И в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.
Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.